39.Функция управления как вид управленческой деятельности. Характеристика функций и методов управления, и их общее и особенное взаимосвязь.
Процесс управления состоит из 5 взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации, контроля и связующего процесса – координации ПЛАНИРОВАНИЕ. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:1. Где мы находимся в настоящее время? 2. Куда мы хотим двигаться? 3. Как мы собираемся сделать это? планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Процесс планирования включает несколько стадий:1. определение целей и задач орг-ии (стратегические, тактические, оперативные), 2. составление планов выполняемых работ по решению поставленных целей:
стратегические или долгосрочные 2-5 лет, разработаны менеджерами высшего уровня
тактические , разработаны менеджерами среднего звена, 1 год
оперативные, разработаны менеджерами низшего звена, месяц, декада
3. определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам.
4. доведение планов до тех кто их должен выполнять и несет ответственность за их реализацию.
ОРГАНИЗАЦИЯ. Организовать – значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. На этой стадии учитываются все виды деятельности выполняемые работниками от программного обеспечения, до работы грузчиков. Главная проблема – выбор оптимального вар-та разделения труда. Основной задачей является – формирование структуры организации и обеспечения ее всем необходимым (персоналом, оборудованием). Организовать – значит разделить на части, распределить ответственность и полномочия, а т.ж. установить связи между отдельными видами работ.МОТИВАЦИЯ. – деятельность направленная на создание у работников стимула к труду. Процесс мотивации включает: 1. установление неудовлетворенных потребностей, 2. формулирование целей направленных на удовлетворение потребностей. 3.определение действий необходимых для удовлетворения потребностей. Мотивы: 1. внешние – могут быть эффективными в ограниченный п-д времени, 2. внутренние – люди действуют спокойно, добросовестно, тратят меньше сил. В организации добиться желаемого уровня работников можно 2 путями : 1. подобрать работника с заданной внутренней мотивацией. 2. с помощью стимулов (экономических – выгоды получаемые в случае выполненных требований, не экономические –организационные и моральные.)
КОНТРОЛЬ.это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов – это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект – это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. третьей фазы, а именно, – стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Осуществление контроля строится на следующих принципах:1. д\б всеохватывающим 2. привлечение всего персонала. 3. система контроля должна иметь четкую стратегическую направленность.4. главная цель- не устранять, а предупреждать ошибки. 5. своевременность.6. система контроля д\б экономичная (выгоды превышают затраты) 7. ориентированность на человека. 8. должен сопровождаться санкциями, не должен присваивать себе распорядительных и исполнительных ф-ий.
КООРДИНАЦИЯ. Координация является связующим процессом. Она подразумевает управление процессом реализации каждой из четырех функций менеджмента. Признаки хорошо скоординированной орг-ии: 1. каждая служба работает в согласовании с другой. 2. отделы и службы осведомлены о их роли в общей работе.
Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.Различают три типа основных методов, применяемых менеджерами при управлении организацией: административно-распорядительные, экономические и социально-психологические.Административные методы управленияПодобные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.Различают пять основных способов административного воздействия: 1. Организационные воздействия 2. Распорядительные воздействия 3. Дисциплинарная ответственность и взыскания 4. Материальная ответственность и взыскания. 5. Административная ответственность и взыскания
Экономические методы управлениятакие методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, они основаны на использовании экономического механизма. Экономические методы базируются на товарно-денежных отношениях рыночной экономики. Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.
Социально-психологические методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).Социологические методы управления. Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. 2. Психологические методы управленияГлавной особенностью психологических методов является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Примером социально-психологических методов управления может служить удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы сохранить хороших работников следует следить, чтобы они были счастливы и довольны, стараться их стимулировать для лучшего
- 37. Менеджмент как вид деятельности в условиях рыночной экономики. История и эволюция менеджмента. Современные концепции управления.
- История и эволюция мен-та
- 38. Организация как объект управления. Понятие и признаки организации. Виды и типы организации.
- 39.Функция управления как вид управленческой деятельности. Характеристика функций и методов управления, и их общее и особенное взаимосвязь.
- 40. Коммуникационные процессы:классификация, этапы и основные схемы. Современные информационные системы в управлении. Роль и свойства управленческой информации.
- 41.Сущность и роль управленческого решения. Процесс подготовки, принятия и реализация управленческих решений.
- 42.Проектирование организационных структур.Типы организационных структур и их оценка.
- 43.Мотивация как функция менеджмента. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
- 44.Природа и сущность управленческого контроля. Организация контроля. Характеристика эффективного контроля в менеджменте.
- 45.Руководство и лидерство. Формы власти. Тип и стиль руководства. Особенности управления индивидом и группой. Деловая этика.
- 46.Эволюция стратегического менеджмента. Процесс формирования стратегии: основные этапы, цели, компоненты.Мониторинг среды.
- 47. Этап стратегического анализа:характеристика, используемые методики.
- 49. Классификация типовых эталонных стратегий.
- 50. Характеристики модельных инструментов стратегического менеджмента бкг, МакКинси, Продукт-рынок
- Комбинации стратегий «товар—рынок»
- Мтрица МакКинси
- 51.Управление процессом реализации стратегии. Стратегические изменения. Международные аспекты стратегии: стратегические альянсы.
- 52.Инновационный менеджмент: основные функции, понятия, цели. Состояние инновационной сферы в России: специфика, тенденции развития.
- 53.Связь экономических и инновационных циклов. Особенности государственного регулирования в инновационной деятельности. Характеристика основных этапов инновационного цикла.
- 54. Развитие инновационного предпринимательства. Проектное управление инновационной деятельности.
- Финансово-промышленные группы
- 55.Структурирование персонала организации. Модели управления персоналом.
- 56.Управление подбором и отбором персонала организации.
- 57.Деловая оценка персонала.Аттестация
- 58.Управление обучением персонала организации. Виды, модели, типы, этапы деловой карьеры. Управление кадровым резервом.
- 60.Оплата и стимулирование труда работников. Современная структура заработной платы, и ее основные составляющие: участие в прибыли, дополнительные льготы.