logo search
Введение в специальность МО

5.3. Этика профессии менеджера

Этика профессии менеджера базируется на понимании того обстоятельства, что мировоззрение и образ жизни руководи­теля непосредственно сказывается на эффективности деятель­ности организации, на ее имидже и, главное, на судьбах ра­ботников организации.

Важнейшие аспекты этики профессии менеджера отраже­ны в следующих принципах деятельности руководителя:

Ø верность организации, соблюдение ее традиций;

Ø уважение к подчиненным, искренний интерес к ним, – воздержанность от критики, унижающей достоинство под­чиненного;

Ø исключение проявлений грубости, высокомерия, интри­ганства, манипулирования, попыток «столкнуть лбами»;

Ø недопустимость обмана подчиненных, невыполнения обещаний, злоупотребление положением начальника, утаивания информации, представляющей интерес для подчиненного;

Ø соблюдение субординации – воздержанность, с одной сто­роны, от попыток решения служебных вопросов с выше­стоящим руководителем, минуя своего непосредственного начальника, а с другой – от поручений исполнителю «че­рез голову» его непосредственного начальника;

Ø использование по отношению к подчиненным преимуще­ственно методов убеждения. Применение принуждения только при исчерпании возможностей убеждения;

Ø недопустимость принятия руководителем управленческих решений при нахождении его в негативном состоянии (на­пример, «административного восторга»), под влиянием негативной ситуации;

Ø объективность при принятии решений, правовая защи­щенность управленческого решения;

Ø нацеленность на гармонизацию деятельности коллектива и организации в целом, в частности, конфликтных ситуаций;

Ø профессиональная компетентность, постоянное повыше­ние собственной профессиональной квалификации;

Ø соблюдение профессиональной конфиденциальности;

Ø готовность и способность брать ответственность за по­следствия принимаемых решений на себя.

 Особенно значимым для менеджера является сознатель­ность как принцип, раскрывающий способ выполнения мо­ральных  требований  (ее  противоположности –  формализм, догматизм, авторитаризм, фанатизм).

Взаимное влияние, взаимосвязь и соотношение этики в деятельности руководителей и подчиненных прослеживается при сопоставлении их этических обязанностей [7]:

Ø  руководители должны быть образцом нравственного пове­дения. Они должны жить в соответствии с ценностями, способствующими процветанию возглавляемых ими орга­низаций;

Ø  лидеры ответственны за перспективы возглавляемой ими организации;

Ø  лидеры должны постоянно информировать подчиненных о своих намерениях. Работники ожидают от руководства, что оно будет предоставлять им всю информацию, необ­ходимую для эффективной работы;

Ø  лидеры ответственны за формирование слаженно рабо­тающего коллектива, основанного на высоком уровне до­верия. Члены коллектива должны знать, что они будут вознаграждены за сотрудничество с другими людьми на благо фирмы даже в том случае, если будет казаться, что их собственный вклад уменьшается. И уж конечно следует вознаграждать их за принятие решений, соответствующих стратегическим интересам организации;

Ø  руководители отвечают за создание обстановки, поощ­ряющей развитие личности и творчество.

Образцовое нравственное поведение руководителей про­ецируется на подчиненных, которые:

Ø  в отношении с начальством создают атмосферу взаимного стремления к выполнению поставленной задачи;

достаточно уверены в себе, чтобы спорить с начальником и быть корректными оппонентами;

Ø  исполняют приказы начальника, не становясь при этом ра­болепными;

Ø  вносят свой опыт, умения и знания в работу коллектива, не стремясь занять место других его членов;

Ø  верны своему начальнику и целям, стоящим перед коллек­тивом, в то же время, сохраняя способность трезвой оцен­ки и конструктивной критики;

Ø  уходят, когда становится очевидным, что они больше не могут поддерживать ценности и цели организации либо ее руководителя.

Этика профессии руководителя лежит в основе следующих советов начинающему менеджеру [6, 10]:

1.          Сверхцель в управлении. Смысл всякой деятельности ле­жит за ее пределами. Смысл жизни – за пределами жизни. Иначе, если цель жизни достигнута, зачем жить дальше?

