Организация документооборота
Причины роста объема документооборота подразделяют на объективные и субъективные.
Главными объективными причинами являются:
-
Развитие НТП;
-
Развитие экономики;
-
Расширение и усложнение номенклатуры выпускаемой продукции;
-
Строительство новых объектов;
-
Усложнение процессов управления.
К субъективным причинам относят:
-
Бюрократизация аппарата управления (который приводит к созданию документов, не обусловленных деловой необходимостью, а для подстраховки на всякий случай).
-
Не знание или не соблюдение работниками управленческих структур законодательных и нормативных актов, устанавливающих юридические требования к оформлению документов.
-
Неквалифицированное документирование распорядительной деятельности.
-
Несвоевременное или некачественное выполнение заданий, срыв сроков их исполнения.
-
Отсутствие прав у подведомственных или подчиненных организаций в решении стоящих перед ним задач.
-
Некомпетентность управленческого персонала в решении производственных, экономических и управленческих задач.
-
Широкое распространение копировальной техники и ее бесконтрольное использование.
Документооборот – это движение документов в организации с момента их создания или получения до совершения исполнения или отправки.
Организация документооборота – это правила, в соответствии с которыми происходит движение документов в учреждении.
Делопроизводство и документооборот рассматриваются как функция коммуникации.
Процесс документационного обеспечения принимаемого управленческого решения включает 3 составляющие:
-
Информационная поддержка решения.
-
Документирование самого решения.
-
Контроль за выполнением решения.
Скорость перемещения документов и качество выполнения каждой операции оказывают влияние на процесс управления в целом.
Термин документооборот появился в литературе с 20-х годов прошлого столетия и в работах таких специалистов, как Дрезин, Покровский, Керженцев. Именно эти специалисты обосновали теоретически главные положения рациональной организации движения документов. Именно в литературе того времени появилась методика обследования маршрутов движения документов, и была разработана технология их доставки (так называемая курьерская связь).
Первым серьезным регламентирующим документом стал в 1931 г. документ «Общие правила документации и документооборота», подготовленный Институтом техники и управления.
Следующие нормативные акты (1961 г.) «Примерная инструкция делопроизводства в учреждениях РСФСР» и «Основы постановки делопроизводства и работы архивов» (1963 г.). Но анализ этих документов показывает, что в них нет разделов по организации документооборота. В этот период под документооборотом понималась организация переписки.
Только к середине 1970-х годов понятие документооборот снова становится общепринятым, однозначным, чему способствовало закрепление термина в государственном стандарте.
Применение ВТ в управленческом труде, разработка и внедрение АСУ потребовало создания методики изучения маршрутов движения документопотоков, их параметров с помощью математических методов.
В результате исследований выявились типовые недостатки в организации движения документов:
-
Отсутствие регламентации путей прохождения одинаковых видов документов в организациях одинаковых уровней и направлений деятельности.
-
Наличие множества инстанций на пути прохождения документов в управленческом аппарате.
-
Неоднократные возвратные движения документов.
-
Несовершенство технологий обработки документов, приводящее к повторным операциям, либо к передаче документов разным исполнителям в процессе выполнения одной и той же операции.
-
Отсутствие правил передачи документов, их доставки и курьерской связи.
В 1974 г. появилась ЕГСД, ставшая первым нормативным документом, определившим теоретические и практические основы организации движения документов. Главное правило документооборота (по ЕГСД) – это оперативное движение документов по наиболее короткому пути с минимальными затратами времени и труда.
Появление ГС ДОУ (1988 г.) не принесла значительных изменений в концепцию движения документов. История анализа понятия документооборота показывает, что документооборот – сложный технологический процесс, характеризующийся различными параметрами, связанными как с процессами документирования, так и со всей деятельностью организации, т.е. документооборот представляет собой главную проблему деятельности службы ДОУ.
Когда мы анализируем состояние документооборота в организации, то объективные данные можно получить из качественных и количественных характеристик параметров документооборота.
К качественным относятся:
-
Характеристики документопотоков (состав документов и их содержание).
