4.2. Уровни управления и качества менеджера
Чем выше уровень управления, тем большее влияние на коллективы организации и, в конечном счете, на общество в целом оказывает соответствующий руководитель. Сочетание рассмотренных выше качеств человека определяет реальную возможность для него осуществлять эффективное управление в соответствующих масштабах. Уровень деятельности руководителя определяются различными факторами, в частности:
Ø значением для жизни общества реализуемой им идеи;
Ø количеством людей, входящих в возглавляемый им коллектив;
Ø масштабом предпринимательских проектов, реализацией которого он руководит;
Ø значением управляемого им подразделения для деятельности крупной коммерческой или общественной организации;
Ø местом и ролью возглавляемой им организации в системе государственного управления;
Ø степенью соответствия его конкретной руководящей должности.
Для эффективного руководства на любом уровне управления имеют значение две группы индивидуальных качеств менеджера:
Ø качества, знания, навыки и умения, определяемые сферой деятельности организации (экономика, наука, культура, военное дело и т.д.). Здесь большое значение имеют образование по профилю деятельности, опыт работы в данной сфере, а также наличие личных связей в сфере деятельности организации;
Ø качества и навыки, относящиеся к области руководства людьми и в своей сути не зависящие от сферы деятельности организации (лидерские качества и навыки, степень развития волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферы, нравственные качества человека).
В этой связи важным является то обстоятельство, что знания приобретаются в результате возможно весьма интенсивных учебных занятий, полного погружения в служебные ситуации, приобретаются и закрепляются относительно быстро при наличии Учителя и источников информации (книг, документации и т.д.), а также практики работы в конкретных жизненных ситуациях.
В то же время воля, эмоциональная и интеллектуальная сферы, нравственные качества руководителя (как и любого человека) формируются в течение всей его жизни. Развитие этих качеств требует напряженной работы над собой, осознавания и нравственной оценки жизненных ситуаций, конкретных событий, своей роли и места в них. Это длительный процесс, резкие скачки в нем чрезвычайно редки и маловероятны.
В то же время сущность большинства проблем в деятельности любой организации, сложных управленческих ситуаций составляют различного рода этические конфликты. Подобного рода конфликты возникают вследствие различия в интересах различных подразделений организации, разных работников, интересов отдельного работника и трудового коллектива или всей организации, интересов организации и потребителя или общества в целом и т.д. Для адекватного реагирования на уникальные управленческие ситуации и успешного, гармоничного разрешения возникающих проблем в деятельности организации требуются, прежде всего, нравственные качества руководителя, а также развитые эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы.
По мере повышения уровня управления значительно расширяются права руководителя в отношении подчиненных, как в части, касающейся поощрения, так и в части наказания. Увеличивается группа подчиненных ему работников в количественном отношении. Изменяется возглавляемый им коллектив и качественно: в его подчинении оказываются все более квалифицированные работники. Повышается доля «организационной составляющей» в труде руководителя в ущерб текущему управлению: растет его влияние при определении целей деятельности организации, он все в большей степени определяет общие для всех участников организации правила и процедуры деятельности. Все в большей мере его внимание привлекают стратегическое планирование и стратегическое управление. Расширяются представительские функции, по впечатлению от руководителя все больше судят об организации в целом.
Расширяется круг людей, которых в той или иной мере затрагивают конкретные действия и решения руководителя (особенно, если это руководитель сферы государственного управления). Этих людей, их отношения и деятельность руководитель должен охватить своей интеллектуальной сферой, с ними для достижения эффективности собственной деятельности ему необходимо эмоционально отождествиться. Эти люди все в большей степени испытывают воздействие его волевой сферы. Возможные последствия принимаемых им управленческих решений (как позитивные, так и негативные) становятся все более масштабными и долговременными.
Индивидуальные представления руководителя, его нравственные качества и стереотипы, направленность личности все в большей степени проецируются на подчиненных ему людей, на руководимую им организацию. Как следствие, существенно возрастает значение его нравственных качеств, эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер.
