3.4.1. Предпринимательство как функция менеджмента
«Не можешь поверить – не верь»
(правило бизнеса)
Важнейшей функцией современного менеджмента является предпринимательство. Роль этой функции в последние годы возрастает. Она становится одной из основных функций внутрифирменного управления.
Предпринимательство принято рассматривать как инициативную деятельность, направленную на насыщение рынка товарами, услугами и на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени на свой риск и ответственность.
Существуют также другие, более узкие определения предпринимательства. Так, в середине XX века сформировалось понятие предпринимательства как деятельности, которая направлена на осуществление смелых и трудных проектов, связанных со стремлением сделать что-то новое или улучшить существующее. В настоящее время его определяют как частный случай бизнеса, вид деятельности человека, который осуществляет бизнес, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя личный риск.
Согласно российскому законодательству сфера предпринимательской деятельности охватывает все общественное производство. Сюда относится производственная, непроизводственная, торгово-посредническая, инновационная, кредитно-финансовая и другая деятельность. Ограничениями предпринимательской деятельности являются: требования экологии, сохранения здоровья населения, пожарная безопасность.
Занятие предпринимательской деятельностью не требует разрешения, т. е. действует не разрешительный, а регистрационный принцип организации предпринимательского дела.
По отдельным видам деятельности необходимо получить лицензию. Это биржевая, банковская, экспортно-импортная деятельность, деятельность инвестиционных фондов, валютные операции и др.
Предпринимательство может быть частным, коллективным, государственным и контрактным. Частное предпринимательство предусматривает единоличное владение, распоряжение, использование имущества и единоличную ответственность. В Российской Федерации предметом частно-предпринимательской деятельности не может быть производство оружия, наркотиков, лечение онкологических больных.
Коллективное предпринимательство осуществляется группой лиц, связанных друг с другом солидарной или долевой ответственностью.
Государственное предпринимательство осуществляется государственными предприятиями, действующими на правах полного хозяйственного ведения. На основе контракта, заключаемого с собственником предприятия, осуществляет предпринимательскую деятельность профессиональный менеджер.
Занятие конкретной предпринимательской деятельностью предполагает наличие определенных условий:
стартовый капитал для образования уставного фонда предприятия;
свободный рынок, обеспечивающий движение всех факторов производства, открытость и доступность рынка для всех, свободное ценообразование;
правовая защищенность и гарантии в отношении собственности, доходов, прав и свободы предпринимателей;
знания, практические навыки, культурное развитие;
благожелательное общественное мнение;
подробная информация о конкурентах;
правильный выбор организационно-правовых форм и географического расположения предприятий.
Предпринимательская деятельность может осуществляться юридическими и физическими лицами, с применением и без применения наемного труда. Количество наемных работников не ограничивается. Различие между юридическими и физическими лицами состоит в том, что юридическое лицо отвечает по долгам только активами своего баланса. Физические лица отвечают по долгам всем своим имуществом.
Предпринимательство предшествует менеджменту. Иначе говоря, сначала организуется дело, затем его менеджмент. Сфера предпринимательства включает разработку предпринимательской идеи, изыскание ресурсов и определение способов их эффективного использования. Сфера менеджмента охватывает процессы обеспечения эффективного использования ресурсов [22].
Менеджмент включает осуществление функций планирования, организации, мотивации, контроля, а также связующих процессов в деятельности фирмы, а именно коммуникаций и принятия и реализации управленческих решений. Профессиональный менеджмент требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, компьютерной грамотности, организационной культуры, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Таким образом, предприниматель и менеджер имеют ряд общих черт. Это находит свое выражение в предпринимательском поведении менеджера: в целях и путях их достижения, системе стимулирования, используемой информации, стиле и методах управления и т. д.
