logo search
Лекции ДОУ

Организация документооборота

Причины роста объема документооборота подразделяют на объективные и субъективные.

Главными объективными причинами являются:

  1. Развитие НТП;

  2. Развитие экономики;

  3. Расширение и усложнение номенклатуры выпускаемой продукции;

  4. Строительство новых объектов;

  5. Усложнение процессов управления.

К субъективным причинам относят:

  1. Бюрократизация аппарата управления (который приводит к созданию документов, не обусловленных деловой необходимостью, а для подстраховки на всякий случай).

  2. Не знание или не соблюдение работниками управленческих структур законодательных и нормативных актов, устанавливающих юридические требования к оформлению документов.

  3. Неквалифицированное документирование распорядительной деятельности.

  4. Несвоевременное или некачественное выполнение заданий, срыв сроков их исполнения.

  5. Отсутствие прав у подведомственных или подчиненных организаций в решении стоящих перед ним задач.

  6. Некомпетентность управленческого персонала в решении производственных, экономических и управленческих задач.

  7. Широкое распространение копировальной техники и ее бесконтрольное использование.

Документооборот – это движение документов в организации с момента их создания или получения до совершения исполнения или отправки.

Организация документооборота – это правила, в соответствии с которыми происходит движение документов в учреждении.

Делопроизводство и документооборот рассматриваются как функция коммуникации.

Процесс документационного обеспечения принимаемого управленческого решения включает 3 составляющие:

  1. Информационная поддержка решения.

  2. Документирование самого решения.

  3. Контроль за выполнением решения.

Скорость перемещения документов и качество выполнения каждой операции оказывают влияние на процесс управления в целом.

Термин документооборот появился в литературе с 20-х годов прошлого столетия и в работах таких специалистов, как Дрезин, Покровский, Керженцев. Именно эти специалисты обосновали теоретически главные положения рациональной организации движения документов. Именно в литературе того времени появилась методика обследования маршрутов движения документов, и была разработана технология их доставки (так называемая курьерская связь).

Первым серьезным регламентирующим документом стал в 1931 г. документ «Общие правила документации и документооборота», подготовленный Институтом техники и управления.

Следующие нормативные акты (1961 г.) «Примерная инструкция делопроизводства в учреждениях РСФСР» и «Основы постановки делопроизводства и работы архивов» (1963 г.). Но анализ этих документов показывает, что в них нет разделов по организации документооборота. В этот период под документооборотом понималась организация переписки.

Только к середине 1970-х годов понятие документооборот снова становится общепринятым, однозначным, чему способствовало закрепление термина в государственном стандарте.

Применение ВТ в управленческом труде, разработка и внедрение АСУ потребовало создания методики изучения маршрутов движения документопотоков, их параметров с помощью математических методов.

В результате исследований выявились типовые недостатки в организации движения документов:

  1. Отсутствие регламентации путей прохождения одинаковых видов документов в организациях одинаковых уровней и направлений деятельности.

  2. Наличие множества инстанций на пути прохождения документов в управленческом аппарате.

  3. Неоднократные возвратные движения документов.

  4. Несовершенство технологий обработки документов, приводящее к повторным операциям, либо к передаче документов разным исполнителям в процессе выполнения одной и той же операции.

  5. Отсутствие правил передачи документов, их доставки и курьерской связи.

В 1974 г. появилась ЕГСД, ставшая первым нормативным документом, определившим теоретические и практические основы организации движения документов. Главное правило документооборота (по ЕГСД) – это оперативное движение документов по наиболее короткому пути с минимальными затратами времени и труда.

Появление ГС ДОУ (1988 г.) не принесла значительных изменений в концепцию движения документов. История анализа понятия документооборота показывает, что документооборот – сложный технологический процесс, характеризующийся различными параметрами, связанными как с процессами документирования, так и со всей деятельностью организации, т.е. документооборот представляет собой главную проблему деятельности службы ДОУ.

Когда мы анализируем состояние документооборота в организации, то объективные данные можно получить из качественных и количественных характеристик параметров документооборота.

К качественным относятся:

  1. Характеристики документопотоков (состав документов и их содержание).

  2. Маршруты движения документов (направление движения документов, этапы и инстанции маршрута движения документов).

  3. Периодичность (определяем стадии документооборота).

  4. Направленность движения.

Документооборот как технологический процесс делится на несколько частей (потоков). Эти потоки обеспечивают как прямую, так и обратную связь в управлении.

Под документопотоком понимается сложившееся или организованное в пределах информационной системы движение данных в определенных направлениях. При условии, что у этих данных общий источник и общий приемник.

Документопотоки различают по направлению и по отношению к управленческому объекту. По направлению выделяют горизонтальные потоки. Они связывают организации или подразделения одного уровня управления. Вертикальные потоки могут быть восходящие и нисходящие. Они связывают организации различной формы.

По отношению к управленческому объекту выделяют: входящий, исходящий и внутренний документопотоки.

Входящий документопоток любой организации складывается из:

  1. Документы вышестоящих организаций.

  2. Документы от подведомственных организаций, содержащих сведения о выполнении распорядительных действий, запросы о путях выполнения заданий, отчетные сведение о своей деятельности.

  3. Складываются из документов от не соподчиненных организаций, направляемых с целью согласования совместных действий или побуждения к ним, а также с целью консультирования или получения информации.

  4. Обращения граждан.

Исходящий документопоток состоит из документов, составляемых самой организацией и отправляемых за ее пределы.

Исходящие документы создаются либо в ответ на поступившие, либо как инициативные.

Внутренний документопоток составляют документы, создаваемые и используемые в самом аппарате управления, не выходящие за пределы.

Происхождение этих документов совпадает со сферой их применения. Внутренний поток в первую очередь обеспечивает целенаправленное решение всех управленческих решений в пределах организации.

Каждый документопоток имеет достаточно стабильный маршрут движения.

Входящие документы образуют 3 направления движения: