logo search
Введение в специальность МО

9.2. Педагогическая деятельность менеджера

Для профессиональной деятельности  менеджера в сфере преподавания имеют значение следующие важнейшие аспекты:

Ø  научная квалификация;

Ø  педагогические способности;

Ø  опыт практического руководства коллективами людей.

Следует отметить, что для успешного преподавания жела­тельно наличие всех трех аспектов подготовки, однако решаю­щее значение имеют научная квалификация и педагогические способности. Исторический опыт показывает, что ведущие профессора высших учебных заведений, как правило, являются лидерами научных исследований в области управления.

Профессия преподавателя менеджмента имеет свои осо­бенности по сравнению с профессиями практического руково­дителя (менеджера-практика) и научного работника, специа­лизирующегося в области управления (менеджера-ученого). Эти особенности проистекают их того, что преподаватель ме­неджмента должен не только располагать знаниями в области управления, но и уметь передать эти знания своим студентам (слушателям), привить им практические навыки и умения в области управления организацией. В этой связи многие про­фессиональные знания, навыки и умения преподавателя ме­неджмента отвечают требованиям, предъявляемым к профес­сии преподавателя. Преподаватель менеджмента должен:

Ø  обладать фундаментальными знаниями в области менедж­мента;

Ø  быть широко образованным и хорошо осведомленным в различных областях управленческих знаний. Желательна его эрудированность и в иных науках, прежде всего, педа­гогике, психологии, социологии, теории систем и многих других;

Ø  уметь самостоятельно подбирать учебный материал, опре­делять наиболее подходящие средства и методы обучения, применять современные педагогические технологии;

Ø  свободно владеть ораторским искусством;

Ø  обладать артистическими способностями;

Ø  уметь  логически   и   методически   безупречно   изложить учебный материал;

Ø  обладать высоко развитыми коммуникативными и органи­заторскими способностями;

Ø  уметь создать у студентов достаточно сильную мотивацию к изучению предмета и усвоению учебного материала;

Ø  быть наблюдательным человеком, способным вовремя от­слеживать  скорость   и   уровень  усвоения   слушателями учебного материала;

Ø  проявлять необходимую требовательность при осуществ­лении контроля полученных студентами знаний и степени закрепления у них практических навыков;

Ø   владеть педагогическим тактом;

Ø  адекватно реагировать на нестандартные реакции и пове­дение студентов.

Профессиональное преподавание менеджмента осуществ­ляется в России в следующих типах учебных заведений:

1.      В университетах, институтах и факультетах, специализи­рующихся на подготовке профессиональных менеджеров.

2.      В юридических, педагогических, медицинских, техниче­ских и иных вузах, которые осуществляют подготовку специалистов, профессионально работающих с людьми.

3.      В учебных заведениях, дающих среднее образование.

В составе группы высших учебных заведений, специализи­рующихся на подготовке профессиональных менеджеров, большая группа московских государственных и коммерческих вузов, в их числе: Государственный университет управления, Академия менеджмента инноваций, Академия управления Министерства внутренних дел, Институт Высшие Столыпин­ские курсы государственного права и управления, Институт государственного администрирования, Институт государст­венного управления и социальных исследований при Москов­ском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Институт экономики, управления и политологии, Междуна­родный университет бизнеса и управления, Московский го­родской институт мэрии Москвы, Московский институт дело­вого администрирования, Московский институт экономики, менеджмента и права, Русский институт управления, Акаде­мия государственного и муниципального управления, Инсти­тут фондового рынка и управления, Институт экономики и ан­тикризисного управления.

Некоторые учебные заведения специализируются на под­готовке высших управленческих кадров, к ним относятся: Российская академия государственной службы при Президен­те РФ, Институт высших управленческих кадров Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. В некоторых ведомственных учебных заведениях существуют факультеты подготовки руководящих кадров.

Главная задача преподавания менеджмента для первой группы учебных заведений заключается в передаче знаний в области управления, формировании у студентов устойчивых управленческих навыков и умений, необходимых для их бу­дущей практической деятельности в качестве профессиональ­ного менеджера.

Что касается второй группы учебных заведений, то главная задача преподавания заключается обычно в том, чтобы на ос­нове совокупности знаний в области менеджмента привить учащимся общую управленческую культуру. Если же речь идет о подготовке управленцев для работы в конкретной отрасли или даже на конкретном предприятии, то главной зада­чей становится подготовка менеджеров, специализирующихся на управлении организацией с учетом специфики ее отрасле­вой принадлежности или выполняемых функций.

