logo
chast2_doc22

История и эволюция мен-та

В первой половине 20 в получили распределение 4 школы управления :

1.Школа научного управления- Тейлор, Гилберт анализ содержания работы и определение ее основных компонентов , 4 принципа управления индивидуальным трудом (научный подход к выполнению каждого элемента работы, научный подход к подбору и обучению работников, кооперация с рабочими, разделение ответственности за рез-ты между менеджером и рабочими)

2.Классическая-Файоль, пытались определить общие хар-ки и закономерности развития орг в целом, создание универсальных принципов управления

Разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, справедливость, все и вся по своим местам, , иерархия, корпоративный дух.

3.Принципы организации Форда- управление всеми частями производства из единого центра, массовое производство развитие стандартизации, повышение качества, конвейер с углубленным разделением труда на множество операций, постоянное совершенствование управления.

4.Концепция рациональной бюрократии - Вебер. Четкое разделение труда, иерархичность уровней управления, наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов обеспечивающих однородность обязанностей и скоординированность задач, формальная обезличинность официального лица позволяющая понизить эффект субъективных ошибок, осуществление найма на работу в строгом соответствии с установленными требованиями

5.Школа человеческих отношений (1930-1950) Мейо, Фоллет,Маслоу,Абрахам (60-е) Теория Х и У(Дуглас, МакГрегор)

Принципы Мейо: индивиды имеют уникальные нужды и потребности, с рабочими должны обращаться как с личностями, личные и семейные проблемы могут повлиять на пр-ть труда, обмен инф-ии между людьми имеет важное значение.

Х-рабочие линивые и нуждающиеся в подстегивании (авторитарный подход), прямое регулирование и жесткий контроль, У- рабочие творцы. Личности, их нужно наделять полномочиями, поощрять инициативу, улучшение условий и взаимоотношений внутри коллектива.

Общими ошибками классиков считается стандартный подход к людям, обезличенность.

6. Школа науки управления (количественная школа) – 60-н.в. Англия

Развитию положений способствовало появление кибернетики , общей теории систем исследования операций и внедрение экономико- математических методов управления. Управление всеми процессами пр-ва легче на машине. Сначала разработанная модель необходима для облегчения понимания сложности реальности. После создания модели переменные задаются количественными значениями. Ключевой хар-р науки управления является замена словесных рассуждений количественными значениями. Влияние науки управления оказалось меньше, чем ожидалось. Это связано с тем, что поведение соц.с-м слабо поддается колич. анализу.

Современные концепции управления:

Лояльность к работающим. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента. Коммуникации, пронизывающие организацию по вертикали и горизонтали. Атмосфера, в организации содействующая раскрытию способностей работающих. Обязательное становление долевого участия каждого работающего в общих результатах. Современная реакция на изменения в окружающей среде. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность своей деятельностью. Непосредственное участие в работе групп во всех этапах как условия согласованной работы. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер. Этика бизнеса. Честность и доверие к людям. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис; нововведения, контроль ресурсов, персонал. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.