logo search
Шпора СТОСУ

62. Основное содержание стандартов системы качества исо-9000.

Эти стандарты закреплены стандартами многих стран, в том числе и Россией.

В соответствии с этими стандартами под качеством понимается как сама продукция или услуги, процесс ее производства, так и сам производитель.

Основой стандартов ИСО являются Британский и Американский военный стандарты: BSI-5750-1979, MIL-Q9858.

Семейство ISO 9000 включает:

- все международные стандарты с ISO 9000÷9004, 10001÷10020 и их разделы;

- ИСО 8402 и некоторые др., по специфической деятельностью поставщика.

ISO 9001 – 9003 – являются фундаментальными стандартами и определяют методологию обеспечения качества продукции на 3-х уровнях:

- ISO 9001 (проектирование) (ГОСТР ИСО 9001: 1994);

- ISO 9002 (изготовление) (ГОСТР ИСО9002: 1994);

- ISO 9003 (окончательный контроль и испытания) (ГОСТР ИСО 9003: 1994).

ISO 9004 Управление качеством и элементы системы качества.

ISO 9000 и 9004 определяют общие требования к системе качества и модели управления качеством.

ISO 8402 – словарь, определяющий базовые понятия и термины.

ISO 1001÷10020 определяют процедуры и требования при проверке системы качества.

Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.

В соответствии с требованиями ISO 9000:

1) Все процессы, которые могут существенно повлиять на качество готовой продукции должны быть документированы;

2) Регулярно должна проводиться проверка соответствия реальных процессов, документам;

3) За выполнение правил должна быть назначена персональная ответственность.

Система качества должна быть сертифицирована и получен при этом знак соответствия.

Процесс сертификации проводится в определенной последовательности:

1) Создание системы качества;

2) Проверка (аудит) (как правило, 3÷4 попытки с учетом п.3);

3) Устранение недостатков;

4) Получение сертификации.

Сертификат выдают международные комитеты по аккредитации.

ИСО 9004-2-91 Руководящие указания по услугам.

Стандарт может применяться при разработке системы качества для вновь созданной или модифицированной услуги. Может также применяться непосредственно при внедрении системы качества для существующей услуги по всем формам услуги, от случая, когда услуга связана с продукцией, до ситуации, когда продукция играет незначительную роль.

Концепции и принципы настоящего стандарта применимы к крупным и малым организациям.

Недостатки ISO – 9000:

1) Отсутствует возможность совершенствования системы качества;

2) Отсутствует полная возможность удовлетворения конечного потребителя.