Качества руководителя определяют и степень соответствия человека занимаемой им руководящей должности. Так, группой экспертов под руководством доктора философских наук Баранова В.В. проведено исследование соответствия командного состава Вооруженных сил занимаемой должности с использованием полевых тестов. Указанные тесты предназначены для выявления различных аспектов биоэнергетики обследуемых людей. Оценка производилась по 10-бальной шкале. В контексте рассмотрения профессиональных качеств менеджера особый интерес представляют состав параметров, по которым проводилась оценка, смысл, вкладываемый в каждое значение шкалы, а также уровень оценки, минимально необходимый для должностей различного уровня.
Состав параметров, по которым проводилась оценка, включал в себя следующие: уровень нахождения внимания человека (преобладающий нервный центр), интеллектуальная сфера, эмоциональная сфера, сфера силы, воля, запас жизненных сил, степень соответствия занимаемой должности.
Оценка уровня нахождения осуществлялась по результатам рассмотрения 10 основных чакр (энергетических центров), принимающих участие в формировании и функционировании человеческого организма. Под уровнем нахождения понимался уровень нахождения внимания человека в социальных характеристиках чакр. Выделены десять основных характеристик чакр, в их числе:
1 уровень – человек ориентирован исключительно на свою личность. Остальной мир, по его мнению, обязан ему служить. Крайний эгоизм. Человеческие чувства подвергаются глубокому расстройству, часто извращены. На этом уровне люди одержимы желанием господствовать, властвовать, покорять, возвышаться любой ценой. На этом уровне находятся больные с глубокими психическими расстройствами, шизофреники, маньяки. Это уровень убийц, самоубийц и других подобного рода личностей;
2 уровень – человек живет удовольствиями, разрушающими его физическое тело, – наркотики, алкоголь, обжорство, сексуальная распущенность. Это уровень нахождения бездельников, тунеядцев, бомжей, просящих милостыню, сутенеров и проституток, иных личностей, отдающих себя на волю кого угодно;
3 уровень – стереотипные взаимоотношения с окружающим миром. Негативно-астенический взгляд на жизнь (жизнь тяжела и безрадостна). Искаженные родственные отношения. Проблемы с родителями и детьми. Проблемы быта, отнимающие много внимания и сил.
4 уровень – повышенная заинтересованность в материальных благах, материальных ценностях, деньгах. Склонность к накопительству или мотовству. Работа исключительно ради материальных благ. Часто на этом уровне люди одержимы жадностью, завистью и иными подобного рода негативными качествами. Здесь же находятся спортсмены, несоразмерно занимающиеся физическим телом ради рекордов и самоутверждения, использующие биостимуляторы и допинг;
5 уровень – доминирующим интересом в жизни являются сексуальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Внимание, пребывающее на этом уровне, сосредоточено на проблемах личной жизни, поиске сексуальных партнеров. Часто ревность, ненависть «съедают» жизнь человека. Здесь же непомерное увлечение музыкой, танцами и другими «творческими удовольствиями»;
6 уровень – сосредоточенность на работе. Работа – главное в жизни человека. Работа превыше всего. Чрезмерная склонность к формальному соблюдению правил и инструкций;
7 уровень – заинтересованность в выстраивании человеческих взаимоотношений во всех сферах жизни. Желание понять другого человека, выстраивание отношений на уровне взаимопонимания. Способность творчески подходить к проблемам на работе. Способность организовать гармоничную деятельность в коллективе. Повышенное внимание к проблемам других людей, а не к собственным;
8 уровень — высокий положительный эмоциональный настрой. Умение использовать слово и с его помощью управлять ситуацией. Уровень очень способных людей;
9 уровень – свободное управление интеллектуальной сферой. Отсутствие или очень небольшое количество контролируемых стереотипов. Человек управляет волей, свободно принимает решения. Талант;
10уровень – четкое создание намерения и его реализации. Идеальный руководитель. Это – постигающий ум, который проявляется в состоянии озарения, в проявлении интуитивных знаний. Гений.
