История и эволюция мен-та
В первой половине 20 в получили распределение 4 школы управления :
1.Школа научного управления- Тейлор, Гилберт анализ содержания работы и определение ее основных компонентов , 4 принципа управления индивидуальным трудом (научный подход к выполнению каждого элемента работы, научный подход к подбору и обучению работников, кооперация с рабочими, разделение ответственности за рез-ты между менеджером и рабочими)
2.Классическая-Файоль, пытались определить общие хар-ки и закономерности развития орг в целом, создание универсальных принципов управления
Разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, справедливость, все и вся по своим местам, , иерархия, корпоративный дух.
3.Принципы организации Форда- управление всеми частями производства из единого центра, массовое производство развитие стандартизации, повышение качества, конвейер с углубленным разделением труда на множество операций, постоянное совершенствование управления.
4.Концепция рациональной бюрократии - Вебер. Четкое разделение труда, иерархичность уровней управления, наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов обеспечивающих однородность обязанностей и скоординированность задач, формальная обезличинность официального лица позволяющая понизить эффект субъективных ошибок, осуществление найма на работу в строгом соответствии с установленными требованиями
5.Школа человеческих отношений (1930-1950) Мейо, Фоллет,Маслоу,Абрахам (60-е) Теория Х и У(Дуглас, МакГрегор)
Принципы Мейо: индивиды имеют уникальные нужды и потребности, с рабочими должны обращаться как с личностями, личные и семейные проблемы могут повлиять на пр-ть труда, обмен инф-ии между людьми имеет важное значение.
Х-рабочие линивые и нуждающиеся в подстегивании (авторитарный подход), прямое регулирование и жесткий контроль, У- рабочие творцы. Личности, их нужно наделять полномочиями, поощрять инициативу, улучшение условий и взаимоотношений внутри коллектива.
Общими ошибками классиков считается стандартный подход к людям, обезличенность.
6. Школа науки управления (количественная школа) – 60-н.в. Англия
Развитию положений способствовало появление кибернетики , общей теории систем исследования операций и внедрение экономико- математических методов управления. Управление всеми процессами пр-ва легче на машине. Сначала разработанная модель необходима для облегчения понимания сложности реальности. После создания модели переменные задаются количественными значениями. Ключевой хар-р науки управления является замена словесных рассуждений количественными значениями. Влияние науки управления оказалось меньше, чем ожидалось. Это связано с тем, что поведение соц.с-м слабо поддается колич. анализу.
Современные концепции управления:
Лояльность к работающим. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента. Коммуникации, пронизывающие организацию по вертикали и горизонтали. Атмосфера, в организации содействующая раскрытию способностей работающих. Обязательное становление долевого участия каждого работающего в общих результатах. Современная реакция на изменения в окружающей среде. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность своей деятельностью. Непосредственное участие в работе групп во всех этапах как условия согласованной работы. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер. Этика бизнеса. Честность и доверие к людям. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис; нововведения, контроль ресурсов, персонал. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
- 37. Менеджмент как вид деятельности в условиях рыночной экономики. История и эволюция менеджмента. Современные концепции управления.
- История и эволюция мен-та
- 38. Организация как объект управления. Понятие и признаки организации. Виды и типы организации.
- 39.Функция управления как вид управленческой деятельности. Характеристика функций и методов управления, и их общее и особенное взаимосвязь.
- 40. Коммуникационные процессы:классификация, этапы и основные схемы. Современные информационные системы в управлении. Роль и свойства управленческой информации.
- 41.Сущность и роль управленческого решения. Процесс подготовки, принятия и реализация управленческих решений.
- 42.Проектирование организационных структур.Типы организационных структур и их оценка.
- 43.Мотивация как функция менеджмента. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
- 44.Природа и сущность управленческого контроля. Организация контроля. Характеристика эффективного контроля в менеджменте.
- 45.Руководство и лидерство. Формы власти. Тип и стиль руководства. Особенности управления индивидом и группой. Деловая этика.
- 46.Эволюция стратегического менеджмента. Процесс формирования стратегии: основные этапы, цели, компоненты.Мониторинг среды.
- 47. Этап стратегического анализа:характеристика, используемые методики.
- 49. Классификация типовых эталонных стратегий.
- 50. Характеристики модельных инструментов стратегического менеджмента бкг, МакКинси, Продукт-рынок
- Комбинации стратегий «товар—рынок»
- Мтрица МакКинси
- 51.Управление процессом реализации стратегии. Стратегические изменения. Международные аспекты стратегии: стратегические альянсы.
- 52.Инновационный менеджмент: основные функции, понятия, цели. Состояние инновационной сферы в России: специфика, тенденции развития.
- 53.Связь экономических и инновационных циклов. Особенности государственного регулирования в инновационной деятельности. Характеристика основных этапов инновационного цикла.
- 54. Развитие инновационного предпринимательства. Проектное управление инновационной деятельности.
- Финансово-промышленные группы
- 55.Структурирование персонала организации. Модели управления персоналом.
- 56.Управление подбором и отбором персонала организации.
- 57.Деловая оценка персонала.Аттестация
- 58.Управление обучением персонала организации. Виды, модели, типы, этапы деловой карьеры. Управление кадровым резервом.
- 60.Оплата и стимулирование труда работников. Современная структура заработной платы, и ее основные составляющие: участие в прибыли, дополнительные льготы.