2.          Руководитель в ответе за все. Управляя, вы сами отвечаете за все, что происходит. Вам не на кого жаловаться, разве что на самого себя. Можно обжаловать чьи-то действия – это управленческий ход, но нельзя жаловаться на кого-то – это позиция руководителя.

3.          Управление из любой точки. Помогайте, советуйте, управ­ляйте всеми, кто в этом нуждается. Управляйте из любой точки или региона. Если объект управления формально вам не подчинен, считайте, что это обстоятельство – усло­вие, но не препятствие для управления им. Все, что не поддается вашему управляющему воздействию, лишь об­нажает недостаток ваших знаний и навыков.

4.          Горизонтальная карьера. Если вертикальная карьера (рост в должности) может в один прекрасный день рухнуть, то горизонтальная   карьера   (обретение   профессионального мастерства) – всегда с вами. Не гонитесь за должностью, а берите ее как созревшее яблоко с ветки. Не умеете взять – учитесь. Было бы у менеджера мастерство, а должность приложится.

5.          Обходитесь без просьб. Можно предложить, чтобы вам дали нечто на началах взаимной выгоды, но нельзя про­сить, чтобы это дали просто так. Кто просит, вынужден объясняться и оправдываться, отвечать на вопросы. Он поступается независимостью.

6.          Укрепление власти. Всякий удачный акт управления рас­ширяет зону послушания, всякое неудачное покушение на управление ее сужает. Лучше бездействовать, наблюдать, вынашивать приказания, которые будут безусловно вы­полнены, чем отдавать такие, в отношении которых нет полной уверенности, что они будут выполнены.

7.          Применение наказания. Выясните, в каких вопросах ваши подчиненные признают ваше моральное и юридическое право отдавать распоряжения и готовы их исполнить, а в чем их готовность подчиняться сомнительна. Остерегай­тесь вводить новые правила и процедуры, пока ваш авто­ритет незначителен, тем более нельзя наказывать за несо­блюдение этих правил. Пока не укрепился ваш авторитет, взыскивать с подчиненных допустимо лишь за нарушение прежнего, установленного до вас порядка. Древняя муд­рость гласит: пока ты не завоевал сердце подчиненного, нельзя наказывать. Но после того, как завоевал, нельзя не наказывать.

8.          Отношения с неформальным лидером. Разберитесь, как намерен строить он свои отношения с вами. Обратите внимание, как он отвечает на вопросы, когда Вы обращае­тесь к нему по долгу службы в пределах должностных прав. Если он отвечает искренне, прямо, значит готов сотрудничать. Если уклоняется от прямых ответов, но и не лукавит, обращайтесь с ним так же, как и со всеми осталь­ными. Если же склонен интриговать и оспаривать вашу реальную власть, разберитесь, кто с ним заодно. Выберите из числа его сторонников самого покладистого и добейтесь послушания от него. Это прибавит вам сил, уверенности, авторитета. Возьмитесь за следующего. Когда вы до­беретесь до главного оппонента, скорее всего, он сам под­чинится вам или попросит об увольнении. У формального лидера всегда шансов на выигрыш больше, чем у нефор­мального. Все дело в том, как этот шанс использовать.

Загрузка подчиненных работой. Тщательное продумыва­ние способов и порядка выполнения задания, а затем под­робный инструктаж подчиненного неэффективны. Посту­пайте наоборот: давайте задание, даже не представляя себе, как его можно выполнить и лишь затем помогайте подчиненному советом (если он его попросит). Избегайте авторитарности. Воспитывайте у подчиненных навыки са­моуправления.

10.      Распределение обязанностей. Никакая частная обязанность не должна «висеть» лично на руководителе. Необходимо свыкнуться в мыслью, что в той работе, которую вы пору­чили подчиненному, он «главнее» вас.

11.      Предвидение. Начинающий руководитель неспособен пред­видеть действия своих подчиненных, коллег и начальства, однако эта способность ему необходима и приходит со вре­менем. Если у вас появилась уверенность, что в обозримом будущем маловероятно возникновение событий, которые вы не сумели бы предугадать, дело будет двигаться и в ва­ше отсутствие. Это чувство безопасности и есть критерий успешности вхождения в должность руководителя.