logo search
Менеджмент учебник

5.2.1. Общее понятие

«Любое решение плодит новые проблемы.

Причем, решение могут находить одни,

а проблемы от этого возникать совсем у других»

Принятие решений, как и рассмотренные выше коммуникации, является важной частью любой управленческой деятельности. Если коммуникации своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений это «центр», во­круг которого вращается жизнь организации. Решение можно рас­сматривать как продукт управленческой деятельности, а его приня­тие как процесс, ведущий к появлению этого продукта.

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокра­щающих разрыв между настоящим и будущим желательным состояни­ем организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный про­цесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и орга­низационный (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Два уровня принятия решения в организации.

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализован­ный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом.

Принятие решений в организации характеризуется как:

То, как правильно принимать решения, изучается и описывается наукой и может быть познано из книг. Принятие правильных решений это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго, знания и умения составляют компетентность любого руководителя, и в зависи­мости от достигнутого уровня компетентности говорят об эффектив­ности работы менеджера.