7.3. Методы менеджмента
Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов менеджмента (иначе говоря, методов управления), от степени их соответствия объекту управления, складывающейся управленческой ситуации, характера решаемых проблем. Метод управления — это совокупность однородных приемов и операций целенаправленного воздействия на объект управления для достижения поставленной цели и вытекающих из нее задач.
Сложность и изменчивость объектов управления обусловливает многообразие и взаимозависимость методов менеджмента. Классификация методов осуществляется по различным признакам.
Весьма полезна для теории и практики управления классификация методов менеджмента на административные, экономические, информационные, психологические, социологические и др.
Для административных методов управления организацией свойственно следующее. Все виды административных методов основываются на нормативно закрепленных организационных отношениях подчиненности между субъектом и объектом системы управления, а также на зафиксированных условиях функционирования организации, допустимых отклонениях от заданного режима, наконец, пределах дозволенного и недозволенного поведения участников управленческого процесса и воздействия на них в случае нарушения соответствующих ограничений. С другой стороны, с использованием административных, методов формируется система управления, устанавливаются устойчивые связи и отношений, нормативы выполнения работ, права и ответственность подразделений организации, отдельных работников и т.д. Эта вторая сторона административных методов отражает их организационно-стабилизирующую направленность.
В соответствии с этим выделяют методы организационно-стабилизирующего воздействия как частный случай административных методов. Для подобных методов характерно длительное время действия соответствующих положений, регламентов, норм, процедур и т.д. Время действия указанных положений, регламентов отражает, как правило, определенные этапы в развитии организации или значительные сдвиги в состоянии внешней среды, в которой существует организация (изменения в политическом устройстве государства, в экономическом укладе, в законодательстве и т.д.).
В свою очередь, в рамках организационно-стабилизирующих методов выделяют методы регламентирования (они направлены на разработку обобщенных правил и процедур, обеспечивающих правильное исполнение работниками организации своих обязанностей), методы нормирования труда (определяют затраты труда на выполнение конкретных трудовых операций), а также методы инструктирования (разъяснения работникам целей и задач деятельности, ее условий, существующих нормативов и расценок).
Вторую группу административных методов менеджмента составляют методы организационно-распорядительного воздействия. С использованием этой группы методов руководителем осуществляются властные полномочия в конкретных ситуациях, работники направляются на решение конкретных вопросов текущей деятельности организации. Посредством конкретных распоряжений (приказов, указаний, установок, предписаний) осуществляется конкретизация положений регламента. Срок действия таких распоряжений зачастую невелик, он равен времени, затрачиваемому на решение соответствующего служебного вопроса, исполнения распоряжения или ограничивается продолжительностью ситуации, а прекращается в случае выполнения задачи, изменения ситуации и т.д.
В составе методов организационно-распорядительного воздействия выделяются методы дисциплинарного воздействия, предполагающие в случае неисполнения приказов и распоряжений, нарушения существующих норм поведения наложение руководителем в пределах предоставленных ему полномочий взысканий на провинившегося работника в соответствии с трудовым законодательством.
Экономические методы определяются как способы воздействия на экономические процессы и явления через интересы работников, трудовых коллективов с целью достижения необходимых результатов. Экономические методы управления основаны на сознательном использовании объективных экономических законов, закономерностей развития общественного производства и экономических интересов его участников, на использовании коллективных и индивидуальных материальных стимулов к достижению наилучших результатов деятельности при минимально возможных затратах. Для экономических методов управления, особенно когда речь идет об их сопоставлении с административными методами, в качестве важнейшего признака подчеркивается обычно наличие косвенного воздействия, устанавливающего общие правила поведения.
По признаку субъекта управления различают экономические методы государственного регулирования (государственные кредиты, налоги, таможенные тарифы, государственный заказ и др. – используются для внешнего регулирования деятельности организации) и экономические методы внутрифирменного управления (коммерческий расчет, балансовое планирование). Вместе с тем некоторые экономические методы, в частности программно-целевое управление, скидки в ценах, различного рода целевые фонды, используются как для государственного регулирования, так и в рамках внутрифирменного управления.
