logo
Менеджмент учебник

3.2.2. Инновации как объект управления

В мировой экономической литературе понятие «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-тех­нического прогресса в реальный, воплощающийся в новых про­дуктах и технологиях.

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «иннова­ционный процесс», «инновационное решение» и т.п. Для уточне­ния понятия «инновации» познакомим читателей с различными взглядами на ее сущность.

В литературе насчитываются сотни определений инновации. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организаци­онные, управленческие и др.

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобаль­ные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внед­рения и т.п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мон-чев, И. Перлаки, В. Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твист, Й. Шумпетер, Э. Роджерс и др.) трактуют это понятие в зависимо­сти от объекта и предмета своего исследования.

Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в ко­тором изобретение или идея приобретают экономическое содер­жание. Ф. Никсон считает, что инновация это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промыш­ленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что иннова­ция это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изоб­ретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факто­ров, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений новый момент динамизации экономиче­ского развития.

В настоящее время применительно к технологическим иннова­циям действуют понятия, установленные в Международных стан­дартах в статистике науки, техники и инноваций.

Международные стандарты в статистике науки, техники и ин­новаций рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное писание в условиях рыночной экономики. В соответствии с эти­ми стандартами инновация конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовер­шенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усо­вершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

Анализ различных определений приводит к выводу, что специ­фическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция измене­ния.

Австрийский ученый Й. Шумпетер выделял пять типичных из­менений:

  1. Использование новой техники, новых технологических про­цессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа).

  2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

  3. Использование нового сырья.

  4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта. Эти положения Й. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г.

Позднее, в 30-е гг. он уже ввел понятие «инновация», трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспорт­ных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Термины «инновация» и «инновационный процесс» не одно­значны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими кри­териями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффек­тивность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конку­рентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-техни­ческие разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-техниче­ские же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разрабо­ток в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непре­менными свойствами инновации являются научно-техническая но­визна и производственная применимость. Коммерческая реализуе­мость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризуют конечный результат научно-произ­водственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особо­го товара научно-технической продукции и является матери­ализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Из сказанного следует, что инновацию как результат нужно рас­сматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость [21]. От­сутствие любого из них отрицательно сказывается на инновацион­ном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономичес­кую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следу­ет обратить внимание на два момента: «материализацию» иннова­ции, изобретений и разработок в новых технически совершенных видах промышленной продукции, средствах и предметах труда, технологии и организации производства и «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.

Следовательно, научно-технические инновации должны: а) об­ладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.