В оценке интеллектуальной сферы учитывалось влияние эмоционального центра на интеллект индивида, деление по десяти шкалам имеет следующий вид:
10 баллов — высокая компетенция руководителя. Творческая, ничем не ограниченная инициатива. Умение видеть и ставить проблемы. Нестандартное мышление. Способность быстро и трезво оценивать ситуацию и принимать оптимальное решение;
9 баллов – достаточная компетенция руководителя. Инициатива, ограниченная рамками решаемых организацией задач. Умение четко выделить существующие проблемы. Свободное мышление. Ситуации оцениваются достаточно быстро. Принимаемые решения целесообразны, но не всегда оптимальны;
8 баллов – высокая профессиональная компетенция при средних возможностях как руководителя. Творчество на чисто профессиональном уровне. Узкоспециализированное видение проблем. Определенная шаблонность мышления. Решения логически обоснованны, но не всегда целесообразны;
7 баллов – компетенция в рамках служебных обязанностей. Высокая исполнительность. Решения не всегда правильны и обоснованны;
6 баллов – компетенция, достаточная для положительного решения служебных задач. Исполнительность в рамках возложенных обязанностей. Мышление шаблонно и в рамках существующих инструкций. При решении сложных вопросов явно выражено нежелание брать на себя ответственность. Стремление получить готовое решение извне;
5 баллов – низкая профессиональная компетенция. Исполнительность, требующая периодического контроля. Нежелание и неумение принимать решения;
4 балла – наличие комплекса устойчивых навыков. Исполнительность, требующая постоянного контроля. Неспособность вообще принять любое решение;
3 балла – наличие комплекса недостаточно устойчивых навыков. Исполнение служебных обязанностей под постоянным нажимом;
2 балла — компетенция отсутствует или очень низкая. Решения необоснованны и построены на личных амбициях и субъективных неадекватных действительности представлениях;
1 балл – активное противодействие функционированию организации.
Для оценки эмоциональной сферы использовалась также 10-балльная шкала, где каждая пара цифр обозначает стремление индивида к развитию и самосовершенствованию, а значит и к развитию и усилению руководимой им организации, либо к застою и деградации, а значит к разрушению соответствующей организации:
10-9 баллов — приподнятое, радостное настроение. Эмоции обычно стеничны, положительно влияют на деятельность. Никаких нарушений психомоторики (напряженности) ни при каких эмоциях не отмечается;
8-7 баллов – человеку свойственно ровное настроение. Угнетенность и растерянность отмечаются крайне редко. Незначительные нарушения психомоторики отмечаются редко и только при сильных эмоциях и в сложной обстановке;
6-5 баллов — человеку свойственны смена настроения и эмоций при отсутствии выраженного преобладания стенических или астенических эмоций. Быстро проходящие эмоционально-моторные нарушения отмечаются при каждой новой деятельности; 4-3 балла – у человека отмечается частое угнетенное настроение и астенические эмоциональные реакции, отрицательно влияющие на деятельность. Выраженные и стойкие нарушения психомоторики требуют специальных мер воздействия для их нейтрализации;
2-1 балла – настроение всегда угнетенное, сменяющееся только безразличием. Выраженные эмоционально-моторные нарушения не устраняются никакими мерами.
