logo
Менеджмент учебник

9.3.2. Многомерные стили управления

Данные стили управления представляют собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из ко­торых независим от других и поэтому может реализовываться на­ряду с ними.

Первоначально сложилась идея двумерного стиля управления, основывающегося, с одной стороны, на создании в коллективе благоприятного морально-психологического климата, а с другой хороших организационно-технических условий, при которых че­ловек достаточно полно сможет раскрыть свои способности. Наи­более простое сочетание этих подходов демонстрирует «управленческая решетка» Р.Блейка и М. Муттона, приведенная на рис. 9.3.

Рис. 9.3. Сочетание подходов в двумерном стиле управления (решетка управления Блейка-Муттона).

Она представляет собой матрицу, состоящую из 81 поля. Накла­дывая поле, образованное пересечением соответствующих баллов в двумерной ориентации руководителя, можно отобразить величи­ну экспертных оценок подходов, которых он придерживается, осу­ществляя руководство. Например, пересечение в поле 1.9 говорит о том, что руководитель создает команду единомышленников и минимум внимания уделяет организационно-техническим пробле­мам. И наоборот, руководитель, позиции которого оцениваются баллами 9.1, основное внимание уделяет организационно-техни­ческой стороне дела, мало обращая внимание на сплоченность коллектива.

Пользуясь «управленческой решеткой», можно заранее опреде­лить комбинацию оценок, соответствующих требованиям к той или иной должности, предусмотренной штатным расписанием ор­ганизации, и, сравнив с ними экспертные оценки качеств претен­дентов, определить их пригодность к замещению.

Интересную модель стилей руководства разработали американ­ские ученые В. Врум и Ф. Йеттон (рис. 9.4).

Да «Г»

Нет «В»

Да «Д»

Да «Д»

Нет «Г»

Нет

Да «Г»

Нет

Да «А»

Нет

Да «Б»

Нет «Д»

Нет «Д»

Да «А»

Да

Да

Да

Нет «Г»

Да

Нет «А»

Нет

Нет «Б»

Нет «А»

Нет «Б»

Нет

Нет

Да

Да

Возможность возникновения конфликта среди подчинен­ных в результате принятия решения

7

Согласие подчиненных с целями фирмы, достижению которых они способствуют

6

Наличие уверенности в поддержке решений подчиненными

5

Влияние согласия подчиненных на эффектив­ность выполнения решения

4

Структурированность проблемы

3

Наличие достоверной информации для принятия решений

2

Наличие критериев выбора наиболее предпочтительного решения

1

Рис. 9.4. Многомерная модель стилей руководства по Вруму-Йеттону.

А руководитель сам принимает решения на основе име­ющейся информации;

Б руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, вы­слушивает их мнения и принимает решение;

В руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их мнений принимает соб­ственное решение;

Г руководитель совместно с подчиненными обсуждает про­блему, и в результате вырабатывается общее мнение;

Д руководитель работает совместно с группой, которая выра­батывает коллективное решение.

По их мнению, в за­висимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристи­ки самой проблемы существуют пять стилей управления.

По мнению Ф. Фидлера, особенности управления во многом зависят от ситуации, и поскольку руководитель, исповедующий определенный стиль, изменить себя, как правило, не может, нужно, исходя из ситуации, помещать его в те условия, где он наилуч­шим образом может себя проявить.

Другую модель предложили Т. Митчел и Р. Хоус. Согласно этой модели исполнители будут стремиться работать лучше, если полу­чат от этого в будущем личную выгоду, и поэтому основная задача руководителя убедить в этом исполнителей.

При высокой степени зрелости, когда люди хотят и могут нести ответственность, работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя, рекомендуется делегировать полномочия и созда­вать условия для коллективного управления.

В последнее время все большее распространение получает кон­цепция атрибутивного подхода к выбору стиля руководства. В осно­ве этой концепции, в отличие от других моделей, лежит реакция руководителя не столько на само поведение подчиненных как тако­вое, сколько на причины, его вызвавшие. Если поведение подчи­ненного вызвано серьезными внутренними причинами, руководи­тель принимает по отношению к нему необходимые меры воздей­ствия и в дальнейшем осуществляет их коррекцию в соответствии с ответной реакцией подчиненного. Если же причины вызваны внеш­ними условиями, руководитель направляет усилия на их измене­ние.