В составе экономических методов можно различать методы положительного стимулирования (премии, специальные схемы выплаты заработной платы, амортизационные отчисления, налоговые льготы и др.) и методы отрицательного стимулирования (штрафы, налагаемые на работника или организацию; бойкот, блокировка деятельности субъектов рынка, нарушающих деловую этику; налоговые санкции и др.).
В составе экономических методов управления несколько особняком стоят методы экономического моделирования (иначе говоря, экономико-математические методы). Эти методы сформировались на стыке экономики с математикой, информатикой и кибернетикой. Их использование основано на том, что процессы, поддающиеся количественному измерению, представляются в виде экономических моделей, для этого вводятся условные обозначения составляющих эти модели факторов и результатов. Осуществляется расчет указанных моделей (обычно с помощью вычислительной техники), а результаты расчета используются для анализа, прогнозирования, распределения ресурсов, контроля за эффективностью работы и, в целом, для научно обоснованного управления объектом (организацией, проектом, процессом и т.д.).
Информационные методы управления заключаются в доведении до сведения объектов управления определенных сведений, значимых для его трудовой деятельности, поведения, формирования его предпочтений в различных сферах и т.д. В общем случае объект управления может и не осознавать значимости и следствий получаемых им сведений. В качестве непосредственного объекта воздействия при использовании информационных методов управления выступает информационная сфера человека. Информационные методы позволяют формировать и изменять представления, степень осведомленности, информационное состояние объекта управления, устанавливать в его сознании устойчивые связи и тем самым воздействовать на его психическое состояние, мотивационную сферу, стимулировать его к требуемым для субъекта управления решениям и действиям. Для получения результата от воздействия информационных методов управления обычно требуется время.
В частности, весьма эффективны система допуска работников к информации, составляющей коммерческую тайну, информирование по списку, рекламные кампании, обнародование мнений авторитетных лиц, открытые письма, информационные стенды, громкоговорящая связь, фирменные отчеты и т.д.
В составе информационных методов принято выделять структурные и бессруктурные методы управления. При структурном методе управления информация передается адресно по определенным элементами структуры, сложившимся до начала управления, например с использованием структурного построения (подразделений) организации. В случае бесструктурного управления происходит безадресное циркулярное распространение информации, заранее сложившихся структур нет. Бесструктурное управления реализуется в системах, состоящих из элементов, аналогичных друг другу в некотором смысле, имеющем значение для целей управления.
Социологические методы предполагают исследование общественного мнения по важнейшим вопросам функционирования организации. К числу таких вопросов могут относиться, в частности, изменение имиджа организации, уточнение конкурентной стратегии, расширение сферы или региона деятельности, корректировка режима секретности, стратегия развития организации, механизм установления надбавок к заработной плате и порядок премирования работников и др. Изучаются также характер взаимоотношений между работниками, их мотивация к труду, причины возникающих конфликтов, влияние условий работы на ее эффективность, особенности складывающейся корпоративной культуры. В этих целях применяются анкетирование, опросы, наблюдение и самонаблюдение, изучение документов и иные методы. Результаты обследований рассматриваются в качестве важной составной части обоснования для принятия решений.
Психологические методы управления основываются на знаниях в области психологии личности, социальной психологии, экстремальной психологии, криминальной психологии, конфликтологии. Использование психологических методов предполагает сугубо индивидуальных подход к объекту управления. Средства и методы психологии позволяют, в частности, оценить менеджерские способности, мышление, волевые качества, фактор совести, выявить деловую мотивацию работника и иные его характеристики, имеющие значение для исполнения им служебных обязанностей и оказания на него управляющего воздействия.
