logo
Менеджмент учебник

2.3.2. Отечественные приоритеты в управлении

1. Приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий.

Наиболее актуальными проблемами управления в России ста­новятся антикризисное управление, управление занятостью людей, информационные технологии, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфе­ре производства, банковский менеджмент. Однако главная про­блема состоит не в том, чтобы выявить их, а в том, чтобы выстроить ранжированные приоритеты. Именно здесь зародились наиболь­шие трудности в понимании менеджмента и его роли в России.

2.Инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его существования.

Здесь важно понять и сформулировать понятие собственно ин­фраструктуры. Она представляет собой совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой формируется российский менеджмент, а именно:

3. Комплекс факторов, затрудняющих или благоприятствующих укреплению менеджмента в России.

Это факторы уровня научного мышления, методологической структуры, развития социально-экономических знаний.

4. Культурная среда, особенности общественного сознания.

Это факторы, которые невозможно изменить в одночасье и ко­торые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменять.

Сопоставляя российский менеджмент с японским и американ­ским, можно сказать, что он сочетает в себе черты как одного, так и другого, что отвечает особенностям российского рынка и позво­ляет российскому бизнесу эффективно функционировать в слож­ных, постоянно меняющихся условиях.

Историю современного российского менеджмента можно пред­ставить в виде четырех этапов, продолжительность каждого из ко­торых относительно невелика, поскольку развитие менеджмента как такового началось с середины 1980-х гг. в результате обще­ственно-политических преобразований, получивших название перестройки [28].

Первый этап, или ранний период, развития (конец 80-х гг.) ха­рактеризуется появлением менеджеров-антрепренеров, цель кото­рых заключалась в личном обогащении независимо от выбранной отрасли или сферы деятельности. Хозяйствующие субъекты назы­вались кооперативами и позволили их менеджерам-владельцам при­обрести необходимые навыки и опыт управления коллективами, освоения новых производств и рынков, взаимодействия с контакт­ными аудиториями, включая органы государственной власти.

Второй этап развития (примерно с 1992 по 1998 г.) связан с по­явившейся необходимостью создания нового типа управленцев для сложившейся отраслевой и территориальной производственной структуры российской экономики, когда производство товаров должно было осуществляться в новых условиях. Производственно-хозяйственные связи с предприятиями, расположенными в республиках бывшего СССР, были разрушены, требовались поиски других источников сырья, комплектующих, а также рынков сбыта. На вто­ром этапе произошло более четкое разделение менеджеров на три типа хозяйственники, антрепренеры и наемный персонал.

Третий этап развития, который начался приблизительно в 1998 г., характеризуется более быстрыми темпами возникновения группы профессиональных менеджеров во вновь создаваемых от­раслях и сферах (консалтинговых, инвестиционных услуг), а также на новых рынках, как, например, фондовый, потребителей фарма­цевтической продукции, бытовой электроники и электротехники.

Четвертый этап, развитие которого относится к настоящему периоду, характеризуется увеличением доли профессиональных менеджеров, работающих по найму практически во всех отраслях и сферах производства и обслуживания.

Возникновение четвертого этапа объективно обусловлено сле­дующими причинами:

На сегодняшний день с уверенностью можно говорить, что ин­теллектуальный капитал, навыки и компетенция менеджеров яв­ляются ключевыми элементами любого успешного бизнеса и на­прямую влияют на показатели его эффективности и рыночной привлекательности. Этим объясняется высокий приоритет про­фессионального развития и продвижения управленческих кадров внутри корпоративной среды как функции создания и потребления высокоценного актива для достижения целей деятельности ком­пании. Следовательно, встает вопрос о дальнейшем профессио­нальном развитии управленческих кадров как о стратегической задаче российского бизнес-сообщества.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что на современном эта­пе вместо полной закрытости или открытости в стране делается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и хозяйство при одновременной защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участ­ников рынка. Для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать и гарантировать благоприятный инвестици­онный и предпринимательский климат, проводить предсказуемую и стимулирующую рост макроэкономическую политику, осуще­ствить структурную перестройку экономики. Эти задачи и стоят перед современным российским менеджментом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

  1. Предпосылки зарождения менеджмента как системы управления хозяйством.

  2. Особенности древнего военного управления.

  3. Зарождение профес­сионального менеджмента как отделение управления от собственности.

  4. Основные условия формирования системного подхода к управлению.

  5. Характеристика школы научного управления.

  6. Сущность и цели классической, или административной, школа управления.

  7. Актуальность принципов школы человеческих отношений в управлении в начале 20-го века и в наши дни.

  8. Зарождение и развитие системного подхода.

  9. Соци­ально-экономические факторы, влияющие на формирование российского ме­неджмента.

  10. Положительные факторы становления российско­го менеджмента.

  11. Тенденции развития современного российского менеджмента.

  12. Отечественные приоритеты в управлении.

  13. Отличительные этапы развития менеджмента в России начиная с 1980-х годов.

  14. Ключевые элементы современного эффективного менеджмента в России.