5.3. Этика профессии менеджера
Этика профессии менеджера базируется на понимании того обстоятельства, что мировоззрение и образ жизни руководителя непосредственно сказывается на эффективности деятельности организации, на ее имидже и, главное, на судьбах работников организации.
Важнейшие аспекты этики профессии менеджера отражены в следующих принципах деятельности руководителя:
Ø верность организации, соблюдение ее традиций;
Ø уважение к подчиненным, искренний интерес к ним, – воздержанность от критики, унижающей достоинство подчиненного;
Ø исключение проявлений грубости, высокомерия, интриганства, манипулирования, попыток «столкнуть лбами»;
Ø недопустимость обмана подчиненных, невыполнения обещаний, злоупотребление положением начальника, утаивания информации, представляющей интерес для подчиненного;
Ø соблюдение субординации – воздержанность, с одной стороны, от попыток решения служебных вопросов с вышестоящим руководителем, минуя своего непосредственного начальника, а с другой – от поручений исполнителю «через голову» его непосредственного начальника;
Ø использование по отношению к подчиненным преимущественно методов убеждения. Применение принуждения только при исчерпании возможностей убеждения;
Ø недопустимость принятия руководителем управленческих решений при нахождении его в негативном состоянии (например, «административного восторга»), под влиянием негативной ситуации;
Ø объективность при принятии решений, правовая защищенность управленческого решения;
Ø нацеленность на гармонизацию деятельности коллектива и организации в целом, в частности, конфликтных ситуаций;
Ø профессиональная компетентность, постоянное повышение собственной профессиональной квалификации;
Ø соблюдение профессиональной конфиденциальности;
Ø готовность и способность брать ответственность за последствия принимаемых решений на себя.
Особенно значимым для менеджера является сознательность как принцип, раскрывающий способ выполнения моральных требований (ее противоположности – формализм, догматизм, авторитаризм, фанатизм).
Взаимное влияние, взаимосвязь и соотношение этики в деятельности руководителей и подчиненных прослеживается при сопоставлении их этических обязанностей [7]:
Ø руководители должны быть образцом нравственного поведения. Они должны жить в соответствии с ценностями, способствующими процветанию возглавляемых ими организаций;
Ø лидеры ответственны за перспективы возглавляемой ими организации;
Ø лидеры должны постоянно информировать подчиненных о своих намерениях. Работники ожидают от руководства, что оно будет предоставлять им всю информацию, необходимую для эффективной работы;
Ø лидеры ответственны за формирование слаженно работающего коллектива, основанного на высоком уровне доверия. Члены коллектива должны знать, что они будут вознаграждены за сотрудничество с другими людьми на благо фирмы даже в том случае, если будет казаться, что их собственный вклад уменьшается. И уж конечно следует вознаграждать их за принятие решений, соответствующих стратегическим интересам организации;
Ø руководители отвечают за создание обстановки, поощряющей развитие личности и творчество.
Образцовое нравственное поведение руководителей проецируется на подчиненных, которые:
Ø в отношении с начальством создают атмосферу взаимного стремления к выполнению поставленной задачи;
достаточно уверены в себе, чтобы спорить с начальником и быть корректными оппонентами;
Ø исполняют приказы начальника, не становясь при этом раболепными;
Ø вносят свой опыт, умения и знания в работу коллектива, не стремясь занять место других его членов;
Ø верны своему начальнику и целям, стоящим перед коллективом, в то же время, сохраняя способность трезвой оценки и конструктивной критики;
Ø уходят, когда становится очевидным, что они больше не могут поддерживать ценности и цели организации либо ее руководителя.
Этика профессии руководителя лежит в основе следующих советов начинающему менеджеру [6, 10]:
1. Сверхцель в управлении. Смысл всякой деятельности лежит за ее пределами. Смысл жизни – за пределами жизни. Иначе, если цель жизни достигнута, зачем жить дальше?
2. Руководитель в ответе за все. Управляя, вы сами отвечаете за все, что происходит. Вам не на кого жаловаться, разве что на самого себя. Можно обжаловать чьи-то действия – это управленческий ход, но нельзя жаловаться на кого-то – это позиция руководителя.
3. Управление из любой точки. Помогайте, советуйте, управляйте всеми, кто в этом нуждается. Управляйте из любой точки или региона. Если объект управления формально вам не подчинен, считайте, что это обстоятельство – условие, но не препятствие для управления им. Все, что не поддается вашему управляющему воздействию, лишь обнажает недостаток ваших знаний и навыков.
4. Горизонтальная карьера. Если вертикальная карьера (рост в должности) может в один прекрасный день рухнуть, то горизонтальная карьера (обретение профессионального мастерства) – всегда с вами. Не гонитесь за должностью, а берите ее как созревшее яблоко с ветки. Не умеете взять – учитесь. Было бы у менеджера мастерство, а должность приложится.
5. Обходитесь без просьб. Можно предложить, чтобы вам дали нечто на началах взаимной выгоды, но нельзя просить, чтобы это дали просто так. Кто просит, вынужден объясняться и оправдываться, отвечать на вопросы. Он поступается независимостью.
6. Укрепление власти. Всякий удачный акт управления расширяет зону послушания, всякое неудачное покушение на управление ее сужает. Лучше бездействовать, наблюдать, вынашивать приказания, которые будут безусловно выполнены, чем отдавать такие, в отношении которых нет полной уверенности, что они будут выполнены.