Принципиально различаются следующие группы методов управляющего воздействия – методы убеждения и методы принуждения. Метод убеждения служит для того, чтобы склонить или побудить объект управления к поведению и действиям, желательным для субъекта управления (менеджера). В составе метода убеждения выделяются методы склонения и методы побуждения. Метод склонения заключается в том, что менеджер с помощью разного рода аргументов и фактов объясняет подчиненному (объекту управления) целесообразность выполнения данного решения и таким образом склоняет его действовать способом, который никак не связан с потребностями и мотивацией исполнителя. В противоположность этому использование метода побуждения означает, что менеджер, приводя свои обоснования и соображения, подталкивает (побуждает) объект управления к действиям, тем или иным образом сочетающимся и соответствующим собственным потребностями, мотивам, стремлениям исполнителя. Таким образом, используются, главным образом информационные, психологические, а также экономические методы.
Среди многочисленных разновидностей метода убеждения, сочетающих в себе элементы склонения и побуждения, выделяется метод личного примера. Метод личного примера опирается на присущее людям стремление к подражанию, особенно авторитетам (сам объект управления может этого не осознавать). Применение данного метода позволяет руководителю не только самому демонстрировать образец требуемых действий, поведения, особенно в роли профессионала, но и указывать на достойные подражания действия, поведение других лиц, в том числе и из числа членов возглавляемого коллектива.
Метод принуждения предполагает управляющее воздействие на объект управления преимущественно с использованием властных полномочий субъекта управления. В результате подчиненный совершает требуемые действия, выполняет поставленную задачу даже вопреки своей воле и желанию. В числе разновидностей принуждения порицание, внушение, наказание. В составе методов принуждения – главным образом административные методы, на практике используются также информационные и психологические методы.
Другая классификация методов управления предполагает выделение методов прямого и методов косвенного воздействия. Использование прямого воздействия предполагает наличие конкретного адресата (рядовой исполнитель, должностное лицо, конкретная организация или ее подразделение и т.д.) и получение необходимого результата, в большинстве случаев в ограниченные сроки или незамедлительно. Косвенное воздействие оказывается на мотивационную сферу, интересы и представления определенных категорий работников (конкретный адресат отсутствует) и направлено на создание условий для получения желаемого результата или систематическое его получение. Эффект от воздействия обычно сказывается не сразу, но лишь спустя некоторое время.
В рамках третьей классификации методы менеджмента разделяются на методы формального и методы неформального воздействия. Методы формального воздействия опираются на соответствующие организационные структуры и связаны с использованием субъектом управления имеющихся у него властных полномочий, своего должностного положения. Эти методы имеют точно определенную нормативно-правовыми актами форму реализации, их применение строго регламентировано.
Методы неформального воздействия не предполагают опору на организационные структуры, властные полномочия. Они базируются, в основном, на разного рода моральных стимулах, при этом используется убеждение, авторитет руководителя, межличностные отношения.
Для практического применения полезно выделять методы стимулирования деятельности работников. Методы стимулирования в управлении деятельностью организации основаны на использовании разного рода моральных и материальных стимулов для побуждении отдельных работников и коллектива в целом к добросовестному, инициативному труду. Характер необходимого стимулирования определяется с помощью метода оценки. Оценка предполагает определение менеджером степени соответствия подчиненного заданным критериям, а также различных сторон его деятельности – предъявляемым требованиям. Доведение результатов оценки до сведения работника имеет целью воздействие на морально-психологическое состояние и действия работника в желательном направлении, оказание ему в необходимых случаях помощи, в том числе в осознании предъявляемых к нему требований.
Методы положительного стимулирования предполагают объявление благодарности, награждение грамотой, государственной наградой, нагрудными знаками, выплату денежной премии или выражение одобрения, поддержки поведения и действий работника, результатов его труда, отношения к своим обязанностям и коллективу и т.п. в иных формах.
