42.Проектирование организационных структур.Типы организационных структур и их оценка.
Организация – процесс создания структуры предприятия, которое дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения цели.Понятие структуры управления
Структура управления – часть системы, включающая, главным образом, субъекты, объекты и связи между ними. Схема управления – графическое изображение структуры, при этом субъекты и объекты управления изображаются различными геометрическими фигурами (прямоугольниками, овалами, квадратами), а связи – линиями.Чем больше организация, чем больше видов деятельности, тем сложнее ее структура. В связи с этим используется понятие «диапазон контроля» (в некоторых учебниках – «норма управляемости»). Под диапазоном контроля понимают число подчиненных, приходящихся на одного руководителя. Средняя величина диапазона контроля колеблется от 7 до 10 человек; на высших уровнях составляет 4 – 5, а на низших уровнях доходит даже 20 – 30 человек. Кроме уже известного диапазона контроля на структуру управления влияет целый ряд факторов. При их учете в организации формируются различные подразделения, а сам процесс деления организации называется департаментализацией.
В малых организациях применяются линейные схемы управления – элементарная и сложная А. Файоль впервые предложил функциональную схему управления Самой распространенной на большинстве существующих предприятий стала линейно-функциональная схема управления .К адаптивным относится матричная схема управления, объединяющая черты жестких и гибких струк.
Организационную структ. менеджмента можно определить как: совок. упр. органов м/д котор. существует система взаимосвязей , обесп-щих выполнения необх. функций управлен. для достижения целей фирмы или организации.
Орг. структ.-это формальное правило, установленное для:
-раздел. труда и распредел. обязанностей среди отдельных сотр. и групп.
-определение сферы контроляуправляющих и соподчиненности в организации.
-координации всех функций, чтобы орг. могла действовать как единое целое.
В стр-ре упр. выдел. след.элементы:
-звено(отдел)-это орг-но-обособленный самостоятельный орган упр-я. Гл. принципом его формиров-я явл-ся выполнение отделом опр. ф-ии. Связи м/д отделами имют горизонтальный хар-р.
-уровень(ступени)-группа отделов, заним. определ. ступень в управленческой иерархии. Связи по вертикали.
-связи(по вертик., по горизонт.)
В основном рассматривают 2-е общие классиф. орг. структур:
-Формальные (механистические,органические)
-Неформаоьные
Механистическая орг.стр-ра характеризуется:
1) большой сложностью(большим числом подразделений по горизонтали)
2) высок. степенью формализации, огранич. локальной инф. сетью, низким уровнем участия персонала в принятии решений.
Она выступает как жесткая иерархия или пирамида упр-я.Форма общения-приказы, инструкции.
Органическая орг. структура более простая , имеет широк. инф. сеть, менее формализована и управление в таких структурах децентрализовано.
Органическая стр-ра явл-ся более гибкой или адаптивной формой упр-я.Для нее хар-на небольшое число упр. уровней, правил,инструкций, большая самостоятельность принятия упр. решений. Форма и стиль общения-партнерские, совещательные.
Орг.структура-живая материя, может делиться, приспосабливаться к окр среде.
Также существуют:
- дивизиональные стр-ры(деление на самост. отделы, подчиняющиеся только 1-му органу управления)
-линейные(её элементы наход.на прямой линии подчинения от верхнего до нижнего уровня.)
линейная структура имеет 2 разновидности: плоская и многоуровневая.
- 37. Менеджмент как вид деятельности в условиях рыночной экономики. История и эволюция менеджмента. Современные концепции управления.
- История и эволюция мен-та
- 38. Организация как объект управления. Понятие и признаки организации. Виды и типы организации.
- 39.Функция управления как вид управленческой деятельности. Характеристика функций и методов управления, и их общее и особенное взаимосвязь.
- 40. Коммуникационные процессы:классификация, этапы и основные схемы. Современные информационные системы в управлении. Роль и свойства управленческой информации.
- 41.Сущность и роль управленческого решения. Процесс подготовки, принятия и реализация управленческих решений.
- 42.Проектирование организационных структур.Типы организационных структур и их оценка.
- 43.Мотивация как функция менеджмента. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
- 44.Природа и сущность управленческого контроля. Организация контроля. Характеристика эффективного контроля в менеджменте.
- 45.Руководство и лидерство. Формы власти. Тип и стиль руководства. Особенности управления индивидом и группой. Деловая этика.
- 46.Эволюция стратегического менеджмента. Процесс формирования стратегии: основные этапы, цели, компоненты.Мониторинг среды.
- 47. Этап стратегического анализа:характеристика, используемые методики.
- 49. Классификация типовых эталонных стратегий.
- 50. Характеристики модельных инструментов стратегического менеджмента бкг, МакКинси, Продукт-рынок
- Комбинации стратегий «товар—рынок»
- Мтрица МакКинси
- 51.Управление процессом реализации стратегии. Стратегические изменения. Международные аспекты стратегии: стратегические альянсы.
- 52.Инновационный менеджмент: основные функции, понятия, цели. Состояние инновационной сферы в России: специфика, тенденции развития.
- 53.Связь экономических и инновационных циклов. Особенности государственного регулирования в инновационной деятельности. Характеристика основных этапов инновационного цикла.
- 54. Развитие инновационного предпринимательства. Проектное управление инновационной деятельности.
- Финансово-промышленные группы
- 55.Структурирование персонала организации. Модели управления персоналом.
- 56.Управление подбором и отбором персонала организации.
- 57.Деловая оценка персонала.Аттестация
- 58.Управление обучением персонала организации. Виды, модели, типы, этапы деловой карьеры. Управление кадровым резервом.
- 60.Оплата и стимулирование труда работников. Современная структура заработной платы, и ее основные составляющие: участие в прибыли, дополнительные льготы.