logo
Менеджмент учебник

3.2.3. Управление информацией

В настоящее время экономика информационного общества использует не два, а четыре основных ресурса: труд, капитал, индивидуальную, групповую и региональную свободу, а также релевантную информацию (постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, в том числе практи­ческие навыки людей).

Первые два из них служат факторами производства, последние два необходимыми условиями их эффективного использования. В такой экономике имеет место систематическое увеличение по­тенциального выпуска за счет постоянного обновления техноло­гической базы производства, прежде всего путем применения но­вых информационно-коммуникативных технологий.

В результате усложнения общественного поведения увеличива­ются информационные потребности людей. Информация превра­щается в массовый продукт. Растущую потребность в информации начинают испытывать не только руководители, но и миллионы граждан. Это связано с децентрализацией (повышением степени свободы индивидуумов, социальных групп и регионов) современ­ного общества, когда важнейшие решения о своем поведении ин­дивидуумы и организации принимают самостоятельно, независи­мо от центральной власти.

Информация становится не просто сообщением, имеющим конкретное содержание, а экономической категорией. Она полу­чает рыночную оценку и перестает быть бесплатным товаром. На ее основе функционирует и труд, и капитал. Возникает информа­ционный рынок, где информация продается и покупается, а опе­рации с информацией приносят прибыли и убытки. Расширяются инвестиции в информацию с целью получения новой информации, создания различного рода инноваций для извлечения дополни­тельной прибыли, а также для воздействия на поведение людей.

Сегодня знаменитое выражение Фрэнсиса Бэкона «знание сила», как никогда прежде, приобретает конкретный смысл. Ин­формация становится в современном обществе важнейшим фак­тором экономического роста.