logo search
Введение в специальность МО

3.2. Профессия менеджера

Основное содержание деятельности менеджера, — это управление, руководство людьми и это является главной осо­бенностью профессии менеджера. Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. В общем случае власть- это способность и возможность осуществлять свою волю, оказы­вать определяющее влияние на поведение и деятельность от­дельных людей и их групп с использованием авторитета, пра­ва, насилия, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства.

Принято выделять следующие основные формы власти: основанную на принуждении, традиционную, компетентную, базирующуюся на мотивации, эталонную, власть-харизму. Власть, основанная на принуждении, предполагает, что руко­водитель может оказывать влияние на других (подчиненных), если он контролирует тем или иным способом величину или форму наказания, которое может быть к ним применено. В этой связи следует учитывать, что управление, базирующееся на принуждении, на страхе подчиненных, может привести только к кратковременному успеху, в долгосрочной перспек­тиве такой руководитель обречен на провал. При таком спосо­бе осуществления власти возрастает риск саботажа со стороны подчиненных.

Традиционная (законная) власть — основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего долж­ностного положения в структуре организации, а также на вере подчиненных в незыблемость традиций и в то, что существую­щее положение вещей, с одной стороны, наилучшим способом отвечает их потребностям и интересам, а с другой — что это по­ложение не только невозможно, но и нецелесообразно изме­нять. Вместе с тем неоправданное преобладание традиционной власти, чрезмерная приверженность устаревшим традициям и ценностям может привести к тотальному консерватизму, бло­кировать творческую инициативу в организации.

Компетентная (экспертная) власть осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полез­ных знаний, возможно, недоступных по тем или иным причи­нам подчиненным, и является таковым. Это наиболее надежная опора для руководителя любого уровня управления как в крат­косрочной, так и в долгосрочной перспективе. В этой связи представляет интерес высказывание древнего китайского фило­софа Лао-цзы: «Там, где великие мудрецы имеют власть, под­данные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньше, народ их презирает». Залогом стабильно­сти и эффективности такой власти является постоянная наце­ленность руководителей всех уровней на саморазвитие.

Власть, базирующаяся на мотивации (вознаграждении), означает, что руководитель имеет власть над другим челове­ком, если этот человек верит, что руководитель может возна­градить его или отказать в этом. Вместе с тем, учитывая сложность и большое разнообразие иерархий потребностей людей, существует проблема идентификации иерархии по­требностей подчиненного. Кроме того, в арсенале руководителя может не оказаться средств, адекватных индивидуальным потребностям всех подчиненных. При осуществлении управ­ления, основанного на мотивации, менеджеры нередко сводят всю гамму средств воздействия к денежному стимулирова­нию, а его возможности нередко ограниченны как по размеру, так и по эффективности воздействия на подчиненного.

Эталонная власть (власть примера) основывается на том, что индивидуальные качества, способности и стиль работы менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же. Вместе с тем, представления об эта­лоне поведения и деятельности могут коренным образом из­мениться под воздействием внешних обстоятельств или вследствие развития коллектива и отдельных исполнителей. Это способно поставить под угрозу сложившиеся связи и в целом эффективность управления.

Власть-харизма — поддерживается убежденностью в нали­чии у человека, выступающего в качестве носителя власти, «богом данных» качеств, вызывающих преклонение перед ним и веру в его особые способности и возможности. Харизмати­ческий лидер (руководитель) выступает, как правило, в роли избавителя и благодетеля. Ему обычно приписываются все ус­пехи его сторонников. Неудачи используются для прославле­ния лидера, в них обвиняются другие люди или обстоятельст­ва. Следует учитывать, что главной угрозой для стабильности управления, основанного на такой власти, является низкая ре­зультативность работы организации.

Основные особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим:

Ø  неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных кри­териев выбора управленческого решения);

высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему кол­лектива, а также организации в целом;

Ø  повышенной  ответственностью  субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только ад­министративной (иногда и уголовной), но главным обра­зом моральной;

Ø  положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;

Ø  особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления, – к знани­ям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;

Ø  наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководи­теля и коллектива, между руководителями, между различ­ными организациями. Этот потенциал требует нейтрализа­ции, а ситуации конфликта – гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;

Ø  весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управ­ления с другими людьми. Каждый из подобного рода кон­тактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;

Ø  определяющим влиянием, которое оказывают на содержа­ние решений личные качества и интересы лиц, прини­мающих это решение;

Ø  конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве слу­чаев не совпадают;

Ø  уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управ­ленческая ситуация существенно отличается от всех дру­гих, несмотря на то, что существуют и так называемые ти­повые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной, ситуации определяется уникальностью ее участников (каждый человек – уникален), каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значе­ние для ее разрешения. Успешное разрешение любой управленческой ситуации предполагает использование ру­ководителем своего творческого потенциала.

