logo search
Учеба / Рыночный механизм как взаимосвязь элементов рынка

71. Туристский продукт. Понятие туруслуги и ее разновидности Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные

понятия:

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской

Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее -

граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных,

познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных

и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране

(месте) временного пребывания;

туристская деятельность - туроператорская и турагентска

деятельность, а также иная деятельность по организации

путешествий;

туризм внутренний - путешествия в пределах Российской

Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в

Российской Федерации, в другую страну;

туризм въездной - путешествия в пределах Российской Федерации

лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

туризм социальный - путешествия, субсидируемые из средств,

выделяемых государством на социальные нужды;

туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных

способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;

турист - гражданин, посещающий страну (место) временного

пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально -

деловых, спортивных, религиозных и иных целях без заняти

оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев

подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;

туристские ресурсы - природные, исторические, социально -

культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также

иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности

туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических

сил;

туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств

размещения, средств транспорта, объектов общественного питания,

объектов и средств развлечения, объектов познавательного,

делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения,

организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую

деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные

услуги и услуги гидов - переводчиков;

тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию

туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов -

переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от

целей путешествия;

туристский продукт - право на тур, предназначенное дл

реализации туристу;

продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных

на реализацию туристского продукта (реклама, участие в

специализированных выставках, ярмарках, организация туристских

информационных центров по продаже туристского продукта, издание

каталогов, буклетов и другое);

туроператорская деятельность - деятельность по формированию,

продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на

основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным

предпринимателем (далее - туроператор);

турагентская деятельность - деятельность по продвижению и

реализации туристского продукта, осуществляемая на основании

лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем

(далее - турагент);

услуги гида - переводчика - деятельность профессионально

подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с

туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания;

туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи

туристского продукта;

туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на

услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.

Понятие туруслуги .

При разработке комплекса туристского маркетинга необходимо учитывать специфику товара – туристской услуги:

спрос на туристские услуги эластичен по отношению к уровню доходов населения и ценам на эти услуги;

туристские услуги отличаются сезонным характером и обладают феноменом насыщенности (туристские зоны);

производство туристских услуг сложно (необходимо привлечение посредников), ресурсоемко (необходимо специальное оборудование) и негибко по месту.

Туристский продукт характеризуется:

природными богатствами, которые делают места привлекательными для туризма;

энергетическими богатствами, которые создают необходимые удобства для туристов;

человеческим фактором, который делает туризм привлекательным как средство общения;

институциональными факторами, которые как бы формируют среду обитания туристов (безопасность, информированность и т. д.);

политическими факторами, которые во многом определяют отношение общества к туризму;

организационно – административными факторами, которые в состоянии стимулировать или сдерживать развитие туристского бизнеса;

социальными факторами, которые чаще всего выражаются в изменении уровня занятости под влиянием туризма;

различными благами и услугами, сопутствующими туристскому продукту;

экономической и финансовой деятельностью, связанной с производством туристского продукта.1

Туристский продукт как товар характеризуется потребительской стоимостью, т.е. полезностью, или способностью удовлетворять определенные потребности людей. Полезность продукта определяется его ценностью для субъекта. Поэтому туроператор должен стремиться к тому, чтобы создать такой туристский продукт, который был бы ценен для максимально большого количества людей, т.е. по возможности он должен иметь массового потребителя.

Массовое потребление товаров определяется меновой стоимостью – количественным отношением, в котором потребительные стоимости туристского продукта обмениваются на потребительские стоимости других товаров.

Иногда туристский продукт ассоциируют с туристским пакетом (пакет -туром или.

Туристский пакет – часть туристского продукта, точнее – обязательная часть тура (тур больше или равен туристскому пакету).

ТУР – первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на предлагаемый маршрут и в конкретный срок.1

К основным (профильным) услугам турагенства относятся:

выбор вида туризма и маршрута тура (места отдыха);

уточнение количества дней тура;

выбор категории отеля;

организация питания;

выбор трайлера (средства доставки туристов);

организация культурной программы;

уточнение цены тура с учетом системы скидок.

