logo search
Менеджмент учебник

1.1.1. Сущность, виды и задачи управления

«Менеджер – это человек, который никогда не откладывает на завтра

то, что можно поручить другим, сделать сегодня»

Менеджмент является особой формой управленческой деятельности, поэтому, прежде чем говорить о нем, нужно познакомиться с управлением как таковым.

Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», т. е. способ­ность с чем-то управляться. В общем смысле под ним понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устране­нию их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды (для различ­ных ее типов нужны свои способы управления).

Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответст­вующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.

Управление бывает естественным, техническим и социальным.

Естественное управление направлено на процессы, протекающие в природе, на­пример развитие растений, движение водных потоков и т. д.

К техническому относится управление рукотворными объектами, авто­мобилем, прокатным станом и прочими техническими объектами.

В первом и во втором случае их реакция на воздействие либо известна заранее, либо достаточно точно предсказуема, что существенно облегчает процесс управле­ния.

Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение. Ка­ждый человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями и т. д. Поэтому его реакция на управляющее воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а следовательно, социаль­ное управление не может быть чисто рациональным (в чем его важнейшее отличие от технического).

Это предъявляет особые требования к его методам, их разнообразию, уникаль­ности, индивидуализации, разумному сочетанию формальных и неформальных норм и правил, использованию особых механизмов воздействия на людей (субор­динация, контроль, стимулирование и проч.).

Социальное управление сегодня может быть классифицировано по следующим основаниям [15]:

  1. по уровню (человечество; государства; регионы; отрасли, организации, их части (подразделения), группы людей, индивиды);

  2. по сфере (государственное, политическое, хозяйственное и т. п.);

  3. по содержанию (общее управление; управление организацией технологиче­ских процессов; управление людьми; управление информацией; управление пове­дением фирмы на рынке; управление трансакциями, например закупками, сбытом, заключением контрактов; управление финансовыми потоками и проч.);

  4. по источнику основополагающих решений – внешнее (навязанное) или ини­циативное (внутреннее) управление, а также самоуправление;

  5. по способу осуществления управленческого воздействия – личное или довери­тельное (через посредников, документы);

  6. по методу выработки управленческих решений научное (решения принима­ются на основе специальных исследований) или эмпирическое (исходя из обобще­ния поверхностных фактов и явлений);

  7. по обусловленности принимаемых решений ситуационное (с учетом склады­вающегося положения дел) или стратегическое, реализующее заранее запланиро­ванные действия;

  8. по способу взаимодействия со средой адаптивное (приспосабливающееся к ней) или конкурентное (навязывающее собственную линию);

  9. по направленности (на процесс, на результат, на предотвращение будущих проблем).

Управление, ориентированное на процесс, предполагает выполнение работы строго предписанными способами (даже если она не нужна, а сами способы нерациональ­ны); решение проблем по мере их возникновения в пожарном порядке; тотальный контроль

Управление, ориентированное на результат, требует избегать проблем, экономить и любой ценой увеличивать прибыль, доход и иные показатели. Опережающее управление направлено на выявление, анализ признаков будущих проблем и их предотвращение.

Особой разновидностью социального управления является хозяйственное. Оно сформировалось в связи с необходимостью координации производственной дея­тельности людей.

Хозяйственное управление решает две задачи:

1) оперативная (тактическая) заключается:

2) стратегическая обеспечивает развитие и совершенствование фирмы, пере­ вод ее в качественно и количественно иное состояние.

История знает несколько типов хозяйственного управления.

Предпринимательское управление возникло в эпоху зарождения капитализма, осуществлялось собственником по отношению к наемным работникам. Как и тра­диционное, оно ничем не регламентировалось.

В индустриальную эпоху возникло менеджерское управление, отделенное от соб­ственности, осуществлявшееся специально подготовленными и обученными управленцами, образующими иерархию. На ее высших уровнях принимаются об­щие решения, а на низовых происходит руководство людьми и производственны­ми процессами.

В постиндустриальную эпоху его сменило системное управление, в котором участвовали не только менеджеры, но и специалисты, а также частично вспомога­тельный персонал.

В информационную эпоху системное управление, видимо, будет постепенно пе­рерастать в самоуправление.

Менеджерское и системное управление, а отчасти и самоуправление должны быть институционализированными (официально определяться права и обязанно­сти участников, их ответственность и т. д.)