logo search
Учеба / Рыночный механизм как взаимосвязь элементов рынка

33. Рентабельность, сущность и пути повышения

Рентабельность продаж – этот показатель является одним из важнейших для характеристики эффективности деятельности предприятия и рассчитывается так:

операционная прибыль

рентабельность продаж = ------------------------------ ;

выручка от реализации

он показывает, какую сумму операционной прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности предприятия – реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах.

Рентабельность активов – это комплексный показатель, позволяющий оценивать результаты основной деятельности предприятия. Он выражает отдачу, которая приходится на рубль активов предприятия. Для оценки влияния различных факторов можно использовать формулу:

Рентабельность активов = рентабельность продаж * оборачиваемость активов

(операционная прибыль / выручка от реализации) (выручка от реализации/ активы)

Рентабельность активов = операционная прибыль / средняя сумма активов = 2,1

Причины ухудшения рентабельности активов могут лежать как в снижении рентабельности продаж, так и в уменьшении оборачиваемости активов. Причиной ухудшения рентабельности продаж может быть рост себестоимости продукции. Для решения этой проблемы необходимо проработать механизм управления затратами:

выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможности их снижения;

разделить затраты на постоянные и переменные и рассчитать значения для точки безубыточности;

проанализировать прибыльность отдельных видов продукции на основе вклада в покрытие, изучить необходимость и возможность изменения номенклатуры выпускаемой продукции.

Еще одной причиной ухудшения рентабельности может быть падение объема продаж. Это приводит к росту себестоимости единицы продукции из-за увеличения в ней доли постоянных (накладных) расходов.

Оборачиваемость активов. Коэффициент оборачиваемости активов рассчитывается как отношение объема продаж к величине активов. Если на ухудшение показателя в большой степени влияет падение объема продаж, необходимо сосредоточить усилия на маркетинговой работе, ассортиментной политике и системе ценообразования.

Снижение величины активов. Такого снижения можно добиться путем уменьшения оборотных средств либо постоянных активов. Для этого нужно рассмотреть возможности:

-продажи или списания неиспользуемого или неэффективно используемого оборудования, уменьшения непроизводственных активов;

-снижения запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции;

-уменьшения дебиторской задолженности.

Оборотные средства и ликвидность. При управлении собственными оборотными средствами нужно также учитывать ограничения по ликвидности. Необходимо выбирать между уменьшением оборотных средств, положительно влияющим на рентабельность активов, и снижением общей ликвидности, которое может привести к невозможности расплатиться с кредиторами, в связи с этим важно:

-контролировать оборачиваемость текущих активов и обязательств;

-совершенствовать кредитную политику;

-управлять инкассацией дебиторской задолженности и погашением кредиторской задолженности