Работа с письмами и обращениями граждан
Письменные обращения граждан следует рассматривать как важное средство осуществления и охраны прав личности. Обращения могут выражаться как в письменной, так и устной форме.
Письменные обращения делятся на:
-
Предложения;
-
Заявления;
-
Жалобы.
Под предложениями обычно понимаются обращения граждан, направленные на улучшение деятельности государственных органов, рыночных структур экономики, общественных организаций.
Обычные предложения не связаны с нарушением прав или законных интересов гражданина.
Предложение – это желание автора включиться в общественную жизнь.
Под заявлением подразумевается обращение граждан в целях реализации личных прав и законных интересов, не связанных с нарушением этих прав и интересов.
Жалоба – это обращение в государственный либо общественный орган или к должностным лицам по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов конкретного лица, общественной организации или предприятия.
Таким образом, принимаются предложения восстановить законные интересы граждан, нарушенные действиями либо решениями государственных органов, владельцами предприятий, должностными лицами или общественными организациями. Работа с обращениями населения имеет свои особенности и ведется отдельно от общего делопроизводства. Эта работа регламентируется специальным общеотраслевым документом, которое называется «Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах на предприятиях, в учреждениях и организациях».
Обращения граждан должны подаваться, прежде всего, в те органы, учреждения и тем должностным лицам, от которых зависит решение данного вопроса. Жалобы на общественные организации, которые не имеют вышестоящих органов, подаются в местные органы власти.
Личную ответственность за работу с гражданами несут руководители организаций. При организации работы с обращениями нужно пользоваться указанным положением и взяв с него порядок выполнения.
Технология работы с обращениями граждан требует организации и проведения следующих мероприятий:
-
Прием граждан
-
Прием и первичная обработка обращений (письменных)
-
Регистрация обращений
-
Направление обращений на рассмотрение
-
Уведомление заявителя о направлении обращения в другие учреждения
-
Уведомление заявителя о длительном рассмотрении обращения
-
Контроль за сроками исполнения документов и исполнение принятых по ним решений
-
Информационно-справочная работа по обращениям
-
Извещение заявителя о вынесенных решениях с одновременным, в случае необходимости, направлением этих решений для исполнения в нужные органы.
-
Группировка в дела и текущее хранение обращений.
Все письменные обращения принимаются централизованно в одном месте – приемная.
Проверив правильность доставки, конверты (письма) вскрывают, при этом конверты не уничтожаются, так как стоит штамп. В нижнем правом углу документа проставляют штамп учреждения, в котором стоит дата регистрации, но точкой отсчета является дата, проставленная в штампе.
При регистрации этих документов в каждой организации продумывается своя система регистрации номеров, и в этот номер кроме цифр может быть добавлена начинающая ФИО заявителя и шифр проблемы.
Регистрационно-контрольная карта (РКК) в отличие от регистрации обычных документов может содержать:
-
Корреспондент (ФИО, адрес, телефон)
-
Предыдущее обращение (дата, №)
-
Вид документа
-
Автор, дата сопроводительного письма и индекс (если есть)
-
Дата индекса поступления
-
Краткое содержание
-
Ответственный исполнитель
-
Резолюция
-
Автор резолюции
-
Срок исполнения
Оборотная сторона фиксирует все этапы хода исполнения документа:
-
Дата. Исполнитель. Что сделал.
-
С контроля снят.
Повторным считается обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого документа истек установленный законодательством срок рассмотрения. Повторное обращение при первичной обработке получает очередной регистрационный номер и индекс. Однако при регистрации повторного обращения в самой РКК указываются все признаки и первого документа. На самом повторном обращении в правом верхнем углу и на РКК делается пометка «Повторно».
Когда гражданин одно и то же обращение отправляет нескольким организациям, и они в конечном итоге переадресовываются и попадают в одну организацию, которая решает вопросы по существу. В этом случае эти документы, попавшие в одну организацию, должны регистрироваться с индексом первого.
Например,
В-149/1
В-149/2
Зарегистрированный документ докладывается руководителю для принятия решения. Каждое решение, принимаемое по обращениям граждан, должно базироваться на требовании конкретных законов и на всестороннем изучении причин, породивших этот документ.
Не допускается к принятию решений допускать лиц, участие которых может повлиять на объективность.
Весь процесс рассмотрения жалоб подлежит обязательному контролю. Сроки исполнения определяются в зависимости от сложности поставленных вопросов. Максимальный срок установлен месячный (30 дней).
Заявления и жалобы, не требующие дополнительной проверки, должны разрешаться безотлагательно не позже 15 дней со дня поступления.
Для разрешения жалоб военнослужащих и членов их семей были установлены более короткие сроки: в Центральных органах власти - до 15 дней; МСУ, на предприятиях и учреждениях - до 7 дней.
- Курс лекций по дисциплине «Организация и технология доу»
- Содержание:
- Нормативная база современного делопроизводства
- История развития государственного делопроизводства
- Организация служб по доу
- Формы и структуры службы доу Службы доу рекомендуется создавать в зависимости от принадлежности к определенной группе организаций.
- Особенности служб доу
- Функции подразделений службы делопроизводства
- Отдел рационализации делопроизводства
- Подразделение по учету и регистрации документов
- Группа контроля
- Машинописное бюро или центр подготовки документов
- Копировально-множительное бюро
- Взаимодействие службы доу со структурными подразделениями организации:
- Положение о службе доу
- Общие положения
- Функции
- Ответственность
- Взаимоотношения
- Организационные формы работы с документами
- Должностной и численный состав службы делопроизводства
- Руководители.
- Специалисты
- Технические специалисты
- Нормативная регламентация службы доу
- Разработка Инструкции по делопроизводству
- Требования к оформлению документов
- Табель форм документов
- Условия труда работников службы доу
- Организация документооборота
- (Россия/Запад)
- Обработка входящих или поступающих документов
- Прием и первичная обработка
- Передача документов на рассмотрение руководителю
- Рассмотрение документа руководителем
- Исполнение
- Подшивка в дело
- Обработка исходящих или отправляемых документов
- Автоматизированная система регистрации
- Организация информационно справочной работы
- Контроль за исполнением документов
- Работа с письмами и обращениями граждан
- Совершенствование работы с документами организации
- Методика разработки табеля форм документов
- Этап - сбор и анализ материала
- 2 Этап - выбор формы табеля
- Этап - формирование структуры табеля
- Этап - составление табеля
- Разработка альбомов форм документов, применяемых в организации
- Этап - унификация форм документов
- Текст-трафарет
- Наименование организации
- I. Общие сведения
- Налогоплательщик
- Этап - формирование альбома и инструкции
- Разработка номенклатуры дел
- Особенности примерной номенклатуры:
- 1. Название раздела
- Согласование номенклатуры дел
- Формирование дел
- Хранение дел
- Организационные и нормативно-методические документы организации, необходимые в работе секретаря