43.Мотивация как функция менеджмента. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
Мотивация – это процесс побуждения к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.
Трудовая мотивация – это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ. В чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Именно от мотивации и стимулирование персонала, зависит в настоящий момент деятельность и успех предприятия. Процесс мотивации представляет собой последовательную взаимосвязь и взаимодействие таких элементов, как потребности – интересы (ценности) – побуждения (мотивы) – стимул – действия (поведение) – результат – вознаграждение.
Процесс мотивации вкл.:
-Установление неудовлетворенных потребностей.
-Формулирование целей, направленных на удовлетворения потребностей.
-Определение действий, необходимых для удовлетворение потребностей.
Причина того или иного поведения людей уперается в их интересы(мотивы):
-внутренние
-внешние
По содержанию:
-экономические:прямые(прям. ден.доход.) , косвенные(облегч.Получ.прямых)комплексные(прям+косв.
-неэкономические:организациооные, моральные.
Содержательные теории. В содержательных теориях исследуются потребности работающих в организациях людей. Чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, руководитель должен установить, каковы потребности его работников – в этом состоит цель содержательных теорий мотивации.
1.Теория иерархии потребностей. Разраб.А.Маслоу. В соотв. с данной теорией люди постоянно испытывают разл. потр.кот.можно определить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу.
1.Потр.к самовыражению и реализ. своих возможностей 2.потр.в самовыражении 3.соц. потребности, потребность в поддержке4.потребность в безопасности и уверенность в будущем. 5.Физиологические (пища,жилье, отдых, одежда)
Слабые стороны:
-не учитывают особенности людей
-Навязывают жесткую посл-ть при переходе от 1-го уровня потр-ей в другой, только в направлении снизу вверх.
2.Теория ERQ (Альдерфера): Потребности должны быть объединены в группы (потребн. сущ-я, потребности связи, потр. роста)
Возможен переход от 1 до др. уровня в разн. направл. Например при невозм. удовл.потр. высшего уровня, чел-к вновь возвращ. к нижнему и активизирует здесь свою деят., что создаст доп. возм-ти для мотивации.
3.Теория приобретённых потребностей: Мак Клеланд объедин высш. потребн в 3 вида:
-успех(прооявл. как стремлен. ч-ка достигать пост-х целей более эф-но, чем прежде).
-власть(состоит в стремл. оказать влияние на людей при этом брать на себя отв-ть за их действ).
-причасность(потр. в этом реализуется ч/з поиск и уст-е хороших отношений с окружающими, получен.от них поддержки
4.Теория 2х факторов Герцберга:2ая полов 50х годов. Потребности он разделил на 2 группы:
-Мотивационные(признание, успех, карьера)
-Все что связано с условиями труда-з/п, вознагражд., сост. внутр. среды.)
Процессуальные теории мотивации. В процессуальных теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям, поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. 1.Теория ожидания.( основана на том, что кажд. конкр. личность оценив. возм-ть свершения ожидаемого события.эффективна, если ожид. на каждом этапе «+»)
2.Теория справедливости(На мотивацию ч-ка знач. влияет справедливость оценки его текущ. деят.и её рез-т, как по сравнению с предыдущими периодами, так и с достижениями др. людей.
3.Модель Портера Лоулера(достигнутые кажд. работником рез-ты зависят от его способностей , прилагаемых усилий, хар-ных особ-тей, осознание своей роли в организации
- 37. Менеджмент как вид деятельности в условиях рыночной экономики. История и эволюция менеджмента. Современные концепции управления.
- История и эволюция мен-та
- 38. Организация как объект управления. Понятие и признаки организации. Виды и типы организации.
- 39.Функция управления как вид управленческой деятельности. Характеристика функций и методов управления, и их общее и особенное взаимосвязь.
- 40. Коммуникационные процессы:классификация, этапы и основные схемы. Современные информационные системы в управлении. Роль и свойства управленческой информации.
- 41.Сущность и роль управленческого решения. Процесс подготовки, принятия и реализация управленческих решений.
- 42.Проектирование организационных структур.Типы организационных структур и их оценка.
- 43.Мотивация как функция менеджмента. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
- 44.Природа и сущность управленческого контроля. Организация контроля. Характеристика эффективного контроля в менеджменте.
- 45.Руководство и лидерство. Формы власти. Тип и стиль руководства. Особенности управления индивидом и группой. Деловая этика.
- 46.Эволюция стратегического менеджмента. Процесс формирования стратегии: основные этапы, цели, компоненты.Мониторинг среды.
- 47. Этап стратегического анализа:характеристика, используемые методики.
- 49. Классификация типовых эталонных стратегий.
- 50. Характеристики модельных инструментов стратегического менеджмента бкг, МакКинси, Продукт-рынок
- Комбинации стратегий «товар—рынок»
- Мтрица МакКинси
- 51.Управление процессом реализации стратегии. Стратегические изменения. Международные аспекты стратегии: стратегические альянсы.
- 52.Инновационный менеджмент: основные функции, понятия, цели. Состояние инновационной сферы в России: специфика, тенденции развития.
- 53.Связь экономических и инновационных циклов. Особенности государственного регулирования в инновационной деятельности. Характеристика основных этапов инновационного цикла.
- 54. Развитие инновационного предпринимательства. Проектное управление инновационной деятельности.
- Финансово-промышленные группы
- 55.Структурирование персонала организации. Модели управления персоналом.
- 56.Управление подбором и отбором персонала организации.
- 57.Деловая оценка персонала.Аттестация
- 58.Управление обучением персонала организации. Виды, модели, типы, этапы деловой карьеры. Управление кадровым резервом.
- 60.Оплата и стимулирование труда работников. Современная структура заработной платы, и ее основные составляющие: участие в прибыли, дополнительные льготы.