logo search
Введение в специальность МО

9.3. Управленческое консультирование

Особым видом практической деятельности менеджеров яв­ляется управленческое консультирование. Под управленческим консультированием (управленческим консалтингом) понима­ется профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению преимущественно руководителям и управленче­скому персоналу различных организаций (клиенту) в выявле­нии, анализе и решении проблем их функционирования и раз­вития, осуществляемая в виде советов и разрабатываемых совместно с клиентом управленческих решений. Весьма суще­ственным является то, что консультант сам не отвечает за ре­шение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это.

Обращение к услугам консультантов в области менедж­мента обусловлено следующими основными причинами:

Ø  наличием у них особых специальных знаний и навыков по выявлению управленческих проблем, их анализу и разре­шению;

Ø  возможностью получения интенсивной профессиональ­ной помощи на временной основе, когда штатных спе­циалистов невозможно освободить для работы по круп­ной проблеме;

Ø  необходимостью в беспристрастном взгляде на проблемы организации со стороны, не скованном корпоративными традициями и ценностями, в ситуациях, когда члены орга­низации не могут быть объективными;

Ø  потребностью в обосновании решений, принятых руко­водством организации ссылкой на рекомендации кон­сультанта;

Ø  стремлением обучить собственных работников посредст­вом консультирования.

К числу важнейших факторов растущего спроса на кон­сультативные услуги в России относятся:

Ø  беспрецедентная скорость изменений в окружающей среде организаций (в том числе и в предпринимательской среде);

Ø  постоянные новации в государственной политике и зако­нодательстве;

Ø  инновации в российском и международном предпринима­тельстве;

Ø  усложнение производственных отношений;

Ø  изменение структуры занятости населения;

Ø  ужесточение требований по уровню защиты окружающей среды;

Ø  применение новых компьютерных и коммуникационных технологий в управлении и т.д.; «информационный взрыв» в мире и в российском обществе;

Ø  криминализация российского общества.

Виды управленческого консультирования весьма разно­образны. Так, в Европейском справочнике-указателе консуль­тантов по менеджменту выделено 84 вида консалтинговых ус­луг, объединенных в 8 групп: общее управление, деятельность администрации, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационные технологии, спе­циализированные услуги. В числе специализированных услуг: обучающее консультирование, консалтинг по управлению электроэнергетикой, инженерный консалтинг, экологический консалтинг, информационный консалтинг, юридический кон­салтинг, консалтинг по управлению распределением материа­лов и материально-техническому снабжению, консалтинг в государственном секторе, консалтинг по телекоммуникациям. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России № 17 от 6 августа 1993 года, в перечень консультативных ус­луг по вопросам управления коммерческой деятельностью входят следующие: по общим вопросам управления, по вопро­сам финансового управления, по вопросам управления марке­тингом, по вопросам управления трудовыми ресурсами, по вопросам управления производством, по связи с обществен­ными организациями, по арбитражу и примирению, по руко­водству проектами и пр.

В России в силу особенностей переживаемого периода, особое значение приобрели следующие направления консал­тинга: стратегическое управление; управление риском; ме­неджмент неплатежеспособных предприятий; антикризисный маркетинг; реинжиниринг; банкротство предприятия; безо­пасность организации.

Вместе с тем для консультантов и консалтинговых фирм характерна не отраслевая, а размерная специализация: некото­рые из них специализируются на проблемах крупных органи­заций, а другие – на проблемах средних и малых.

В качестве продукта консультирования рассматривается совет, который дается клиенту, а также изменение, которое происходит в организации или в проекте клиента в результате вмешательства консультанта. В результате деятельности кон­сультативной фирмы клиент получает: более эффективную систему управления; снижение издержек; повышение конку­рентоспособности организации; увеличение доходности; уве­ренность в безопасности собственной деятельности; информа­цию о собственных рисках, тенденциях и перспективах; знания и навыки эффективного управления (на уровне струк­турированной методологии); улучшенный имидж и т.д. Иные возможные результаты деятельности консультанта:

Ø  снижение негативного воздействия риска и усиление дей­ствия позитивных составляющих риска на деятельность клиента (экономического субъекта);

Ø  нейтрализация давления, оказываемого на клиента (на экономический субъект) правоохранительными органами, преступными организациями;

Ø  лоббирование интересов клиента в органах государствен­ной власти.

Существуют внешние и внутренние консультанты. В каче­стве внешних консультантов выступают независимые консал­тинговые фирмы или индивидуальные консультанты, которые приглашаются заинтересованными организациями для выпол­нения конкретного заказа на основе договора. Внутренние консультанты организации – это ее собственные специалисты по управлению, числящиеся в штате организации.

