logo search
Менеджмент учебник

9.2.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией

Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер последова­тели». Исторически лидерский тип отношений возник намного рань­ше отношений «начальник подчиненный», появившихся и офор­мившихся в период первой промышленной революции.

Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосме людей имиджа лидера на­столько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой че­ловека отношений между лидером и его последователями.

Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осу­ществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом [16].

При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы / организации, возглавляемой лидером, не имея факти­чески никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений полу­чил название отношений «господин раб». Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения о жизни и смерти членов ведомого сообщества. Обычно изменение выбранного лидером курса действий уже не во власти последователей. Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в корот­кие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благопри­ятных условиях. Это достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений. Во-первых, это обусловлено тем, что проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соот­ветствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер часто пыта­ется удерживать свою власть искусственным усложнением ситуа­ции, что не всегда бывает в интересах остальных членов организа­ции. В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организа­ционную ситуацию на неопределенное время, что, в свою очередь, приводит к соответствующему снижению эффективности.

Данный тип лидерских отношений до сих пор существует в бизнесе и является там наиболее распространенным. Наибольшее соответст­вие этого типа лидерства внешней среде наблюдается в семейном, тор­говом и фермерском бизнесе. Что касается деловых организаций в дру­гих сферах, то им более соответствуют типы лидерских отношений, ко­торые будут рассмотрены ниже (рис.9.2).

Начальник (формальный)

Лидер

Высокая структурированность работы

Подчиненный (принудительное управление)

Последователь (эффективное лидерство)

Низкая структурированность работы

Работник (неэффективное лидерство)

Участник (действенная система)

Неразвитые рабочие отношения

Развитые рабочие отношения

Рис. 9.2. Типы отношений управления и их цикличность.

В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидерство составной частью группы / организации только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер по­лучает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен пре­доставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют ли­дерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а так­же оказывают ему необходимую поддержку в достижении организаци­онных целей.

Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинако­вых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь спо­собность создавать образ будущего состояния организации и доведе­ния его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полно­мочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может при­знать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходи­мые ресурсы, в том числе и людские.

Лидер становится привлекательным для последователей благодаря умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое со­стояние организации в будущем. В большей степени это то, что после­дователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их по­святить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделя­ют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последовате­лей, заставляет их верить в успех дела.

В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно все­ляло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использо­вание эффективной коммуникации. В современных условиях людей может побудить к действиям факт их непосредственного осознанного участия (через собственность или процесс) в решениях и их творческой реализации, что предполагает наделение их соответствующими права­ми и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способ­ностью и умением делить свою власть с последователями, делать их ча­стью общего дела, а не слепыми исполнителями. В современных усло­виях эффективное лидерство это не железная или твердая рука, а вы­сокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую ра­боту, в оказании им помощи в достижении личных целей.

Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы типа: Что у меня хорошо получается? В чем мои сильные стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше [14]?

Признается, что лидерским способностям и умениям можно нау­читься. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации или в организациях, помогающий развить эти навыки и умения. В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером. При этом основополагающим явля­ется то, что лидерство это не набор навыков и умений, а качества ха­рактера, такие как, например, принятие на себя риска.

Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени при­нятия последователем того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера. Выше подробно рассмат­ривались различные основы и источники власти. Сейчас же рассмот­рим то, как используется власть в рамках эффективного лидерства.

Экспертная власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возможность ее использования об­ратно пропорциональна уровню, занимаемому лидером в органи­зации. Другая ситуация наблюдается в случае, когда лидер пользуется вла­стью примера, так как она является во многих случаях причиной при­знания и последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот.

Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исхо­дит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться только до того момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию.

Власть информации в лидерском варианте связана с индивидуаль­ными способностями и умением лидера соединять на своем уровне не соединяемые внизу концы информационных потоков. Принятие реше­ния как источник власти важно для лидера на этапе его «последнего слова», которого, как правило, ждут от него последователи. Эффектив­ное лидерство предполагает активное участие последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень «решительно­сти» у самого лидера.

Вознаграждение и принуждение как источники власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным лидером, нежели с ме­сячной премией или выговором.

Власть над ресурсами используется эффективным лидером для сбалансирования недостатков и улучшения состояния дел.

Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей, реализуемая, в частности, путем создания так на­зываемых сетевых структур, способствующих поддержанию эффек­тивного лидерства на должном уровне без количественного роста орга­низации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.