9.2.1. Природа и определение понятия лидерство
«Если можешь стать орлом,
не стремись стать первым среди галок»
Данное выше описание власти и ее источников в организации тесно связано с лидерством. В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным. В практике управления лидерство — это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.
Важное различие между лидерством и властью относится к совместимости целей. Для существования власти не обязательно требуется совместимость целей. С другой стороны, лидерство, чтобы реализоваться, требует определенного соответствия между целями лидера и целями тех, кто за ним следует.
Как было отмечено ранее, лидерство предполагает использование власти. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации. Кроме того, власть – это двусторонние отношения – между лидером и подчиненными и между лидером и его начальником. Поскольку эффективность лидерства зависит от объема и типа власти, которые лидер использует в отношении как подчиненных, так и своего начальника, то важным является вопрос: какие источники власти и как необходимо использовать, чтобы добиться большей эффективности? Проведенные в этом направлении исследования в организациях свидетельствуют о следующем. Рабочие в отношении бригадира признали, что право на власть является наиболее веской причиной для подчинения. Хотя в группах, не связанных с большим объемом физической работы, на первом месте была экспертная власть. Далее в целом по силе влияния идут экспертная власть, вознаграждение, власть примера и на последнем месте – принуждение. Однако несмотря на то, что право на власть было признано наиболее сильно влияющим источником власти, он тем не менее не связан с результатами работы бригады. Большее влияние на результаты работы оказывают экспертная власть и власть примера, которые качественно отличны от права на власть, власти вознаграждения и принуждения. Экспертная власть и власть примера зависят от личностных качеств и, таким образом, очень индивидуальны, в то время как право на власть, власть вознаграждения и принуждения организационно устанавливаются равными для равных иерархических уровней. Исследования показали, что подчиненные более удовлетворены руководителем, который использует не только источники власти, основанные на его позиции, занимаемой в организации. Интересно, что в группах, где уровень власти вознаграждения высок, результаты работы были ниже, а неудовлетворенность выше. Право на власть и власть принуждения больше ассоциируются с неудовлетворенностью, но они мало связаны с результатами работы. В целом результаты исследований показывают, что лидеры используют по-разному разные источники власти в зависимости от ситуации.
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от неуспешных тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий некоторыми особенностями способ управления организацией. Синонимами слов «руководство» и «руководитель» являются слова лидерство и лидер.
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематизированное, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер – последователь» [8].
Так, если взять в качестве примера директора завода, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.
Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном примере в организации лидером скорее будет считаться заместитель, чем eго непосредственный начальник – директор завода.
Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство — это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О'Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение обшей цели.
Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных [8].
Вышеприведенные определения не подразумевают необходимости лидерства только для какого-то определенного типа организаций. Речь идет о взаимодействии или взаимовлиянии между людьми в рамках любого вида деятельности (образование, здравоохранение, бизнес и т.д.), а не только в политических процессах. Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер – последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник – подчиненный». Лидерство, как и власть, – это потенциал, имеющийся у человека.
- Менеджмент
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии (связи)
- Содержание
- Часть I. Основы менеджмента 8
- Глава 1. Сущность и функции менеджмента 8
- Глава 2. История развития и зарубежный опыт менеджмента 21
- Глава 3. Методологические основы менеджмента 38
- Часть II. Менеджмент организации 69
- Глава 4. Организационно-правовые и экономические основы менеджмента организации 69
- Глава 5. Организационные процессы
- Глава 6. Организационная культура и корпоративный бренд
- 6.3.2. Стандартная программа продвижения бренда
- 6.3.3. Особенности бренда в телекоммуникациях
- Часть III. Персональный менеджмент и власть
- Глава 7. Модель личности современного менеджера
- Глава 8. Управление трудовыми ресурсами 175
- Глава 9. Власть и лидерство 200
- Введение
- I основы менеджмента
- 1. Сущность и функции менеджмента
- 1.1. Сущность управления и менеджмента
- 1.1.1. Сущность, виды и задачи управления
- 1.1.2. Взаимосвязь управления и менеджмента
- 1.2. Функции и принципы менеджмента
- 1.2.1. Функции менеджмента
- 1.2.2. Принципы менеджмента
- 1.3. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
- 1.3.1. Сущность системы понятий рыночной экономики
- 1.3.2. Системы управления на основе предвидения рыночных изменений
- Приоритеты системы профессионального развития менеджеров
- 2. История развития и зарубежный опыт менеджмента
- 2.1. Исторические предпосылки менеджмента
- 2.1.1. Предпосылки зарождения менеджмента
- 2.1.2. Условия формирования системного подхода к управлению
- 2.2. Научные школы менеджмента
- 2.3. Особенности Российского менеджмента
- 2.3.1. Условия формирования и развития Российского менеджмента
- 2.3.2. Отечественные приоритеты в управлении
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1.Общая теория и методология менеджмента
- 3.1.1. Экономические методы
- 3.1.2. Административные методы
- 3.1.3. Социально-психологические методы
- 3.2. Объекты управленческой деятельности
- 3.2.1. Виды объектов управленческой деятельности
- 3.2.2. Инновации как объект управления
- 3.2.3. Управление информацией
- 3.3. Менеджмент инноваций
- 3.3.1. Важность эффективного управления инновациями
- 3.3.2. Инновационная политика предприятия
- 3.3.3. Виды инноваций
- 3.4. Менеджмент и предпринимательство
- 3.4.1. Предпринимательство как функция менеджмента
- 3.4.2. Основные цели и функции предпринимательства
- 2. Декларирование функций менеджера.
