logo
Учеба / Рыночный механизм как взаимосвязь элементов рынка

41 Миссия и цели организации; их соотношение со стратегией и тактикой

Миссия – это чётко сформулированный смысл существования организации, её предназначение. Миссия включает в себя ценности, морально-этические нормы и принципы в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.

Миссия организации формулируется для отражения имиджа организации и направлена на решение следующих задач:

Во-первых, миссия даёт субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова её философия.

Во-вторых, миссия делает ясными для сотрудников общую цель, её предназначение. В результате сотрудники ориентируют свои действия в едином направлении. Миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее доводятся ценности и принципы, которые лежат в основе осуществления деятельности организации.

В-третьих, миссия является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей.

Обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организации, создает базу для оценки использования ресурсов в процессе деятельности организации

Расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применить более широкий набор приемов мотивирования.

Миссия должна быть сформулирована предельно ясно, для того чтобы она была легко понята всем субъектам, взаимодействующим с организацией.

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируется в виде целей.

Цели – это желаемое состояние, которого можно достичь скоординированными усилиями всех сотрудников в заданный промежуток времени.

В стратегическом управлении выделяют три типа целей, которые должны быть согласованы в рамках процесса планирования. В теории управления – это цели стратегического треугольника:

Корпоративные цели – Это цели главным образом связанные с требованиями, которым должны удовлетворять все хозяйственные подразделения, с границами организации в целом, с финансовыми целями, с желаемым географическим распределением деятельности, с позицией, занимаемой компанией в отношении социальной ответственности. Корпоративные цели – это следствие и реальное воплощение миссии;

Существуют три основные характеристики, которые определяют как саму цель, так и те усилия, которые требуются от работника по её достижению:

  1. Сложность цели отражает уровень профессионализма необходимый для её достижения. Чем выше квалификация работника, тем чаще он определяет свою деятельность как систему результатов, которую должен обеспечить. Сложность цели определяется процессом её достижения.

  2. Специфика цели отражает количественный результат, её определённость. Специфика подразумевает соответствие процесса достижения цели должностными обязанностями исполнителя.

  3. Приемлемость цели отражает степень восприятия работником цели, которая перед ним поставлена. Человек всегда оценивает те трудозатраты, которые ему необходимы для достижения цели, и то, что он получит в результате. Если выгоды для него не очевидны, то цель может быть, и не принята, а значит и не достигнута. Приемлемость цели напрямую зависит от мотивации сотрудника на её выполнение.

При определении целей необходимо принимать во внимание следующие базовые требования:

- нельзя определить цель без наличия достаточного количества достоверной информации об объекте;

- нецелесообразно пользоваться только каким-либо одним способом определения целей;

- цель должна быть чётко описана и далее необходимо убедиться в том, что она правильно понята теми, кому её предстоит выполнить;

- цель должна быть конкретной и измеримой, т.е. иметь количественный показатель результата;

- цель должна быть достижимой в заданный период времени. Исполнитель должен быть уверен в том, что сможет достичь результата, т.е. должны быть выделены ресурсы для достижения цели;

- цели должны быть совместимыми по времени. Долгосрочные цели соответствуют миссии, краткосрочные – долгосрочным;

- цели не должны быть противоречивыми как на уровне стратегического треугольника, так и различных подразделений;

- цели должны быть гибкими, т.е. их следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с изменениями, происходящими во внешней среде.

- для достижения каждой цели должен быть определён срок (неделя, месяц, год и т.д.).

Цели можно классифицировать по трём основным признакам по срокам, по исполнителю и по конечному показателю.

Классификация целей предприятия.

Иерархическая модель.

Количество уровней декопозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от иерархичности построения её менеджмента.

В

1-й

уровень

2-й

3-й

ыделение уровней иерархии целей может осуществляться как на основе функционального принципа управления, так и по товарнорыночному принципу.

Для организации, построенной на основе функционального деления, дерево целей строится по принципу: цель предприятия – функциональные цели (по подразделениям) – оперативные цели.

Для организации по товарно-рыночному принципу: цель предприятия – цели бизнесов – оперативные цели.

На практике часто объединяются два эти подхода, и структура дерева целей будет иметь вид: цель предприятия – цели бизнесов – функциональные цели подразделений – оперативные цели.