Методы отрицательного стимулирования направлены на негативные моменты в поведении и деятельности работника. Эти методы реализуются, главным образом, в виде порицания, осуждения, неодобрения действий, поведения работника, а также в виде объявления замечания, выговора, наложения штрафа и т.д.
Комбинированное (универсальное) воздействие на подчиненного, оказывает метод создания ориентирующих условий. Метод предполагает создание в коллективе и даже вокруг одного работника обстановки, которая бы способствовала проявлению инициативы и творческого подхода к делу, стремлению к повышению качества и эффективности своей работы. Использование этого метода означает формирование в коллективе атмосферы нетерпимости к нарушениям служебной этики и трудовой дисциплины, к проявлениям безразличия и безынициативности к работе, разного рода сплетням, конфликтам и иным проявлениям, отрицательно сказывающимся на эффективности деятельности работников.
Каждый метод управления имеет свои преимущества и недостатки, поэтому на практике они применяются комплексно, с учетом образования, уровня организационной, технологической культуры и иных особенностей работников. В организациях с высоким уровнем технологической и корпоративной культуры используются преимущественно методы убеждения, неформального воздействия, методы положительного стимулирования.
В противоположность этому в организациях с невысоким уровнем технологической и корпоративной культуры используются, главным образом, административные методы, методы принуждения, прямого, формального воздействия, а также методы отрицательного стимулирования.
- Глава 1. Знание о менеджменте организации
- 1.1. Что такое менеджмент
- 1.2. Структура знания о менеджменте
- 1.3. Сущность социальной организации
- 1.4. Система управления
- 1.5. Подходы к управлению организацией
- Литература
- Глава 2. История развития менеджмента организации
- 2.1. История знаний в области социального управления
- .2. Менеджмент организации в системе наук
- 2.3. Краткие биографии и основные идеи выдающихся менеджеров
- Литература
- Глава 3. Менеджер как профессия
- 3.1. Понятие профессии
- 3.2. Профессия менеджера
- 3.3. Роль менеджера в организации
- 3.4. Особенности специальности «Менеджмент организации»
- Литература
- Глава 4. Профессиональные качества менеджера
- 4.1. Структура профессиональных качеств менеджера
- 4.2. Уровни управления и качества менеджера
- 4.3. Особенности качеств менеджера и специалиста
- Литература
- Глава 5. Профессиональная этика менеджера
- 5.1. Понятие профессиональной этики
- 5.2. Структура профессиональной этики менеджера
- 5.3. Этика профессии менеджера
- 5.4. Корпоративная этика
- Глава 6. Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера
- 6.1. Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера
- 6.2. Образ жизни менеджера
- 6.3. Здоровье менеджера
- Литература
- Глава 7. Инструментарий менеджмента организации
- 7.1. Миссия организации и цели управления
- 7.2. Факторы управления организацией
- 7.3. Методы менеджмента
- 7.4. Функции менеджмента
- Литература
- Глава 8. Практическая деятельность менеджера по руководству организацией
- 8.1. Изменения и новшества в деятельности менеджера организации
- 8.2. Управленческие риски
- 8.3. Управленческие стереотипы
- Литература
- Глава 9. Научная, преподавательская и консультативная деятельность менеджера
- 9.1. Научная деятельность менеджера
- 65.05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ.
- 65.050 Управление экономикой
- 65.050.2 Организация управления
- 65.2 / 4 Специальные и отраслевые экономики. Экономика межотраслевых комплексов.
- 9.2. Педагогическая деятельность менеджера
- 9.3. Управленческое консультирование
- Литература
- Вопросы теста
- Обработка результатов
- Приложение 2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 061100 – «Менеджмент организации»
- Приложение 3. Требования к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 061100 – «Менеджмент»
- Приложение 4. Перечень специализаций по специальности 061100 «Менеджмент организации»
- Приложение 5. Методика исследования организаторских и коммуникативных склонностей
- Вопросы:
- Шкала оценок
- Рекомендуемая литература
- Справочники и словари
- Терминологический словарь