logo
Менеджмент учебник

1.3.1. Сущность системы понятий рыночной экономики

«Наш рынок пока маленький и грязный,

но я думаю, что в XXI веке в нашем городе

построят большой красивый крытый рынок»

Из школьного сочинения шестиклассника,

г. Губкинский, Ямал.

В настоящее время развитие менеджмента подвержено зна­чительному влиянию двух тенденций интернационализации и глобализации.

Процесс интернационализации сопровождается возрастанием количества и емкости географических рынков, на которых дей­ствуют хозяйствующие субъекты.

Интернационализация охватывает все мировое пространство и имеет вид дисперсной системы, под которой понимается система, состоящая из множества мелких элементов, находящихся в одно­родной среде. К элементам относятся разнообразные сферы дея­тельности хозяйствующего субъекта, отрасли, виды продукции и услуг, распространяемые в однородной экономической среде ми­рового хозяйства.

Процесс глобализации проявляется в преобладании междуна­родных трансакций хозяйствующего субъекта над внутренними национальными. Глобализация это более высокий уровень раз­вития интернационализации, которая предполагает функциональ­ную интеграцию экономической деятельности как интернацио­нальной, дисперсно-распространенной в масштабах мирового хозяйства.

Глобализация означает вхождение в новую фазу производ­ственно-хозяйственной и финансово-экономической активности хозяйствующих субъектов, признаками которой служат следу­ющие [13]:

Рассмотренные тенденции в значительной степени формируют следующие ключевые особенности современной системы взглядов на менеджмент.

Отказ от монополии на управленческий рационализм классичес­ких школ менеджмента, который выражается в том, что успех организации определяется исключительно рациональной организа­цией производства, снижением издержек и развитием специали­зации, т.е. воздействием на внутренние факторы производства. Не отвергая положительного в управленческом рационализме, одно­временно выдвигаются вопросы гибкости и адаптивности к посто­янным изменениям внешней среды, которая характеризуется как совокупность переменных, находящихся за пределами предпри­ятия, и не является сферой непосредственного управленческого воздействия. Это прежде всего те организации и люди, которые связаны с предприятием в силу выполняемых им целей и задач. К ним относятся: поставщики, потребители, акционеры, кредито­ры, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы и др. Существует также внешняя среда косвенного воздействия, которая предопределяет стратегически важные решения, принимаемые управленческими структурами предприятия (политика, право, социально-экономическое и эко­логическое положение региона, географические условия и др.). Значение факторов внешней среды постоянно возрастает в связи с усложнением всей системы общественных отношений. Именно внешняя среда зачастую диктует стратегию и тактику организа­ции.

Использование в управлении теории систем. Это направление представляет организацию в единстве ее составных частей, глав­ными из которых являются:

Системный подход находит в наше время применение в связи с тем, что происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым пос­тавил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. В на­иболее общем виде под системой понимается совокупность взаи­мосвязанных элементов, образующих определенную целостность или некоторое единство.

Изучение вышеперечисленных элементов применительно к объектам и явлениям как системы и вызвало формирование сис­темного подхода.

Можно сказать, что системный подход это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы [22].

Использование ситуационного подхода в управлении, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне. Его центральный момент ситуация (набор обстоятельств), которая оказывает существенное влияние на работу организации в данный период времени.

Ситуационные теории управления дают рекомендации относи­тельно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективно­го управления в каждой конкретной ситуации:

Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изме­нения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают нали­чие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления любо­го управления. С точки зрения этих теорий управление это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер.

Признание социальной ответственности управления перед обще­ством в целом и перед сотрудниками организации в частности. Роль человека как ключевого ресурса потребовала от менеджмента как науки и менеджеров как исполнителей создания условий для реализации заложенных в нем потенций к самообразованию.

Отсюда главной становится организационная культура, пред­определяющая наличие у всех работающих общих целей, их непо­средственное участие в выработке путей достижения этих целей, а следовательно, и заинтересованность в обеспечении конечных результатов организации. Важнейшей характеристикой является ориентация на новую социальную группу организации когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интел­лекта, а не мускульной энергии [30].

Когнитариат не может рассматриваться как один из экономи­ческих факторов производства, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится центральной задачей менеджмента. Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления. Главное внимание направля­ется на человеческий и социальный аспекты управления, т.е. на человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент не отделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и опреде­ляет индивидуальный вклад каждого работающего в общий резуль­тат, а этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмен­та. Эта новая система взглядов на управление известна как «тихая революция», поскольку она ничего не ломает в сложившейся струк­туре управления, а всего лишь дополняет их, приспосабливая к новым условиям.