Материалы подготовлены группой консультантов-методологов зао "bkr-Интерком-Аудит"
Современные гостиницы используют, как правило, два вида расчетов с гостями за проживание – наличный и безналичный расчет. Наличный расчет используется в основном физическими лицами, если гостиница оказывает услуги по проживанию юридическому лицу, то последнее осуществляет расчет за оказанные услуги, посредством перечисления денежных средств на расчетный счет гостиницы.
Для оплаты по безналичному расчету могут быть использованы также дорожные и именные чеки.
Нужно отметить, что в последнее время в России начинает применяться и такой вид расчета, как расчет пластиковой картой, однако для этих целей гостиница должна быть оборудована специальным электронным терминалом. Не секрет, что пока не каждая организация может себе позволить такое дорогостоящее оборудование, и поэтому в основной массе при оплате услуг гостиниц, в нашей стране, пока на первом месте стоит именно наличный расчет.
Поэтому нельзя забывать о требованиях Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 и статьей 5 указанного закона организации при осуществлении наличных денежных расчетов обязаны применять ККТ и выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении таких расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки. В целях указанного Закона под наличными денежными расчетами понимаются произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Однако пунктом 2 статьи 2 данного закона установлено, что:
«Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации».
Так как гостиничная деятельность представляет собой процесс оказания услуги, то при работе с физическими лицами (гражданами) она может использовать бланки строгой отчетности (далее - БСО), утвержденные Приказом Минфина Российской Федерации от 13 декабря 1993 года №121 «Об утверждении форм документов строгой отчетности».
Обратите внимание!
Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон №54-ФЗ) допускает применение бланков строгой отчетности при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями услуг именно населению. При оказании услуг юридическим лицам, вышеуказанный Закон, расчеты с применением бланков строгой отчетности не разрешил. Поэтому, если организация заключает договор на оказание услуг с юридическим лицом и расчет производится наличными денежными средствами, наличие ККТ обязательно.
При оформлении расчетных документов командированных лиц, работники гостиницы должны иметь в виду, что для того, чтобы организация, направившая своего сотрудника в командировку, могла принять к вычету НДС по расходам за наем жилья, следует в чеке ККТ или бланке строгой отчетности (документы, подтверждающие фактическую уплату суммы налога, указанную в счете-фактуре) отдельной строкой выделить сумму налога.
Первичные документы, которые применяются гостиницами при оказании услуг, утвержденные Приказом Минфина Российской Федерации от 13 декабря 1993 года №121 «Об утверждении форм документов строгой отчетности». Бухгалтеру гостиницы следует правильно организовать учет и хранение таких бланков.
Обратите внимание!
В статье 2 Федерального закона №54-ФЗ, речь идет о бланках строгой отчетности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации. Однако таких бланков строгой отчетности пока нет, их еще только предстоит утвердить Правительству Российской Федерации.
До введения в действие новых бланков строгой отчетности можно применять сегодняшние - утвержденные Минфином Российской Федерации, как мы уже отметили они утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 13 декабря 1993 года №121.
Бланки должны быть изготовлены только типографским способом с обязательным указанием выходных типографических данных. Общие требования к БСО и порядку их оформления приведены в Письме Минфина Российской Федерации от 23 августа 2001 года №16-00-24/70 «О документах строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением».
Бланк строгой отчетности должен наряду с показателями, характеризующими специфику оформляемых операций, содержать следующие обязательные реквизиты:
· гриф утверждения, наименование формы документа;
· шестизначный номер, проставленный типографским нумератором;
· серию;
· код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД);
· датау осуществления расчета;
· наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
· код ИНН;
· вид оказываемых работ (услуг);
· единицы измерения оказанных услуг (в натуральном и денежном выражении);
· наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления с личной подписью.
Бланк с заполненными строками по всем предусмотренным реквизитам, подписанный должностным лицом, приобретает юридическую силу и является первичным бухгалтерским документом. Бланки строгой отчетности приравниваются к чеку ККТ.
Обратите внимание!
Компьютерное (самостоятельное изготовление с помощью имеющейся компьютерной техники) изготовление бланков строгой отчетности недопустим.
Так как бланки строгой отчетности для гостиниц не имеют защиты, следовательно, на их изготовление и продажу лицензия не требуется.
Итак, бланки строгой отчетности должны издаваться типографским способом. При изготовлении БСО серию им присваивает гостиница самостоятельно при сдаче заказа на изготовление бланков в типографию. Номер конкретного бланка в пределах соответствующей серии ставит типография.