- Менеджмент
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии (связи)
- Содержание
- Часть I. Основы менеджмента 8
- Глава 1. Сущность и функции менеджмента 8
- Глава 2. История развития и зарубежный опыт менеджмента 21
- Глава 3. Методологические основы менеджмента 38
- Часть II. Менеджмент организации 69
- Глава 4. Организационно-правовые и экономические основы менеджмента организации 69
- Глава 5. Организационные процессы
- Глава 6. Организационная культура и корпоративный бренд
- 6.3.2. Стандартная программа продвижения бренда
- 6.3.3. Особенности бренда в телекоммуникациях
- Часть III. Персональный менеджмент и власть
- Глава 7. Модель личности современного менеджера
- Глава 8. Управление трудовыми ресурсами 175
- Глава 9. Власть и лидерство 200
- Введение
- I основы менеджмента
- 1. Сущность и функции менеджмента
- 1.1. Сущность управления и менеджмента
- 1.1.1. Сущность, виды и задачи управления
- 1.1.2. Взаимосвязь управления и менеджмента
- 1.2. Функции и принципы менеджмента
- 1.2.1. Функции менеджмента
- 1.2.2. Принципы менеджмента
- 1.3. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
- 1.3.1. Сущность системы понятий рыночной экономики
- 1.3.2. Системы управления на основе предвидения рыночных изменений
- Приоритеты системы профессионального развития менеджеров
- 2. История развития и зарубежный опыт менеджмента
- 2.1. Исторические предпосылки менеджмента
- 2.1.1. Предпосылки зарождения менеджмента
- 2.1.2. Условия формирования системного подхода к управлению
- 2.2. Научные школы менеджмента
- 2.3. Особенности Российского менеджмента
- 2.3.1. Условия формирования и развития Российского менеджмента
- 2.3.2. Отечественные приоритеты в управлении
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1.Общая теория и методология менеджмента
- 3.1.1. Экономические методы
- 3.1.2. Административные методы
- 3.1.3. Социально-психологические методы
- 3.2. Объекты управленческой деятельности
- 3.2.1. Виды объектов управленческой деятельности
- 3.2.2. Инновации как объект управления
- 3.2.3. Управление информацией
- 3.3. Менеджмент инноваций
- 3.3.1. Важность эффективного управления инновациями
- 3.3.2. Инновационная политика предприятия
- 3.3.3. Виды инноваций
- 3.4. Менеджмент и предпринимательство
- 3.4.1. Предпринимательство как функция менеджмента
- 3.4.2. Основные цели и функции предпринимательства
- 2. Декларирование функций менеджера.
- II. Менеджмент организации
- 4.Организацтонно-правовые и экономические основы менеджмента организации
- 4.1.Понятие и сущность организации
- 4.1.1. Понятие и жизненный цикл организации
- 4.1.2. Сущность и признаки организации
- 4.2. Внутренняя и внешняя среда организации
- 4.2.1. Внутренняя среда организации
- 4.2.2. Внешняя среда организации
- 4.3. Основные виды организационных структур
- 4.3.1. Линейные и функциональные структуры управления
- 4.3.2. Сложные функциональные и матричные структуры
- 4.3.3. Сетевые и кольцевые управленческие структуры
- 4.4.Организационно-правовые формы хозяйствования в России
- 4.4.1. Исторические и современные формы собственности
- Организационно-правовые формы юридических лиц
- 4.4.2. Организационно-правовые формы юридических лиц
- 4.4.3. Формы собственности как институциональные единицы
- Виды объединений
- 5. Организационные процессы
- 5.1.Коммуникации в управлении
- 5.1.1. Общее понятие коммуникаций
- 5.1.2. Процесс коммуникации
- 5.1.3. Коммуникационные стили
- Невербальная коммуникация
- 5.2. Принятие управленческих решений
- 5.2.1. Общее понятие
- 5.2.2. Модели принятия решения
- 5.2.3. Процесс принятия управленческих решений
- 5.3. Управление конфликтами
- 5.3.1. Процесс управления конфликтом
- 5.3.2. Методы разрешения конфликтов
- 5.3.3. Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- 1. Попытки разрешить конфликт без выяснения его истинных причин, т.Е. Без проведения диагностики.
- 2.Преждевременное «замораживание» конфликта.
- 3.Неверно определены предмет конфликта и оппоненты.
- 4.Запаздывание с принятием мер.
