logo
Менеджмент учебник

Определение мотивации труда в современных работах российских ученых

Определение мотивации

Источник

Мотивация труда это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности

Дятлов В.А., КибановА.Я., Пихало ВТ. Управление персоналом. М.: Приор, 1998.

Мотивация трудовой деятельности совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей

Управление персоналом: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998.

Мотивация как совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении осуществления определенных целей.

ВиханскийО.С, Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарики, 1999.

Формирование мотивации трудового поведения работников предполагает сочетание внутренних и внешних побудителей к направленности их действий. Потребности тогда становятся внутренним побудителем того или иного типа трудового поведения, когда они осознаются работниками в качестве интереса, т.е. отражают потребность как стремление удовлетворить ее посредством участия в трудовом процессе.

АдамчукВ.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.

Мотивация это воздействие на поведение человека по достижению личных, групповых и общественных целей.

Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998_.

Формирование мотиваций определяется, с одной стороны, реакцией личности на воздействие внешних факторов, с другой через раскрытие его внутреннего мира и мотивации поведения, лежащих в плоскости его потребностей, устремлений и ценностей. Поведение человека детерминировано его мотивациями и поэтому является предметом социального управления. В содержание мотива включается сознательный выбор цели и средств ее достижения, учитываются внешняя среда и условия реализации, определяются линия и программа поведения, оцениваются возможные последствия.

Кулинцев И.М. Экономика и социология труда. М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.

Мотивация это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения, обоснования реального трудового поведения.

АдамчукВ.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 1999.

При всех различиях эти определения сближает единое мнение о том, что моти­вация это, по сути, заявка на трудовое поведение, выбор моти­вов, побуждающих человека к труду, к соответствующей активно­сти. Существенными недостатками рассмотренных формулировок определения мотивации индивида к труду является то, что они не учитывают современный уровень общественного разделения труда, международное разделение труда, технологическое разделение тру­да, наличие частной собственности.

Понятие мотивации в экономическом смысле появилось в свя­зи с необходимостью стимулирования более производительной работы и обозначает определенную ступень демократизации про­изводства. Понятие мотивации широко употребляется в педагоги­ке, психологии, в промышленной социологии и теории управле­ния. Некоторые авторы понятие мотивации приравнивали к эко­номическому стимулированию. Такой подход ограничивает мотивационную часть поведения работника, не стимулирует по­требность в саморазвитии, самосовершенствовании.

В настоящее время, с точки зрения теории управления, моти­вация рассматривается как процесс формирования у работников стимулов к деятельности по достижении личных целей и целей предприятия.

Управление мотивациями основано на тесной связи управленче­ского и индивидуально-психологического содержания мотивации, на том, что управление социальной системой и человеком содержит в себе элемент согласования целей объекта и субъекта управления.