41.Сущность и роль управленческого решения. Процесс подготовки, принятия и реализация управленческих решений.
Решение – выбор альтернативы.Подобно процессу коммуникаций, принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятие решений – часть каждодневной работы управляющего. Суть процесса управления всегда связана с воздействием субъекта управления на различные объекты ради достижения определенных целей. В связи с этим перед любым управленцем возникает множество задач, требующих решений. Естественно, руководитель должен вначале изучить ситуацию, что связано с анализом различной информации. Лишь затем возможно принятие решения, то есть выработка новой информации, которая затем передается подчиненным для выполнения. Оно включает – анализ ситуации, разработку мер для его целесообразного изменения.
Разновидности управленческих решений Все принимаемые управленческие решения можно разделить на группы по нескольким признакам.В зависимости от важности решений их относят к стратегическим или тактическим. Стратегическое решение коренным образом влияет на деятельность организации, оно может быть связано с выходом на другие рынки, выпуском другой продукции, омоложением персонала и т.д. Тактические решения менее объемны, по существу, выполнение стратегического решения складывается из серии тактических.В зависимости от периода действия решения разделяют на долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (менее 1 года).По степени обязательности решения подразделяют на директивные, рекомендательные и ориентирующие.В зависимости от числа готовивших можно выделить единоличные и коллективные решения.по способу принятия решения делятся на интуитивные, адаптивные («здравый смысл») и рациональные.
Подходы к принятию решений Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два момента. Первый заключается в том, что принимать решения, как правило, сравнительно легко. Все, что при этом делает человек, сводится к выбору направления действий. Трудно принять хорошее решение. Второй момент состоит в том, что принятие решения – это психологический процесс. Способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируют от спонтанных до высокологичных. (интуитивные или рациональные)
В целом процесс принятия решения можно представить в виде схемы
1. Признание необходимости рещения:
-восприятие и признание проблемы
- формулирование проблемы
-определение критериев успешного решения проблемы
2.Выработка решения
-разработка альтернатив
-выбор альтарнативы
3.Выполнение решения:
-ориентация выполненного решения
-анализ и контрольвып.реш-я
-обоат.связь и корректировка
В ер-ть правильного выбора повышается при рациональном решении проблемы при этом проблему рассматривают в двух направлениях:
Как главное противоречие на пути достижения цели
Как потенциальную возможность
Этапы рационального решения проблемы
Диагноз проблемы-формулирование ограничений и критериев-выявление альтернатив-оценка альтернатив-окончательный выбор
На пути решения проблемы (диагноз)
ограничения снижают возм-ть принятия решений (нехватка средств, недостаточное число работников, нехватка времени)
любая альтернатива как правило сопряжена с рядом отрицательных аспектов, т.е. все важные управленческие решения содержат компромиссы
если проблема правильно определена а альтернативные решения взвешены, то принятие решения сравнительно просто, если проблема сложна, то требует независимой оценки.
реальная ценность решения становится очевидной только после осуществления.
Обратная связь – поступление данных о том что происходило до и после реализации решения, позволяет руководителю скорректировать ранее принятое решение пока орг-я не понесла значительный ущерб или убыток. Оценка решения выполняется прежде всего с помощью контроля.
- 37. Менеджмент как вид деятельности в условиях рыночной экономики. История и эволюция менеджмента. Современные концепции управления.
- История и эволюция мен-та
- 38. Организация как объект управления. Понятие и признаки организации. Виды и типы организации.
- 39.Функция управления как вид управленческой деятельности. Характеристика функций и методов управления, и их общее и особенное взаимосвязь.
- 40. Коммуникационные процессы:классификация, этапы и основные схемы. Современные информационные системы в управлении. Роль и свойства управленческой информации.
- 41.Сущность и роль управленческого решения. Процесс подготовки, принятия и реализация управленческих решений.
- 42.Проектирование организационных структур.Типы организационных структур и их оценка.
- 43.Мотивация как функция менеджмента. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
- 44.Природа и сущность управленческого контроля. Организация контроля. Характеристика эффективного контроля в менеджменте.
- 45.Руководство и лидерство. Формы власти. Тип и стиль руководства. Особенности управления индивидом и группой. Деловая этика.
- 46.Эволюция стратегического менеджмента. Процесс формирования стратегии: основные этапы, цели, компоненты.Мониторинг среды.
- 47. Этап стратегического анализа:характеристика, используемые методики.
- 49. Классификация типовых эталонных стратегий.
- 50. Характеристики модельных инструментов стратегического менеджмента бкг, МакКинси, Продукт-рынок
- Комбинации стратегий «товар—рынок»
- Мтрица МакКинси
- 51.Управление процессом реализации стратегии. Стратегические изменения. Международные аспекты стратегии: стратегические альянсы.
- 52.Инновационный менеджмент: основные функции, понятия, цели. Состояние инновационной сферы в России: специфика, тенденции развития.
- 53.Связь экономических и инновационных циклов. Особенности государственного регулирования в инновационной деятельности. Характеристика основных этапов инновационного цикла.
- 54. Развитие инновационного предпринимательства. Проектное управление инновационной деятельности.
- Финансово-промышленные группы
- 55.Структурирование персонала организации. Модели управления персоналом.
- 56.Управление подбором и отбором персонала организации.
- 57.Деловая оценка персонала.Аттестация
- 58.Управление обучением персонала организации. Виды, модели, типы, этапы деловой карьеры. Управление кадровым резервом.
- 60.Оплата и стимулирование труда работников. Современная структура заработной платы, и ее основные составляющие: участие в прибыли, дополнительные льготы.