- 6. Неудачный выбор посредника.
- 8. Пассивность оппонентов.
- 10. Отсутствие работы со стереотипами.
- 11. Генерализация конфликта (не было мер по его ограничению, локализации).
- 12. Ошибки в договоре.
- 6.Организационная культура и корпоративный бренд
- 6.1.Сущность и элементы организационной культуры
- 6.1.1. Понятие и структура организационной культуры
- 6.1.2. Содержание организационной культуры
- 6.2.Основные типы организационных культур
- 6.2.1. Универсальные признаки и типы организационных культур
- 6.2.2. Национальные различия в культурах
- Национальные различия в культурах
- 6.3. Формирование корпоративного бренда
- 6.3.1. Понятие и содержание корпоративного бренда
- 6.3.2. Стандартная программа продвижения бренда
- Виденье этапов строительства бренда ведущих экспертов
- Этап 1. Определение цели.
- Этап 2. Планирование проекта .
- Этап 3. Анализ реального состояния бренда (т.Е. Представлений о нем в сознании целевого сегмента).
- Этап 4. Анализ соответствия реального состояния бренда желаемому.
- Этап 5. Анализ конкурентов .
- Этап 6. Разработка стратегии развития бренда.
- Этап 7. Выполнение стратегии. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Организационные изменения в компании.
- Этап 8. Мониторинг бренда.
- 6.3.3. Особенности бренда в телекоммуникациях
- 6.4.Управление продвижением бренда
- 6.4.1. Каналы и способы продвижением бренда
- 6.4.2. Предупреждение диссонанса в процессе продвижения бренда
- 1. Управление ресурсами.
- 2. Управление маркетингом.
- III. Персональный менеджмент и власть
- 7. Модель личности современного менеджера
- 7.1. Социальные нормы поведения и этика бизнеса
- 7.1.1. Этика современного бизнеса
- 7.1.2. Организация и проведение переговоров
- 7.1.3. Деловой интерьер
- 7.2. Формирование персонального имиджа менеджера
- 7.2.1. Наполнение персонального имиджа
- 7.2.2. Особенности конструктивной поведенческой стратегии
- 7.3. Развитие личности и приращение человеческого капитала
- 7.3.1. Человеческий капитал в системе развития личности
- 7.3.2. Структура человеческого капитала
- 8. Управление трудовыми ресурсами
- 8.1. Основные теории мотивации и их применение в Российских организациях.
- 8.1.1. Модель мотивации и мотивационные побуждения
- 8.1.2. Содержательные теории мотивации
- Пирамида потребностей а. Маслоу
- Характеристики деятельности
- Определение мотивации труда в современных работах российских ученых
- 8.2. Экономические и неэкономические способы мотивации
- 8.2.1. Экономические стимулы
- 8. 2.2. Неэкономические способы мотивации
- 8.3. Понятие и виды трудовых коллективов
- 8.3.1. Понятие и формализация трудового коллектива
- 8.3.2. Неформальные коллективы (группы)
- 8.4. Формирование эффективного трудового коллектива
- 8.4.1. Формирование коллектива и отношений внутри него
- 8.4.2. Программа создания коллектива
- 1. Притирка
- 2. «Дворцовый» переворот
- 3. Результативность
- 9. Власть и лидерство
- 9.1. Власть и ее источники
- 9.1.1. Власть и влияние. Общее понятие.
- 9.1.2. Источники власти в организации
- 9.2. Основы концепции лидерства
- 9.2.1. Природа и определение понятия лидерство
- 9.2.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией
- 9.3. Персональные стили управления
- 9.3.1. Одномерные стили управления
- 9.3.2. Многомерные стили управления
- 9.4. Эффективность работы менеджера
- 9.4.1. Эффективность и производительность управленческого труда
- 9.4.2. Экономическая эффективность управленческого труда
- 9.4.3. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
- 1. Подбор персонала.
- 2. Организация работы с подчиненными и сотрудниками.
- 2.1. Консультации с подчиненными.
- 2.2. Ответственность и делегирование полномочий.
- Литература