К числу московских учебных заведений, готовящих ме­неджеров, относятся: Колледж современного управления и менеджмента, Колледж управления и новых технологий, Кол­ледж экономики и менеджмента, Колледж экономики и управ­ления, Московский колледж станкостроения, экономики и управления, Московский колледж управления и права. Глав­ная задача преподавания для них заключается в формировании на основе знаний об управлении общей управленческой куль­туры учащихся, подготовка их для деятельности в качестве менеджеров низового звена управления.

Во многих юридических, педагогических, медицинских, технических и иных вузах существуют факультеты и кафедры менеджмента, управления, организации и иные, отвечающие за управленческую сторону подготовки студентов. Основным ви­дом деятельности профессорско-преподавательского состава подобного рода кафедр является учебная работа. В рамках учебной работы осуществляется чтение лекций, проведение се­минарских, практических и иных форм аудиторных занятий, организация и контроль индивидуальных занятий студентов, проведение текущих консультаций, проверка и рецензирование контрольных работ, руководство, консультирование, рецензи­рование рефератов, курсовых и дипломных работ, руководство практикой и стажировкой студентов, прием зачетов, а также курсовых, семестровых, триместровых, государственных, вы­пускных экзаменов. При необходимости ведется руководство студентами, работающими по индивидуальному плану, руково­дство аспирантами, оказывается помощь в организации вне­школьной учебы предприятиям и учреждениям, осуществляю­щим практическую деятельность в различных сферах.

Помимо учебной работы профессорско-преподавательский состав занимается воспитательной работой через предмет, а также научно-исследовательской, методической работой. Не­обходимое внимание уделяется и работе по повышению ква­лификации профессорско-преподавательского состава.

Научно-исследовательская работа профессорско-препода­вательского состава предполагает, в частности, подготовку докторских и кандидатских диссертаций, проведение научных исследований, написание монографий, учебников, учебных пособий, научных статей, докладов, рецензирование научных трудов, научное редактирование, руководство научными об­ществами студентов, организацию научных конференций, ра­боту в редакционных коллегиях сборников научных трудов.

Методическая работа означает подготовку к лекционным, семинарским, практическим и иным видам занятий, разработ­ку лекций, сборников упражнений, учебных задач, профессиограмм, материалов для экзаменов, составление учебных и те­матических планов, подготовку методических рекомендаций по изучению курсов учебных дисциплин, дидактических ма­териалов для проведения занятий, руководство методической секцией и т.д.

В начале 1990-х годов в России открылись и функциони­руют сотни школ, курсов, семинаров по менеджменту. Для ве­дения занятий в эти школы и семинары приглашаются как профессиональные преподаватели, так и практические руко­водители, занятые в государственном секторе или в частном. Такого рода школы, курсы, семинары ставят перед собой за­дачу снабдить своих слушателей необходимой им суммой знаний в какой-либо узкой области, в частности по управле­нию инвестициями, стратегическому планированию и управ­лению, психологии управления женскими коллективами, антикризисному управлению и т.д.

Объем учебного времени, отводимого для изучения ме­неджмента, а также методы преподавания сильно различают­ся, в зависимости от контингента обучаемых и целей обуче­ния. Контингент обучаемых можно со значительной долей условности разделить на следующие основные группы:

Ø  бывшие школьники, получающие первое высшее образо­вание;

Ø  специалисты, впервые назначенные на должность руково­дителя;

Ø  руководители, повышающие уровень своей квалификации или проходящие переподготовку.

Бывшие школьники, получающие первое высшее образо­вание, как правило, не имеют опыта практической работы и тем более руководства людьми.

Специалисты имеют обычно какое либо базовое высшее образование, а также опыт практической работы в государст­венных учреждениях, коммерческих организациях, общест­венных объединениях. Для такой категории учащихся акцент делается, с одной стороны, на знание общих закономерностей и инструментария управления, а с другой – на специфику ру­ководства коллективами людей определенной профессиональ­ной направленности с опорой на уже имеющееся у слушателей высшее образование и практический опыт.

Руководители имеют опыт практического руководства людьми и их интересуют, прежде всего, современные дости­жения в области управления, новые управленческие идеи, конкретные методики и практические рекомендации по реше­нию возникающих проблем, особенности практики управле­ния в различных отраслях, странах, в организациях с различ­ной формой собственности, в условиях повышенного риска, в кризисных ситуациях, возможно, нетрадиционные взгляды на управление и т.д. Здесь целесообразно большее внимание уделять управленческим концепциям, этическим проблемам ру­ководства, образу жизни руководителя.

Для всех категорий учащихся в основе преподавания ме­неджмента должны лежать философия и этика управления, методология и мировоззренческие аспекты руководства кол­лективами людей.