-
Маршруты движения документов (направление движения документов, этапы и инстанции маршрута движения документов).
-
Периодичность (определяем стадии документооборота).
-
Направленность движения.
Документооборот как технологический процесс делится на несколько частей (потоков). Эти потоки обеспечивают как прямую, так и обратную связь в управлении.
Под документопотоком понимается сложившееся или организованное в пределах информационной системы движение данных в определенных направлениях. При условии, что у этих данных общий источник и общий приемник.
Документопотоки различают по направлению и по отношению к управленческому объекту. По направлению выделяют горизонтальные потоки. Они связывают организации или подразделения одного уровня управления. Вертикальные потоки могут быть восходящие и нисходящие. Они связывают организации различной формы.
По отношению к управленческому объекту выделяют: входящий, исходящий и внутренний документопотоки.
Входящий документопоток любой организации складывается из:
-
Документы вышестоящих организаций.
-
Документы от подведомственных организаций, содержащих сведения о выполнении распорядительных действий, запросы о путях выполнения заданий, отчетные сведение о своей деятельности.
-
Складываются из документов от не соподчиненных организаций, направляемых с целью согласования совместных действий или побуждения к ним, а также с целью консультирования или получения информации.
-
Обращения граждан.
Исходящий документопоток состоит из документов, составляемых самой организацией и отправляемых за ее пределы.
Исходящие документы создаются либо в ответ на поступившие, либо как инициативные.
Внутренний документопоток составляют документы, создаваемые и используемые в самом аппарате управления, не выходящие за пределы.
Происхождение этих документов совпадает со сферой их применения. Внутренний поток в первую очередь обеспечивает целенаправленное решение всех управленческих решений в пределах организации.
Каждый документопоток имеет достаточно стабильный маршрут движения.
Входящие документы образуют 3 направления движения:
- Курс лекций по дисциплине «Организация и технология доу»
- Содержание:
- Нормативная база современного делопроизводства
- История развития государственного делопроизводства
- Организация служб по доу
- Формы и структуры службы доу Службы доу рекомендуется создавать в зависимости от принадлежности к определенной группе организаций.
- Особенности служб доу
- Функции подразделений службы делопроизводства
- Отдел рационализации делопроизводства
- Подразделение по учету и регистрации документов
- Группа контроля
- Машинописное бюро или центр подготовки документов
- Копировально-множительное бюро
- Взаимодействие службы доу со структурными подразделениями организации:
- Положение о службе доу
- Общие положения
- Функции
- Ответственность
- Взаимоотношения
- Организационные формы работы с документами
- Должностной и численный состав службы делопроизводства
- Руководители.
- Специалисты
- Технические специалисты
- Нормативная регламентация службы доу
- Разработка Инструкции по делопроизводству
- Требования к оформлению документов
- Табель форм документов
- Условия труда работников службы доу
- Организация документооборота
- (Россия/Запад)
- Обработка входящих или поступающих документов
- Прием и первичная обработка
- Передача документов на рассмотрение руководителю
- Рассмотрение документа руководителем
- Исполнение
- Подшивка в дело
- Обработка исходящих или отправляемых документов
- Автоматизированная система регистрации
- Организация информационно справочной работы
- Контроль за исполнением документов
- Работа с письмами и обращениями граждан
- Совершенствование работы с документами организации
- Методика разработки табеля форм документов
- Этап - сбор и анализ материала
- 2 Этап - выбор формы табеля
- Этап - формирование структуры табеля
- Этап - составление табеля
- Разработка альбомов форм документов, применяемых в организации
- Этап - унификация форм документов
- Текст-трафарет
- Наименование организации
- I. Общие сведения
- Налогоплательщик
- Этап - формирование альбома и инструкции
- Разработка номенклатуры дел
- Особенности примерной номенклатуры:
- 1. Название раздела
- Согласование номенклатуры дел
- Формирование дел
- Хранение дел
- Организационные и нормативно-методические документы организации, необходимые в работе секретаря