Для оценки воли испытуемых предназначена следующая шкала:
10 баллов – сильная воля. Четкое осознание цели. Интенсивное стремление. Обоснованный и быстрый выбор решения. Активное осуществление решения;
9 баллов – решительность. Четкое осознание цели, интенсивное стремление. Быстрый выбор решения. Стойкое осуществление решения;
8 баллов – исполнительность. Четкое осознание цели. Быстрый, но недостаточно обоснованный выбор решения. Повышенно старательное осуществление решения;
7 баллов — настойчивость. Недостаточно четкое осознание цели. Интенсизное стремление к ее достижению. Выбор решения недостаточно мотивирован, но осуществление решения стойкое, активное;
6 баллов — конформизм. Цель и стремление к ее достижению легко меняются. Мотивы и выбор решения определяются мнением других людей. Осуществление решений пассивное;
5 баллов — внушаемость. Цель и стремление к ее достижению отсутствуют. Решение ожидается извне. Осуществление решений пассивное;
4 балла – нерешительность. Четкое осознание цели, наличие стремления к ее достижению. Выбор мотива для принятия решения длинный и незавершенный. Само решение отсутствует или часто спонтанно меняется. Осуществление решения отсутствует;
3 балла – слабоволие. Цель осознанна, но стремление к ее достижению слабое. Мотивы чаще всего недостаточны для выбора решения. Выбор решения незавершенный, без стремления к выполнению. Осуществление решения нестойкое;
2 балла- упрямство. Цель и стремление к ее достижению объективно не оправданы. Мотивы и выбор решения определяется не объективным учетом всех возможностей, но предвзятым мнением. Решение необоснованное с интенсивным стремлением. Осуществление решения стойкое;
1 балл – осознанное неприятие цели. Интенсивное стремление воспрепятствовать ее достижению. Мотивы и решения достаточно обоснованны. Осуществление решения осторожное.
Для оценки сферы силы испытуемых предназначена следующая шкала:
10-9 баллов – результаты деятельности полностью соответствуют предварительно встраиваемой интеллектуальной модели. Подчиненные выполняют просьбы как команды беспрекословно. Заряжает своим энтузиазмом и энергией других. Не испытывает стрессов в процессе руководящей деятельности и не теряет при этом энергию. При необходимости способен работать практически без отдыха;
8—7 баллов — результаты деятельности содержат наиболее важные элементы предварительно выстраиваемой интеллектуальной модели. Подчиненные охотно выполняют распоряжения. Своим примером вдохновляет на эффективную работу других. Воздействие стресса небольшое, приводит к незначительным потерям энергии. Для восстановления способности производительно трудиться необходим небольшой отдых;
6-5 баллов – результаты деятельности содержат отдельные элементы предварительно выстраиваемой интеллектуальной модели. Для выполнения подчиненными распоряжений нередко необходимо силовое давление. Подвержен воздействию стресса. Для восстановления способности трудиться требуется продолжительный отдых; 4-3 балла – результаты деятельности могут не совпадать с предварительно выстраиваемой интеллектуальной моделью. Не способен настоять на своем, убедить оппонентов в обоснованности своих управленческих решений. Значительную часть времени находится в состоянии стресса, в результате чего резко теряет энергию. В процессе совместной деятельности стремится получить необходимую энергию от подчиненных с помощью различных уловок. Подчиненные стремятся уклониться от выполнения распоряжений; 2-1 балла – человеку хронически не хватает энергии даже для руководства собственной персоной. Он устает от одной мысли о необходимости что-то делать. Результаты деятельности прямо противоречат предварительно выстраиваемой мысленной модели. Значения 10-балльной шкалы при оценке запаса жизненных сил трактуются следующим образом: 10 баллов – отличное здоровье; 9 баллов – практически здоров; 8 баллов — редкие, быстро проходящие заболевания; 7 баллов – хронические, мало отражающиеся на трудоспособности заболевания; 6 баллов – имеются хронические заболевания на фоне переоценки своего здоровья. Склонность к повышенным, но не оправданным нагрузкам; 5 баллов — имеющиеся черты мнительности заставляют выискивать несуществующие заболевания. Имеются хронические заболевания, мало отражающиеся на трудоспособности; 4 балла – хронически болен и переоценивает болезнь из-за выраженной мнительности; 3 балла – болен, раздражителен. Ощущает, что запас жизненных сил истощается. Не желая осознавать истинных причин этого, активно ищет и использует других людей для собственной энергетической подпитки; 2 балла – запас жизненных сил исчерпан; 1 балл – жизнь за счет других продолжительное время. Оценка соответствия занимаемой должности производится с учетом резонанса с организацией, в котором работает (служит) должностное лицо (для которой оно подбирается). Шкала оценки имеет следующий вид: 10 баллов — гений; 9 баллов – признанный талант к данному виду деятельности; 8 баллов – отчетливо выраженные способности, заметно выделяющие данного индивида из окружающих; 7 баллов — выраженные интересы к данному виду деятельности при способностях, не выделяющих индивида из большинства; 6 баллов – старание выполнить деятельность. Желание развить свои способности, быть компетентным; 5 баллов — отсутствие способностей, затрудняющее освоение и осуществление данной деятельности. Нет стремления к совершенствованию в этой деятельности; 4 балла – не соответствует занимаемой должности, но старается замаскировать это инструкциями, которые любит цитировать; 3 балла — не любит работу, вынужденно ходит на нее; 2 балла – выраженная неспособность к данной деятельности, при наличии желания использовать ее в личных целях; 1 балл – осуществляет саботаж, вредит деятельности организации.