Так как каждый бланк нумеруется типографским способом, то испорченные бланки должны быть сохранены, бланк при этом перечеркивается.
Бухгалтерский и налоговый учет бланков строгой отчетности.
Затраты на приобретение БСО организации, оказывающие гостиничные услуги, относят к расходам, осуществление которых связано с оказанием гостиничных услуг.
В бухгалтерском учете эти расходы отражаются в соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99», как расходы организации по обычным видам деятельности.
Для обобщения информации о наличии и движении БСО, находящихся на хранении и выдаваемых под отчет, в Плане счетов предназначен забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности».
Приобретение БСО (в том числе подотчетными лицами) отражается по дебету счета 006 в условной оценке (например, 1 рубль), списание - по кредиту счета 006 на основании соответствующих документов об их использовании. Аналитический учет ведется по каждому виду БСО и местам их хранения.
При приобретении БСО в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Корреспонденция счетов | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | |
10 «Материалы» | 60 (71, 76) | Приобретены БСО по фактической себестоимости |
19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | Учтен НДС по приобретенным БСО |
26 «Общехозяйственные расходы» | 10 «Материалы» | БСО переданы в производство |
006 «Бланки строгой отчетности» |
| Приняты к учету БСО для хранения |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | 51 «Расчетный счет» | Погашена задолженность поставщику за приобретенные БСО |
68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» | 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» | НДС принят к вычету |
| 006 «Бланки строгой отчетности» | Списаны использованные БСО |
Расходы гостиницы на приобретение БСО уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Причем отнесение на расходы сумм, затраченных на приобретение БСО, нужно производить сразу при выдаче в производство, а не по мере их использования в ходе хозяйственной деятельности.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то они, в соответствии с пунктом 1 статьи 221 НК РФ, имеют право на профессиональный налоговый вычет в размере суммы расходов, произведенных на приобретение БСО.
Международные гостиничные компании и цепи. Характеристика и преимущества гостиничных цепей. Корпорация Интерконтиненталь, характеристика, бренды.
2.3 Международные гостиничные цепи. Основные модели организации гостиничного дела. Экономический подъем в различных отраслях, рост уровня жизни в развитых странах привели к частым передвижениям деловых людей и туристов различных регионы мира. В гостиничную индустрию были направлены значительные инвестиции на обновление гостиничной базы, новое строительство, внедрение современных технологий, форм обслуживания. Важное значение в развитии индустрии гостеприимства имеют гостиничные цепи: объединения гостиниц, имеющих централизованное управление и образующих хозяйственный комплекс. Они позволяют продвигать на мировой туристский рынок высокие стандарты обслуживания, а также способствуют поддержке гостиничного обслуживания туристов. Гостиничные цепи способствуют распространению и значительному повышению уровня организации производства и обслуживания туристов, созданию определенного образа гостиничного обслуживания, встретив который в другой стране, турист чувствует себя почти как дома, в знакомой и комфортной обстановке. С 1950-х гг. в организационной структуре управления гостиницами в мировой гостиничной индустрии утвердились различные модели организации гостиничного дела. Первая модель - модель Ритца, связана с именем швейцарского предпринимателя Цезаря Ритца. Многие престижные отели мира носят его имя. Например, отель “Ритц” в Париже. Основная ставка в этих гостиницах делалась на европейские традиции изысканности и аристократизма. В настоящее время эта модель переживает кризис. Вторая модель связана с именем американского предпринимателя Кеманси Уильсона (гостиничная цепь “Холлидей инн”). Модель отличается большей гибкостью в удовлетворении потребностей клиента в сочетании с поддержанием достаточно высоких стандартов обслуживания. Основные требования в гостиничных цепях, организованных по этой модели, сводятся к следующему: единство стиля в архитектуре и интерьере; единство обозначений и внешней информации; просторный и функциональный холл; быстрота регистрации клиентов; номера, предусмотренные для постоянных клиентов; завтрак - “шведский стол”; наличие конференц-зала; гибкая система тарифов; единое управление, маркетинг и служба коммуникации. Под контролем гостиничных цепей, построенных по второй модели, находится более 50% гостиничных номеров в мире. Третья модель - “независимые” гостиничные цепи, например, “Best Western”. В этом случае под единой торговой маркой объединяют гостиницы по каким-либо однородным признакам, выдерживающие определенные стандарты и предоставляющие определенные наборы услуг независимо от страны расположения. Гостиницы, входящие в состав цепи, платят взносы в единый фонд, который расходуется на совместную рекламную и маркетинговую деятельность, продвижение продукта на рынке услуг. При этом полностью сохраняется их финансово-экономическая и управленческая самостоятельность. Возможно сочетание второй модели с третьей, как это реализовано, например, в цепи гостиниц “Аккор”. Это крупнейшая гостиничная цепь в Европе. Она предлагает отели различных классов и выступает на рынке под разными названиями: “Пульман”, “Софитель”, “Новотель” -это отели высшего класса; “Алтеа/Меркур” - среднего класса При вступлении в цепь гостиница не обязательно должна стать ее собственностью. Согласно договору, заключенному между крупными гостиничными цепями и независимыми гостиницами, называемыми в таком случае франшиз-отелями, вступающими в цепь, последним предоставляется право использовать в коммерческих целях фирменный знак цепи, техническую и коммерческую информацию, информационные системы бронирования, техническую помощь, право на обучение персонала и др. Франшиз-отель выплачивает обусловленную в договоре компенсацию. В табл. 2 приведена основная десятка гостиничных цепей мировой гостиничной индустрии.