7. Применение наказания. Выясните, в каких вопросах ваши подчиненные признают ваше моральное и юридическое право отдавать распоряжения и готовы их исполнить, а в чем их готовность подчиняться сомнительна. Остерегайтесь вводить новые правила и процедуры, пока ваш авторитет незначителен, тем более нельзя наказывать за несоблюдение этих правил. Пока не укрепился ваш авторитет, взыскивать с подчиненных допустимо лишь за нарушение прежнего, установленного до вас порядка. Древняя мудрость гласит: пока ты не завоевал сердце подчиненного, нельзя наказывать. Но после того, как завоевал, нельзя не наказывать.
8. Отношения с неформальным лидером. Разберитесь, как намерен строить он свои отношения с вами. Обратите внимание, как он отвечает на вопросы, когда Вы обращаетесь к нему по долгу службы в пределах должностных прав. Если он отвечает искренне, прямо, значит готов сотрудничать. Если уклоняется от прямых ответов, но и не лукавит, обращайтесь с ним так же, как и со всеми остальными. Если же склонен интриговать и оспаривать вашу реальную власть, разберитесь, кто с ним заодно. Выберите из числа его сторонников самого покладистого и добейтесь послушания от него. Это прибавит вам сил, уверенности, авторитета. Возьмитесь за следующего. Когда вы доберетесь до главного оппонента, скорее всего, он сам подчинится вам или попросит об увольнении. У формального лидера всегда шансов на выигрыш больше, чем у неформального. Все дело в том, как этот шанс использовать.
Загрузка подчиненных работой. Тщательное продумывание способов и порядка выполнения задания, а затем подробный инструктаж подчиненного неэффективны. Поступайте наоборот: давайте задание, даже не представляя себе, как его можно выполнить и лишь затем помогайте подчиненному советом (если он его попросит). Избегайте авторитарности. Воспитывайте у подчиненных навыки самоуправления.
10. Распределение обязанностей. Никакая частная обязанность не должна «висеть» лично на руководителе. Необходимо свыкнуться в мыслью, что в той работе, которую вы поручили подчиненному, он «главнее» вас.
11. Предвидение. Начинающий руководитель неспособен предвидеть действия своих подчиненных, коллег и начальства, однако эта способность ему необходима и приходит со временем. Если у вас появилась уверенность, что в обозримом будущем маловероятно возникновение событий, которые вы не сумели бы предугадать, дело будет двигаться и в ваше отсутствие. Это чувство безопасности и есть критерий успешности вхождения в должность руководителя.
- Глава 1. Знание о менеджменте организации
- 1.1. Что такое менеджмент
- 1.2. Структура знания о менеджменте
- 1.3. Сущность социальной организации
- 1.4. Система управления
- 1.5. Подходы к управлению организацией
- Литература
- Глава 2. История развития менеджмента организации
- 2.1. История знаний в области социального управления
- .2. Менеджмент организации в системе наук
- 2.3. Краткие биографии и основные идеи выдающихся менеджеров
- Литература
- Глава 3. Менеджер как профессия
- 3.1. Понятие профессии
- 3.2. Профессия менеджера
- 3.3. Роль менеджера в организации
- 3.4. Особенности специальности «Менеджмент организации»
- Литература
- Глава 4. Профессиональные качества менеджера
- 4.1. Структура профессиональных качеств менеджера
- 4.2. Уровни управления и качества менеджера
- 4.3. Особенности качеств менеджера и специалиста
- Литература
- Глава 5. Профессиональная этика менеджера
- 5.1. Понятие профессиональной этики
- 5.2. Структура профессиональной этики менеджера
- 5.3. Этика профессии менеджера
- 5.4. Корпоративная этика
- Глава 6. Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера
- 6.1. Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера
- 6.2. Образ жизни менеджера
- 6.3. Здоровье менеджера
- Литература
- Глава 7. Инструментарий менеджмента организации
- 7.1. Миссия организации и цели управления
- 7.2. Факторы управления организацией
- 7.3. Методы менеджмента
- 7.4. Функции менеджмента
- Литература
- Глава 8. Практическая деятельность менеджера по руководству организацией
- 8.1. Изменения и новшества в деятельности менеджера организации
- 8.2. Управленческие риски
- 8.3. Управленческие стереотипы
- Литература
- Глава 9. Научная, преподавательская и консультативная деятельность менеджера
- 9.1. Научная деятельность менеджера
- 65.05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ.
- 65.050 Управление экономикой
- 65.050.2 Организация управления
- 65.2 / 4 Специальные и отраслевые экономики. Экономика межотраслевых комплексов.
- 9.2. Педагогическая деятельность менеджера
- 9.3. Управленческое консультирование
- Литература
- Вопросы теста
- Обработка результатов
- Приложение 2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 061100 – «Менеджмент организации»
- Приложение 3. Требования к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 061100 – «Менеджмент»
- Приложение 4. Перечень специализаций по специальности 061100 «Менеджмент организации»
- Приложение 5. Методика исследования организаторских и коммуникативных склонностей
- Вопросы:
- Шкала оценок
- Рекомендуемая литература
- Справочники и словари
- Терминологический словарь