Работник становится консультантом по вопросам управле­ния, имея профессиональную подготовку менеджера, приоб­ретает посредством обучения и накопления практического опыта глубокие познания в анализе разнообразных управлен­ческих ситуаций, обретает навыки, необходимые для эффек­тивного и оперативной диагностики возникающих проблем, нахождения нужной информации, четкого формулирования предложений по совершенствованию работы, планирования нововведений и т.д.

Претенденты на работу в консультативных организациях проходят жесткий конкурсный отбор. Важными условиями прохождения конкурса являются: предпочтительный возраст 30 – 40 лет, наличие ученой степени, опыт преподавательской работы в высшем учебном заведении и опыт руководящей ра­боты в государственном учреждении или коммерческой фир­ме. Прошедший конкурс нередко работает в течение года ста­жером.

В качестве важных конкурентных преимуществ консуль­тативной фирмы рассматриваются следующие: обширный опыт работы в различного рода управленческих ситуациях; тесные связи и взаимодействие с государственными органами, объеди­нениями деловых кругов; системное использование методоло­гии управления; высокий уровень квалификации работников; особая корпоративная культура, незапятнанная репутация.

Виды предоставляемых консультативных услуг:

Ø  ресурсное (экспертное) консультирование — консультант производит диагностику, разработку решений и рекомен­даций по их внедрению, при этом роль клиента состоит в обеспечении консультанта необходимой информацией и оценке результатов;

Ø  процессное консультирование — консультант постоянно взаимодействует с клиентом, оценивает его идеи, пред­ложения, проводит при его содействии анализ проблем и подготовку решений. Роль консультанта состоит, глав­ным образом, в аккумулировании идей, а также оценке решений, полученных в процессе совместной работы с клиентом, приведении их в систему и подготовке реко­мендаций;

Ø  обучающее консультирование — консультант подготавли­вает основу для появления у клиента идей и решений, пре­доставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в виде лекций, семинаров, по­собий и т.д., а затем систематизирует идеи и анализирует решения, предложенные клиентом.

Принято выделять следующие основные фазы управленче­ского консультирования: поиск; ознакомление; диагноз; пла­нирование; внедрение; оценка; завершение; сопровождение. Конечной фазой консультирования может быть любая, начи­ная с третьей (диагноз).

Режимы консультирования:

Ø  разовое консультирование по выделенной управленческой проблеме или комплексному риску;

Ø  разовое комплексное консультирование по деятельности организации, в частности по всей совокупности рисков проекта или предприятия;

Ø  консультативное сопровождение проекта;

Ø  консультативное сопровождение деятельности предпри­ятия.

Важнейшими принципами оказания консалтинговых ус­луг являются:

Ø  независимость (политическая; административная, финан­совая, эмоциональная);

Ø  объективность (непредвзятость);

Ø  доверие во взаимодействии с клиентом;

Ø  индивидуализация  оказываемых  услуг  (каждый   клиент уникален, каждая проблема клиента уникальна);

Ø  совещательность (консультант отвечает лишь за качество и законченность совета; клиент несет всю полноту ответ­ственности, которая проистекает из принятия совета или его непринятия);

Ø   активное участие клиента;

Ø  профессионализм (высокое качество услуг, честность со­трудников, клиент всегда получает то, за что платит);

Ø  руководящая роль в процессе консультирования специали­ста по безопасности;

Ø  творческий подход (гибкость используемых методик по­зволяет улучшить качество и понизить стоимость услуги);

Ø  демонстрация постоянного интереса руководства холдинга к качеству работы и к каждому клиенту.

Основными функциями, выполняемыми в процессе управ­ленческого консультирования, являются:

Ø  оптимизация условий деятельности клиента;

Ø  обоснование вариантов управленческих решений в инте­ресах клиента;

Ø  предложение клиенту новой информации, идей и предло­жений, для повышения конкурентоспособности его пред­приятия и успешности проекта;

Ø  обучение клиента.

В процессе консультирования используются разнообраз­ные методы работы: наблюдение, в том числе включенное; деловые игры; анализ нормативно-правовых документов; про­ведение опросов, бесед; тестирование; эксперимент; модели­рование; использование неофициальных связей; анализ от­крытой информации (в частности, СМИ); использование разрешенных законом детективных методов; подготовка отче­тов и др. Весьма эффективен метод, предполагающий демон­страцию консультантом руководителю организации объектив­ной картины его собственной деятельности таким образом, что тот сам начинает видеть недостатки, слабые места и изъя­ны в управлении и организации работы, переосмысливает свои методы и стиль руководства.

Как видим, в консультативной и научной деятельности ме­неджеров много общего. Имеющиеся различия отражены в табл. 5 (воспроизводится здесь с небольшими уточнениями по книге «Управленческое консультирование» [8].

