logo search
Менеджмент учебник

1.2.2. Принципы менеджмента

Как и любая другая деятельность, управление осуществляется в соответствии с определенными принципами, т. е. правилами. Они могут быть общими для всех его видов или могут относиться к некоторой их части. Соблюдение принципов обеспечивает успех, несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.

К основным принципам менеджмента можно отнести следующие.

Научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необхо­дим, поскольку сложным современным хозяйством фирмы практически не­возможно управлять по наитию, без тщательной проработки решений.

В то же время ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на ее изучение попросту нет времени. Тогда приходится импровизировать, ис­пользовать нетрадиционные подходы, чутье, опыт. Таким образом, фактор неопре­деленности функционирования и развития социальной системы превращает управление в искусство.

Целенаправленность. Менеджеры действуют не просто так, а ради решения кон­кретных проблем, стоящих в данный момент перед хозяйствующим субъектом.

Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управ­ления необходим индивидуальный подход к каждому объекту, субъекту или процессу с учетом его особенностей. Семейным магазинчиком нельзя управлять так же, как ги­гантской корпорацией, а научными разработками по аналогии с работой у конвейе­ра. Но, с другой стороны, поскольку во всех этих случаях имеют место управленческие действия, они должны содержать в себе некие универсальные моменты.

Последовательность. Все управленческие шаги осуществляются в строго опре­деленном порядке как во времени, так и в пространстве. Нельзя, например, сначала принимать решение, а затем уже осмысливать ситуацию.

В ряде случаев управленческие операции могут осуществляться циклично, повто­ряться через определенные промежутки времени (например, контроль, составле­ние бухгалтерских отчетов).

Непрерывность. Она обусловлена соответствующим характером производствен­ных и хозяйственных процессов.

Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления от­дельных элементов организации. Субъекты на местах должны иметь возможность конкретизировать общие решения руководства в соответствии со складывающейся ситуацией и особенностями подразделения, а в определенных рамках действо­вать самостоятельно.

Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это гарантирует нормальный морально-психологический климат, принятие взвешенных решений и их надлежа­щее исполнение.

Обеспечение единства прав и ответственности каждого субъекта управления. Из­быток прав приводит на практике к произволу; недостаток парализует деловую активность и инициативу.

Состязательность участников управления на основе личной заинтересованно­сти. Она поддерживается с помощью материального поощрения, предоставления возможности продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.

Максимально раннее и широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки ре­шений. Те из них, в которые вложены собственные труд и идеи, будут реализовы-ваться с большей активностью и заинтересованностью, чем «спущенные сверху».