Для характеристики профессии менеджера важными явля­ются также следующие основания общей классификации про­фессий:

Ø  содержание труда (по предмету, цели, средствам, спосо­бам, условиям), т.е. характеристика объекта труда;

Ø  характер требований к психике человека, т.е. характери­стика субъекта труда [5].

По объекту труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «чело­век – человек». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаи­модействие «человек – живая природа» (инженеры, механики), «человек – знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек – художественный образ» (артисты, телеведущие). Собственные склонности в разрезе объекта труда можно оце­нит с использованием психологического теста «Проверка профессионального соответствия» (См. Приложение 1).

По целям профессия менеджера – преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты).

По средствам труда менеджер относится преимущественно к числу профессий умственного труда, используются при не­обходимости средства обработки информации – вычислитель­ная и организационная техника.

По условиям труда профессия менеджера относится, ско­рее, к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному. Нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров.

Это профессия, требующая наиболее высокой степени ак­тивности и уровня ответственности человека, а также тре­бующая сочетания у человека многих качеств, прежде всего коммуникативных и организационных.

По мере повышения уровня должностного положения ме­неджера характер требований к психофизическим особенно­стям человека изменяются от относительной профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной про­фессиональной пригодности, для которой необходимы опре­деленные природные данные (качества лидера, организатор­ские способности и т.д.).

Труд менеджера с повышением его должностного положе­ния изменяется также от самостоятельного (в пределах задачи предоставляется простор для самостоятельного выбора прие­мов работы) до свободного творческого труда (характерен для «топ-менеджеров» – работник самостоятельно выбирает не только приемы деятельности, но и задания).

Важная особенность профессии менеджера заключается в том, что он может руководить работой групп людей, профес­сия которых связана с иными:

Ø  целями (гностическими профессиями – эксперт, ревизор; изыскательскими – научный работник);

Ø  объектами (взаимодействие «человек – живая природа» – инженер, механик и др.; «человек- человек»- врач, учи­тель, продавец и др.);

Ø  средствами (ручного труда- представители ремесел; ма­шинно-ручного труда – машинист, водитель; с применени­ем автоматизированных систем – оператор);

Ø  условиями – с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), с экстренными и экстремальными ситуациями (сотрудники МВД, МЧС и др.);

Ø  степенью квалификации (профессии с простым квалифи­цированным трудом, профессии, не требующие специаль­ной подготовки);

Ø  характером труда (автоматический труд – строго регла­ментированный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, в частности рабочий-сборщик; полуавтоматический труд – действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме и стиле, в частности машинистка; шаблонный исполни­тельский труд – задания и приемы разнообразны, но стро­го оговорены инструкциями, в частности швея).

Существует четыре типа профессии управленца (менедже­ра организации):

1)      руководитель.  Его  основная деятельность – управление конкретным коллективом людей (организацией), принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции;

2)      консультант в области управления. Здесь его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается  консультированием,  т.е.  подготовкой  и представлением руководителю (организации) конкретных советов   по  решению  проблем   в  области   социального управления. Принятие решения с учетом полученного со­вета остается за руководителем. Он же несет и всю полно­ту ответственности за принятое решение;

3)      ученый в области управления. Суть его основной деятель­ности – научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение за­кономерностей социального управления, выявление, объ­яснение, обоснование и прогнозирование событий и явле­ний в сфере менеджмента;

4)      преподаватель менеджмента. Смысл деятельности препо­давателя заключается в обучении, передаче знаний в об­ласти управления, руководстве самообразованием менед­жеров, управленческом просвещении.

С каждым из указанных типов профессии управленца связа­ны специфичные требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам специалиста. Так, для руководите­ля особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментарием на практике. Для ученого в области управления- творческие способности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере научного управления. Для преподавателя менеджмента – его способности методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, направить его само­стоятельное обучение, навыки передачи знаний.

Любая профессия требует опыта и мастерства, по мере профессионального роста человек может расширять сферу

своих профессиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализировать­ся в более узких или новых областях. Так, ротация управлен­цев высшего звена управления является основой для форми­рования так необходимого сейчас России корпуса «топ-менеджеров» (высшего менеджмента). В качестве более ши­рокой сферы приложения сил и способностей менеджера фе­дерального уровня можно рассматривать, в частности, руко­водство межведомственной комиссией. Как более узкая сфера деятельности управляющего крупным предприятием может выступать руководство федеральной целевой программой.

В связи с реформированием экономики России до настоя­щего времени возникают новые области, в которых требуется квалифицированное управление, в их числе риск-менеджмент, антикризисное управление, создание единой системы благо­творительности, разработка и внедрение новых социальных идей (связанных с экологией, распространением здорового образа жизни и т.д.).