 

Таблица 5

Факторы, различающие научные исследования и консультирование

 

Фактор

Научные исследования

Консультирование

Задача

В основном формулируется исследователем: к ожидаемым результатам не предъявляется жестких требований. Особен­но когда дело касается поис­ковых работ

В основном формули­руется заказчиком, иногда на основе сотрудничества с кон­сультантом

Продолжи­тельность   ре­шения задачи

Срок завершения работ может варьироваться в достаточно широких пределах

Устанавливается более сжатый и жесткий срок завершения работ

Получаемые результаты

Новые знания, новая теория. Повышение профессиональ­ного уровня

Улучшение практики управления

Права собственности     на добытую информацию

Обычно доступ к информации имеют широкие круги пользо­вателей

Часто доступ к инфор­мации для внешних пользователей закрыт

Принятие   ре­шений

По собственному усмотрению исследователь может менять предпочтения к выполнению задач, предусмотренных планом

Свобода действий ог­раничена только ос­новной задачей

Академиче­ская строгость

Ограничена методикой

Обеспечение мини­мально необходимого уровня соответствия решаемой задаче

Оценка  проделанной    ра­боты

Внешняя – в сравнении с тем, что происходит в науке, учи­тывая политику ее развития

Внутренняя – самой ор­ганизацией-заказчиком

 

В числе потенциальных клиентов консалтинговых фирм – предприятия крупного, малого и среднего бизнеса; объедине­ния деловых кругов; профессиональные союзы, иные общест­венные организации; администрации субъектов Федерации и муниципалитетов; группы лиц в организации (на предпри­ятии); отдельные физические лица.

Представление об этических нормах и стандартах деятельности консультативных фирм дает следующий перечень:

Ø защита любой информации, касающейся клиента и соб­ранной в процессе оказания услуги как профессиональ­ной тайны;

Ø недопустимость   использования   информации   клиента   в личных, коммерческих или иных интересах;

Ø оказание услуг двум или более конкурирующим клиентам только с предварительным уведомлением и с их согласия;

Ø информирование клиента о любых связях, обстоятельствах и интересах, которые могли бы повлиять на объективность оказываемых услуг;

Ø выделение специалистов, достаточно квалифицированных для выполнения задания;

Ø  письменное подтверждение предложений, соглашений и изменений в заданиях, прежде чем начать работать;

Ø право консультанта отказаться от задания, если неконтро­лируемые им обстоятельства препятствуют его успешному осуществлению;

Ø ознакомление клиента с принципами, методами и техникой, используемой в процессе выполнения его задания и иные.

Для корпоративной культуры консалтинговых фирм свой­ственны развитие философии консультирования, духа коллек­тивизма, обмена информацией (в допустимых пределах без ущерба для коммерческой тайны), аккумулирование внутри­фирменного опыта, привитие чувства гордости за честь быть работником профессиональной консалтинговой фирмы, ува­жение каждого работника, противодействие центробежным тенденциям.

Потенциальному клиенту предоставляется обычно сле­дующий состав документов, характеризующих деятельность консалтинговой фирмы: пресс-релиз; этические нормы и стандарты деятельности фирмы; рекомендации клиенту по использованию консалтинговых услуг; каталог оказываемых услуг. Услуги консалтинговых фирм имеют весьма широкий диа­пазон по форме и размеру оплаты. Стоимость услуг, как пра­вило, прямо пропорциональна численности работников кон­салтинговой фирмы, она зависит от ранга консультанта и степени важности производимой работы.

Резюме

Для успешной профессиональной деятельности менеджера в сфере преподавания особое значение имеют: научная квали­фикация; педагогические способности; этика педагога.

Профессиональная деятельность менеджера в сфере науч­ных исследований предполагает: высокую научную квалифи­кацию; аналитические способности; владение научным инст­рументарием; этика ученого.

Основным продуктом консультирования является совет, который дается клиенту. Консультант не отвечает за решение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это.

В процессе управленческого консультирования осуществ­ляется: оптимизация условий деятельности клиента; обосно­вание вариантов управленческих решений в его интересах; предложение клиенту новой информации, идей и предложе­ний; обучение клиента.

Этика управленческого консультирования предполагает, в частности, защиту информации клиента; недопустимость ис­пользования его информации в личных, коммерческих или иных интересах; оказание услуг конкурирующим клиентам только с их согласия; информирование клиента о любых обстоятельствах, которые могли бы повлиять на объективность оказываемых услуг; письменное подтверждение соглашений до начала работы; отказ консультанта от задания, если некон­тролируемые им обстоятельства препятствуют его успешному осуществлению; ознакомление клиента с методами и техни­кой, используемыми при выполнении задания.

Для профессиональной деятельности менеджера в сфере научных исследований, в сфере педагогики, а равно и в облас­ти консультирования большое значение имеет опыт практиче­ского руководства коллективами людей.