logo search
Менеджмент учебник

9.2.1. Природа и определение понятия лидерство

«Если можешь стать орлом,

не стремись стать первым среди галок»

Данное выше описание власти и ее источников в организации тес­но связано с лидерством. В основе лидерства лежат отношения доми­нирования и подчинения, влияния и следования в системе межлично­стных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффектив­ным. В практике управления лидерство — это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.

Важное различие между лидерством и властью относится к совместимости целей. Для существования власти не обя­зательно требуется совместимость целей. С другой стороны, лидерст­во, чтобы реализоваться, требует определенного соответствия между целями лидера и целями тех, кто за ним следует.

Как было отмечено ранее, лидерство предполагает использование власти. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации. Кроме того, власть это двусто­ронние отношения между лидером и подчиненными и между лиде­ром и его начальником. Поскольку эффективность лидерства зависит от объема и типа власти, которые лидер использует в отношении как подчиненных, так и своего начальника, то важным является вопрос: какие источники власти и как необходимо использовать, чтобы до­биться большей эффективности? Проведенные в этом направлении исследования в организациях свидетельствуют о следующем. Рабочие в отношении бригадира признали, что право на власть является наибо­лее веской причиной для подчинения. Хотя в группах, не связанных с большим объемом физической работы, на первом месте была эксперт­ная власть. Далее в целом по силе влияния идут экспертная власть, воз­награждение, власть примера и на последнем месте принуждение. Однако несмотря на то, что право на власть было признано наиболее сильно влияющим источником власти, он тем не менее не связан с ре­зультатами работы бригады. Большее влияние на результаты работы оказывают экспертная власть и власть примера, которые качественно отличны от права на власть, власти вознаграждения и принуждения. Экспертная власть и власть примера зависят от личностных качеств и, таким образом, очень индивидуальны, в то время как право на власть, власть вознаграждения и принуждения организационно устанавлива­ются равными для равных иерархических уровней. Исследования по­казали, что подчиненные более удовлетворены руководителем, кото­рый использует не только источники власти, основанные на его пози­ции, занимаемой в организации. Интересно, что в группах, где уровень власти вознаграждения высок, результаты работы были ниже, а не­удовлетворенность выше. Право на власть и власть принуждения боль­ше ассоциируются с неудовлетворенностью, но они мало связаны с ре­зультатами работы. В целом результаты исследований показывают, что лидеры используют по-разному разные источники власти в зависимо­сти от ситуации.

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от неуспешных тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В со­временном русском языке под руководством, с точки зрения собствен­ника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руко­водящий состав), либо процесс, т.е. обладающий некоторыми особен­ностями способ управления организацией. Синонимами слов «руко­водство» и «руководитель» являются слова лидерство и лидер.

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Од­нако систематизированное, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее все еще не существует полно­го согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изу­чаться.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в органи­зации это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу под­чиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питаю­щие. Лидерство как специфический тип отношений управления осно­вывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаи­модействия в организации. Этот процесс является гораздо более слож­ным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участни­ков. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответст­венно отношения «начальник подчиненный», свойственные традици­онному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер последователь» [8].

Так, если взять в качестве примера директора завода, то по должно­сти он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к ли­дерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организа­ции должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимае­мую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняет­ся, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной вла­сти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для пред­приятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетент­ность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лиде­ром в организации, так как лидерству в значительной мере свойствен­на неформальная основа. Можно занимать первую должность в орга­низации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном примере в ор­ганизации лидером скорее будет считаться заместитель, чем eго непо­средственный начальник директор завода.

Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обуслов­лен использованием личностной основы власти и источников, ее пи­тающих. Идеальным для лидерства считается использование эффек­тивного сочетания обеих основ власти.

В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство — это воздействие на группы людей, побуждающее их к дос­тижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик опре­деляли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О'Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на лю­дей, преследующим достижение обшей цели.

Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждени­ем и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.

Лидерство это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих це­лей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство яв­ляется функцией лидера, последователей и ситуационных переменных [8].

Вышеприведенные определения не подразумевают необходимости лидерства только для какого-то определенного типа организаций. Речь идет о взаимодействии или взаимовлиянии между людьми в рамках любого вида деятельности (образование, здравоохранение, бизнес и т.д.), а не только в политических процессах. Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер последователь» не обязательно предполагает его иерархиче­ский характер, как это имеет место в случае отношений «начальник подчиненный». Лидерство, как и власть, это потенциал, имеющийся у человека.