Таблица 2. Основная десятка международных гостиничных цепей
Название головного холдинга (подразделения) | Страна нахождения штаб-квартиры | Число номеров |
“Hospitaliti Franchise System Blanstone Part.” | США | 490 000 |
“Holiday Inn World wide” | Англия | 386 323 |
“Best Western International” | США | 295 305 |
“Accor” | Франция | 279 145 |
“Choice Hotel International” | США | 271812 |
“Marriott International” | “ | 251 425 |
“ITT Sheraton Corp.” | “ | 130 528 |
“Promus Corp.” | “ | 105930 |
“Hilton Hotel Corp.” | “ | 101 000 |
“Carlson Hospitality World wide” | “ | 91 177 |
В табл. 3 приведены некоторые международные гостиничные цепи, имеющие гостиницы в России.
Таблица 3. Международные гостиничные цепи, имеющие гостиницы в России.
Группа | Гостиница (город) | Число номеров | Год открытия | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
“Holiday Inn” | “Виноградове” (Москва) | 154 | 1998 | |
“Radisson” | “Славянская” (Москва) “Лазурная” (Сочи) | 430 300 | 1991 1993 | |
“Kempinski” | “Балчуг” (Москва) “Гранд-отель Европа” (С-Петербург) | 234 301 | 1995 1997 | |
“Marriott” (Renaissance) | “Гранд-отель” (Москва) | 400 | 1997 | |
“Le Meridien” | “Националь” (Москва) | 231 | 1991 | |
“Accor” | “Софитель” (Москва) “Новотель” (Москва) | 195 488 | 1992 1992 | |
“Hilton” | Проект (Москва) | 300-350 | 2000 |
- 2. Экономический рост; показатели и факторы экономического роста
- 1. Понятие и факторы экономического роста.
- Различные товары отличаются друг от друга по степени изменения спроса под воздействием того или иного фактора.
- 4. Конкуренция как элемент рынка. Конкурентные структуры рынка
- 6. Стили управления; достоинства и недостатки различных стилей
- 8. Цена; структура цены. Методы ценообразования
- 9. Виды и источники инвестиций на предприятии.
- 10. Формирование и распределение прибыли на предприятии
- 11. Строение баланса коммерческой организации
- 12. Правила ведения кассовых операций
- 13. Отчетность. Порядок ее составления и предоставления
- 15. Классификация затрат на производство продукции
- 16. Назначение и структура должностных инструкций
- 17. Сущность законов синергии
- 18.Причины сопротивления инновациям в организации
- 19. Поведение в малых профессиональных группах. Особенности взаимодействия человека и групп
- 20.Определение конфликта; классификация конфликтов. Управление конфликтами
- 21. Принципы предпринимательского права
- 22. Особенности организационно-правовой формы ооо и оао
- 23. Особенности унитарных государственных предприятий
- Глава I. Общие положения
- 24. Особенности производственных кооперативов
- 25.Налог на добавленную стоимость (ндс): экономическое содержание, порядок расчета
- Субъекты налогообложения
- 26. Единый социальный налог (есн): база начисления, ставка, направление использования
- 27. Налог на прибыль: база начисления, ставка; порядок расчета
- 28. Виды налоговых выплат при применении упрощенной системы налогообложения.