Уровень оценки, минимально необходимый для должностей командного состава Вооруженных Сил
|
10 (100%)— идеальное, соответствующее должности, состояние качества;
7 (70%), 6 (60%) и т.д. — нижний порог качества, допустимый для должности руководителя (начальника) соответствующего уровня.
Таким образом, с повышением уровня управления весьма существенно растут требования, предъявляемые к качествам руководителя, прежде всего, к его интеллектуальной и эмоциональной сферам, к воли, сфере силы и запасу жизненных сил, которые и определяют степень его соответствия занимаемой должности.
- Глава 1. Знание о менеджменте организации
- 1.1. Что такое менеджмент
- 1.2. Структура знания о менеджменте
- 1.3. Сущность социальной организации
- 1.4. Система управления
- 1.5. Подходы к управлению организацией
- Литература
- Глава 2. История развития менеджмента организации
- 2.1. История знаний в области социального управления
- .2. Менеджмент организации в системе наук
- 2.3. Краткие биографии и основные идеи выдающихся менеджеров
- Литература
- Глава 3. Менеджер как профессия
- 3.1. Понятие профессии
- 3.2. Профессия менеджера
- 3.3. Роль менеджера в организации
- 3.4. Особенности специальности «Менеджмент организации»
- Литература
- Глава 4. Профессиональные качества менеджера
- 4.1. Структура профессиональных качеств менеджера
- 4.2. Уровни управления и качества менеджера
- 4.3. Особенности качеств менеджера и специалиста
- Литература
- Глава 5. Профессиональная этика менеджера
- 5.1. Понятие профессиональной этики
- 5.2. Структура профессиональной этики менеджера
- 5.3. Этика профессии менеджера
- 5.4. Корпоративная этика
- Глава 6. Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера
- 6.1. Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера
- 6.2. Образ жизни менеджера
- 6.3. Здоровье менеджера
- Литература
- Глава 7. Инструментарий менеджмента организации
- 7.1. Миссия организации и цели управления
- 7.2. Факторы управления организацией
- 7.3. Методы менеджмента
- 7.4. Функции менеджмента
- Литература
- Глава 8. Практическая деятельность менеджера по руководству организацией
- 8.1. Изменения и новшества в деятельности менеджера организации
- 8.2. Управленческие риски
- 8.3. Управленческие стереотипы
- Литература
- Глава 9. Научная, преподавательская и консультативная деятельность менеджера
- 9.1. Научная деятельность менеджера
- 65.05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ.
- 65.050 Управление экономикой
- 65.050.2 Организация управления
- 65.2 / 4 Специальные и отраслевые экономики. Экономика межотраслевых комплексов.
- 9.2. Педагогическая деятельность менеджера
- 9.3. Управленческое консультирование
- Литература
- Вопросы теста
- Обработка результатов
- Приложение 2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 061100 – «Менеджмент организации»
- Приложение 3. Требования к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 061100 – «Менеджмент»
- Приложение 4. Перечень специализаций по специальности 061100 «Менеджмент организации»
- Приложение 5. Методика исследования организаторских и коммуникативных склонностей
- Вопросы:
- Шкала оценок
- Рекомендуемая литература
- Справочники и словари
- Терминологический словарь