- II. Менеджмент организации
- 4.Организацтонно-правовые и экономические основы менеджмента организации
- 4.1.Понятие и сущность организации
- 4.1.1. Понятие и жизненный цикл организации
- 4.1.2. Сущность и признаки организации
- 4.2. Внутренняя и внешняя среда организации
- 4.2.1. Внутренняя среда организации
- 4.2.2. Внешняя среда организации
- 4.3. Основные виды организационных структур
- 4.3.1. Линейные и функциональные структуры управления
- 4.3.2. Сложные функциональные и матричные структуры
- 4.3.3. Сетевые и кольцевые управленческие структуры
- 4.4.Организационно-правовые формы хозяйствования в России
- 4.4.1. Исторические и современные формы собственности
- Организационно-правовые формы юридических лиц
- 4.4.2. Организационно-правовые формы юридических лиц
- 4.4.3. Формы собственности как институциональные единицы
- Виды объединений
- 5. Организационные процессы
- 5.1.Коммуникации в управлении
- 5.1.1. Общее понятие коммуникаций
- 5.1.2. Процесс коммуникации
- 5.1.3. Коммуникационные стили
- Невербальная коммуникация
- 5.2. Принятие управленческих решений
- 5.2.1. Общее понятие
- 5.2.2. Модели принятия решения
- 5.2.3. Процесс принятия управленческих решений
- 5.3. Управление конфликтами
- 5.3.1. Процесс управления конфликтом
- 5.3.2. Методы разрешения конфликтов
- 5.3.3. Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- 1. Попытки разрешить конфликт без выяснения его истинных причин, т.Е. Без проведения диагностики.
- 2.Преждевременное «замораживание» конфликта.
- 3.Неверно определены предмет конфликта и оппоненты.
- 4.Запаздывание с принятием мер.
- 6. Неудачный выбор посредника.
- 8. Пассивность оппонентов.
- 10. Отсутствие работы со стереотипами.
- 11. Генерализация конфликта (не было мер по его ограничению, локализации).
- 12. Ошибки в договоре.
- 6.Организационная культура и корпоративный бренд
- 6.1.Сущность и элементы организационной культуры
- 6.1.1. Понятие и структура организационной культуры
- 6.1.2. Содержание организационной культуры
- 6.2.Основные типы организационных культур
- 6.2.1. Универсальные признаки и типы организационных культур
- 6.2.2. Национальные различия в культурах
- Национальные различия в культурах
- 6.3. Формирование корпоративного бренда
- 6.3.1. Понятие и содержание корпоративного бренда
- 6.3.2. Стандартная программа продвижения бренда
- Виденье этапов строительства бренда ведущих экспертов
- Этап 1. Определение цели.
- Этап 2. Планирование проекта .
- Этап 3. Анализ реального состояния бренда (т.Е. Представлений о нем в сознании целевого сегмента).
- Этап 4. Анализ соответствия реального состояния бренда желаемому.
- Этап 5. Анализ конкурентов .
- Этап 6. Разработка стратегии развития бренда.
- Этап 7. Выполнение стратегии. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Организационные изменения в компании.
- Этап 8. Мониторинг бренда.
- 6.3.3. Особенности бренда в телекоммуникациях
- 6.4.Управление продвижением бренда
- 6.4.1. Каналы и способы продвижением бренда
- 6.4.2. Предупреждение диссонанса в процессе продвижения бренда
- 1. Управление ресурсами.
- 2. Управление маркетингом.
- III. Персональный менеджмент и власть
- 7. Модель личности современного менеджера
- 7.1. Социальные нормы поведения и этика бизнеса
- 7.1.1. Этика современного бизнеса
- 7.1.2. Организация и проведение переговоров
- 7.1.3. Деловой интерьер
- 7.2. Формирование персонального имиджа менеджера
- 7.2.1. Наполнение персонального имиджа
- 7.2.2. Особенности конструктивной поведенческой стратегии
- 7.3. Развитие личности и приращение человеческого капитала
- 7.3.1. Человеческий капитал в системе развития личности
- 7.3.2. Структура человеческого капитала
- 8. Управление трудовыми ресурсами
- 8.1. Основные теории мотивации и их применение в Российских организациях.
- 8.1.1. Модель мотивации и мотивационные побуждения
- 8.1.2. Содержательные теории мотивации
- Пирамида потребностей а. Маслоу
- Характеристики деятельности
- Определение мотивации труда в современных работах российских ученых
- 8.2. Экономические и неэкономические способы мотивации
- 8.2.1. Экономические стимулы
- 8. 2.2. Неэкономические способы мотивации
- 8.3. Понятие и виды трудовых коллективов
- 8.3.1. Понятие и формализация трудового коллектива
- 8.3.2. Неформальные коллективы (группы)
- 8.4. Формирование эффективного трудового коллектива
- 8.4.1. Формирование коллектива и отношений внутри него
- 8.4.2. Программа создания коллектива
- 1. Притирка
- 2. «Дворцовый» переворот
- 3. Результативность
- 9. Власть и лидерство
- 9.1. Власть и ее источники
- 9.1.1. Власть и влияние. Общее понятие.
- 9.1.2. Источники власти в организации
- 9.2. Основы концепции лидерства
- 9.2.1. Природа и определение понятия лидерство
- 9.2.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией
- 9.3. Персональные стили управления
- 9.3.1. Одномерные стили управления
- 9.3.2. Многомерные стили управления
- 9.4. Эффективность работы менеджера
- 9.4.1. Эффективность и производительность управленческого труда
- 9.4.2. Экономическая эффективность управленческого труда
- 9.4.3. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
- 1. Подбор персонала.
- 2. Организация работы с подчиненными и сотрудниками.
- 2.1. Консультации с подчиненными.
- 2.2. Ответственность и делегирование полномочий.
- Литература