- 29. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 30. Прибыль, значение для предприятия, пути повышения
- 31. Себестоимость продукции: состав по элементам и статьям калькуляции
- 33. Рентабельность, сущность и пути повышения
- 34. Основные производственные фонды: понятие, состав
- 35. Амортизация основных фондов
- 36. Показатели эффективности использования основных производственных фондов
- 3.1. Анализ движения ос
- 3.2. Анализ эффективности использования ос
- 3.3. Факторный анализ фондоотдачи
- 3.4. Анализ использования оборудования
- 3.5. Характеристика производственной мощности предприятия
- 37. Оборотные фонды предприятия: понятие, состав. Показатели эффективности использования
- 38. Производительность труда: показатели, пути повышения
- 39. Формы и системы оплаты труда. Заработная плата. Фонд оплаты труда
- 41 Миссия и цели организации; их соотношение со стратегией и тактикой
- 42. Swot-анализ как метод стратегического менеджмента
- 43. «Дерево целей» как метод декомпозиции цели
- 44. Цели и задачи стратегического менеджмента
- 45.Использование метода экспертных оценок в системном анализе
- 46. Обратная связь как универсальный принцип управления
- 48. Основные функции управления персоналом
- 49. Квалификация сотрудников; формы ее повышения
- 52. Аутсорфинг: понятие, примеры
- 53. Подбор и отбор кадров
- Вопрос 12 (Управление персоналом) Отбор и подбор кадров. Методы, используемые фирмой для привлечения кандидатов, поиск кандидатов внутри организации.
- 55. Виды сертификации, установленные законом рф «о сертификации туристической деятельности». Цели и порядок проведения сертификации Сертификация туристической деятельности
- Порядок сертификации
- 57. Показатели неудовлетворительной структуры баланса коммерческой организации
- Суть методики
- 58. Компьютерные системы бронирования: локальные, присоединенные
- 59. Основные звенья логистических систем
- 60. Государственная поддержка инновационной деятельности предприятий: виды; причин
- 61. Роль инноваций в развитии предприятий
- 62. Виды стратегий осуществления инновационной деятельности
- 63. Показатели эффективности бизнес-плана: чистый приведенный доход (npv), индекс прибыльности (pi)
- 64. Показатели эффективности бизнес-плана: внутренняя норма доходности (irr), период окупаемости (dpp)
- 65. Основные разделы бизнес-плана Содержание основных разделов бизнес-плана.
- 66. Роль бизнес-планов в плановой деятельности организаций
- Без плана нет бизнеса
- 67. Состав платежей и налогов, используемых в регулировании вэд; их целевое назначение
- 69. Формирования бюджета туристской фирмы
- 70. Постоянные и переменные затраты; эффект масштаба
- 1. Структура издержек фирмы
- Постоянные, переменные и валовые издержки
- 2. Предельные издержки фирмы
- Предельный продукт
- 3. Эффект масштаба Положительный и отрицательный эффект масштаба
- 71. Туристский продукт. Понятие туруслуги и ее разновидности Статья 1. Основные понятия
- 73. Факторы, влияющие на развитие туризма
- 76.Формирование, продвижение и реализация тура
- Международная классификация гостиниц
- Классификация гостиниц в Российской Федерации
- 80. Характеристика гостиниц и минимальные требования к гостиницам категории 1,2,3,4,5 звезд Классификация отелей
- 74. Классификация видов туризма
- 2.4 Службы гостиниц и особенности их функционирования
- 83. Особенности регистрации и размещения гостей. Виды и правила расчетов за проживание
- 2.2 Особенности предоставления гостиничных услуг.
- 2.4.1 Операционный процесс обслуживания и функции службы приема и размещения
- Материалы подготовлены группой консультантов-методологов зао "bkr-Интерком-Аудит"
- Многогранность понятия "бренд"
- 86. Гостиничная цепь Holiday Inn, характеристика и особенности
- Классификация размещения
- 87.- А Разработка маршрутов и формирование туров. Классификация, основные требования
- Радиальная
- 2.4.2 Организация и технология обслуживания гостиничного фонда
- 91. Составление номенклатуры дел. Правила формирования дел. Контроль исполнения документов
- 3. Правила подготовки и оформления документов
- 5. Контроль исполнения документов
- 7. Составление номенклатур дел
- 92. Документирование движения персонала (прием, увольнение, перевод, отпуск, командировки)
- 93. Лизинг как форма деловой сделки: сущность, виды, достоинства
- 3.1 Понятие и сущность организационной структуры управления.
- 3.2 Виды организационных структур.
- 3.3 Типы организаций по взаимодействию подразделений.