logo
chast2_doc22

43.Мотивация как функция менеджмента. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.

Мотивация – это процесс побуждения к деятельности для достижения личных целей или целей ор­ганизации. Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некото­рые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

Трудовая мотивация – это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ. В чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотива­ция» заменялось понятием «стимулирования». Именно от мотивации и стимулирование персонала, зависит в настоящий момент деятельность и успех предприятия. Процесс мотивации представляет собой последовательную взаимосвязь и взаимодействие таких эле­ментов, как потребности – интересы (ценности) – побуждения (мотивы) – стимул – действия (поведение) – результат – вознаграждение.

Процесс мотивации вкл.:

-Установление неудовлетворенных потребностей.

-Формулирование целей, направленных на удовлетворения потребностей.

-Определение действий, необходимых для удовлетворение потребностей.

Причина того или иного поведения людей уперается в их интересы(мотивы):

-внутренние

-внешние

По содержанию:

-экономические:прямые(прям. ден.доход.) , косвенные(облегч.Получ.прямых)комплексные(прям+косв.

-неэкономические:организациооные, моральные.

Содержательные теории. В содержательных теориях исследуются потребности работающих в организациях людей. Чтобы оп­ределить, как и в каких пропорциях нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях моти­вации, руководитель должен установить, каковы потребности его работников – в этом состоит цель содер­жательных теорий мотивации.

1.Теория иерархии потребностей. Разраб.А.Маслоу. В соотв. с данной теорией люди постоянно испытывают разл. потр.кот.можно определить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу.

1.Потр.к самовыражению и реализ. своих возможностей 2.потр.в самовыражении 3.соц. потребности, потребность в поддержке4.потребность в безопасности и уверенность в будущем. 5.Физиологические (пища,жилье, отдых, одежда)

Слабые стороны:

-не учитывают особенности людей

-Навязывают жесткую посл-ть при переходе от 1-го уровня потр-ей в другой, только в направлении снизу вверх.

2.Теория ERQ (Альдерфера): Потребности должны быть объединены в группы (потребн. сущ-я, потребности связи, потр. роста)

Возможен переход от 1 до др. уровня в разн. направл. Например при невозм. удовл.потр. высшего уровня, чел-к вновь возвращ. к нижнему и активизирует здесь свою деят., что создаст доп. возм-ти для мотивации.

3.Теория приобретённых потребностей: Мак Клеланд объедин высш. потребн в 3 вида:

-успех(прооявл. как стремлен. ч-ка достигать пост-х целей более эф-но, чем прежде).

-власть(состоит в стремл. оказать влияние на людей при этом брать на себя отв-ть за их действ).

-причасность(потр. в этом реализуется ч/з поиск и уст-е хороших отношений с окружающими, получен.от них поддержки

4.Теория 2х факторов Герцберга:2ая полов 50х годов. Потребности он разделил на 2 группы:

-Мотивационные(признание, успех, карьера)

-Все что связано с условиями труда-з/п, вознагражд., сост. внутр. среды.)

Процессуальные теории мотивации. В процессуальных теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения раз­личных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существо­вания потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуаль­ным теориям, поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с дан­ной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. 1.Теория ожидания.( основана на том, что кажд. конкр. личность оценив. возм-ть свершения ожидаемого события.эффективна, если ожид. на каждом этапе «+»)

2.Теория справедливости(На мотивацию ч-ка знач. влияет справедливость оценки его текущ. деят.и её рез-т, как по сравнению с предыдущими периодами, так и с достижениями др. людей.

3.Модель Портера Лоулера(достигнутые кажд. работником рез-ты зависят от его способностей , прилагаемых усилий, хар-ных особ-тей, осознание своей роли в организации