logo
chast2_doc22

41.Сущность и роль управленческого решения. Процесс подготовки, принятия и реализация управленческих решений.

Решение – выбор альтернативы.Подобно процессу коммуникаций, принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятие решений – часть каждодневной работы управляющего. Суть процесса управления всегда связана с воздействием субъекта управления на различные объекты ради достижения определенных целей. В связи с этим перед любым управленцем возникает множество задач, требующих решений. Естественно, руководитель должен вначале изучить ситуацию, что связано с анализом различной информации. Лишь затем возможно принятие решения, то есть выработка новой информации, которая затем передается подчиненным для выполнения. Оно включает – анализ ситуации, разработку мер для его целесообразного изменения.

Разновидности управленческих решений Все принимаемые управленческие решения можно разделить на группы по нескольким признакам.В зависимости от важности решений их относят к стратегическим или тактическим. Стратегическое решение коренным образом влияет на деятельность организации, оно может быть связано с выходом на другие рынки, выпуском другой продукции, омоложением персонала и т.д. Тактические решения менее объемны, по существу, выполнение стратегического решения складывается из серии тактических.В зависимости от периода действия решения разделяют на долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (менее 1 года).По степени обязательности решения подразделяют на директивные, рекомендательные и ориентирующие.В зависимости от числа готовивших можно выделить единоличные и коллективные решения.по способу принятия решения делятся на интуитивные, адаптивные («здравый смысл») и рациональные.

Подходы к принятию решений Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два момента. Первый заключается в том, что принимать решения, как правило, сравнительно легко. Все, что при этом делает человек, сво­дится к выбору направления действий. Трудно принять хорошее решение. Второй момент состоит в том, что принятие решения – это психологический процесс. Способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируют от спонтанных до высокологичных. (интуитивные или рациональные)

В целом процесс принятия решения можно представить в виде схемы

1. Признание необходимости рещения:

-восприятие и признание проблемы

- формулирование проблемы

-определение критериев успешного решения проблемы

2.Выработка решения

-разработка альтернатив

-выбор альтарнативы

3.Выполнение решения:

-ориентация выполненного решения

-анализ и контрольвып.реш-я

-обоат.связь и корректировка

В ер-ть правильного выбора повышается при рациональном решении проблемы при этом проблему рассматривают в двух направлениях:

Этапы рационального решения проблемы

Диагноз проблемы-формулирование ограничений и критериев-выявление альтернатив-оценка альтернатив-окончательный выбор

  1. На пути решения проблемы (диагноз)

  2. ограничения снижают возм-ть принятия решений (нехватка средств, недостаточное число работников, нехватка времени)

  3. любая альтернатива как правило сопряжена с рядом отрицательных аспектов, т.е. все важные управленческие решения содержат компромиссы

  4. если проблема правильно определена а альтернативные решения взвешены, то принятие решения сравнительно просто, если проблема сложна, то требует независимой оценки.

  5. реальная ценность решения становится очевидной только после осуществления.

Обратная связь – поступление данных о том что происходило до и после реализации решения, позволяет руководителю скорректировать ранее принятое решение пока орг-я не понесла значительный ущерб или убыток. Оценка решения выполняется прежде всего с помощью контроля.