Необходимо отметить некоторые особенности оказания профильных туристских услуг.

По количеству дней туры можно разделить на три категории:

краткосрочные (2--5 дней),

среднесрочные (6-14 дней),

длительные (свыше 2 недель).

Наибольшей популярностью пользуются среднесрочные туры. При выборе места проживания туристы обычно ориентируются на 3-х, 4-х и 5-ти звездные отели, которые выбираются в зависимости от цены и платежеспособности клиента. Организация питания в туре предполагает следующие возможные варианты:

одноразовое питание (как правило, завтрак);

полупансион (двухразовое питание в сутки, обычно завтрак и ужин);

пансион (завтрак, обед, ужин).

Основным путем доставки туристов к месту отдыха в международных турах обычно является авиаполет, реже - путешествие морским путем или по железной дороге. В отечественных турах в качестве трайлера, как правило, используются поезда и самолеты; реже практикуются речные и морские круизы, автотранспорт.

При организации культурной программы учитывается специфика страны (региона, города) тура в историческом, культурном, национальном, религиозном плане, а также продолжительность и вид тура (в шоп - туре, деловой поездке и бизнес - туре культурная программа сокращена), возможности принимающей стороны и, естественно, платежеспособность клиента.1

С учетом определенных профильных услуг устанавливается окончательная цена тура, которая может быть скорректирована в связи с предоставлением дополнительных услуг и различных скидок. В качестве последних обычно фигурируют скидки с цены для детей (от 10 до 20%) и для постоянных клиентов (от 15 до 30 %).

Необходимо подчеркнуть специфику отдельных видов туризма, тогда значительную часть цены тура составляет стоимость так называемой ведущей услуги, определяющей назначение тура: лечение в оздоровительном туре, обучение в бизнес – туре, переговоры с инофирмами в деловом туре, организация покупок в шоп - туре, участие в (спортивных мероприятиях в спорт-туре, посещение религиозных святых мест в паломническом туре, концертная программа в шоу-туре и т.д.).

К вспомогательным или дополнительным услугам, обеспечивающим проведение тура (и также включаемых в окончательную цену), относятся:

визовая поддержка (оформление ваучера на группу или виз туристам) и оформление загранпаспортов (при их отсутствии);

сопровождение (взрослых и/или детей - по желанию туриста);

оформление авиабилетов и багажа;

растаможивание груза (по прибытии в РФ из международных туров);

доставка туристов до трайлера (в аэропорт, ж/д вокзал и т.п.) и обратно по прибытии из тура - обычно автобусом;

страхование туриста и багажа (груза); - выплата стипендии туристу на карманные расходы в долларах США или валюте страны-местопребывания по прибытии на место отдыха (для международных туров).

К сопутствующим услугам относят:

предоставление сувенирной продукции, как правило, с туристской символикой;

торговое, валютно – кредитное, информационное, конгресное и прочее обслуживание;

услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов в банках и др.

К настоящему времени в России сформировались следующие типы туристских фирм по виду и формам предоставляемых услуг:

фирмы с ограниченным набором услуг, предлагающие клиентам 10 – 15 маршрутов;

фирмы полного набора услуг, критерием которых является девиз: «Куда угодно и когда угодно»;

фирмы экзотических маршрутов и услуг, предлагающие клиентам необычные путешествия и экскурсии (на Северный полюс, в Антарктиду, на воздушном шаре, атомном ледоколе и др.)1

Продвижение туристского продукта – мероприятия, направленные на увеличение реализации туристского продукта или туристской услуги, включающие: рекламную кампанию, активизацию связей с общественностью, кампанию по раздаче бесплатных подарков или марок и купонов с объявленной стоимостью, накопление которых дает покупателю право бесплатного приобретения товара, демонстрации и выставки, проведение конкурсов с привлекательными премиями, временные снижения цен, продажу товаров вразнос агентами компании, продажи по телефону, рассылку писем потенциальным потребителям.