52.Инновационный менеджмент: основные функции, понятия, цели. Состояние инновационной сферы в России: специфика, тенденции развития.
Инновационный менеджмент-совокупность принципов,методов и форм управления инновационными процессами ,процессами освоения новведений, занятых этой деятельностью организациями и их персоналом.Главной задачей ин мен явл формирование ин среды ,обеспечив-й конкурентную способность орг-й, и нахождение наилучших орг-х форм,обьединение усилий научно-исслед,проектно-конструкторской и технологич орг-й с промышлен производством.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.Инновационный менеджмент связан с такими терминами,как новшество,инновация, инновационный процесс,инновационная деятельность.Новшестов-конкретный результат разработки новой научной идеи.Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Инновационный процесс – более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:
во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;
во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.В общем виде, инновационный процесс – это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.Важное направление в изучении инновационных процессов – выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению.Различают три логические формы инновационного процесса:
Простой внутриорганизационный Простой межорганизационный .Расширенный.
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Иными словами, диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Состояние российской сферы инноваций После изменения государственного строя и ускоренного перехода России к рынку состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, способные оказать демократической России экономическую поддержку, стали воспринимать ее как развивающуюся страну. В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход к рынку сопровождался практически насильственной приватизацией в условиях "шоковой терапии", то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства.Состояние инновационного кризиса. Основные виды технологической инновационной деятельности организаций в настоящее время составляют:25,8% - приобретение и освоение машин и оборудования, имеющих отношение к технологическим инновациям;15,3% - производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения услуг или методов их производства (передачи);13,5% - исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов;11,2% - приобретение программных средств;9,9% - обучение и подготовка персонала, связанная с технологическими инновациями;7,8% - маркетинговые исследования в области технологических инноваций;6,5% - приобретение технологических инноваций;10,0% - прочие технологические инновации.Итак, налицо значительное отставание производства по комплексу высоких технологий и снижение средней квалификации научно-технического и производственного персонала.В результате проведенных исследований были выявлены основные факторы, препятствующие инновациям в России и доли их влияния на данный процесс:Недостаточность денежных средств – 40%;Низкий уровень научно-технического потенциала – 27%;Недостаток финансовой поддержки государства – 17%;Высокая стоимость технологических инноваций – 16%
Секторы сис-мы орг-ции науки в России: академия наук, вузовская наука, отраслевая, заводская, сектор малого наукоёмкого бизнеса
Развитие научно-технич. комплекса опр-ся ф-рами:
- его историч. сложивш. Ур-нем
- потр-ю общ-ва в научн. знаниях
- возможности адекватного ресурсного и орг-го обеспеч-я
Причины ин. кризиса:
- сокращ-е финанс-я
- отказ от научно-исслед. позразд-й как затрат
- отсутств. у п\п ср-в для произ-го исп-я рез-тов НИОКР
4. распад традиций стр-ры ин-й сферы
Доля ин.-активн. п\ не превыш. 7%. Только 5 отраслей имеют зн-я данного пок-ля выше среднего: мед., хим., топливн. пром-ть, машиностр-е и металлообраб-ка. Самый низк. пок-ль в лесной пром-ти. России принадлежит 0,3% V мирового рынка гражданской наукоёмк. прод-ции.
Лидирующ. отрасли ин-го разв-я: аэрокосмич., биотехнич., микроэлектр-ка, генноинженерия.
Ур-нь з\пл в сф. науки на 11 месте среди 15 отраслей эк-ки.
Числ-ть занятых в науке Сократ. на 50%. По разв-ю науки и технологии Россия на 48 месте. По персоналу - на 28, по патентам - на 22. Пути развития отеч. науки:
- создание общего благоприят. климата
- формир-е системы правового рег-я сф. НИОКР
- разв-е междунар контрактов. Усиление интеграции отеч. науки с мировой
- нов. формы орг-х исслед-й
- расшир-е конкур-х форм поддержки науч. исслед-й
- 37. Менеджмент как вид деятельности в условиях рыночной экономики. История и эволюция менеджмента. Современные концепции управления.
- История и эволюция мен-та
- 38. Организация как объект управления. Понятие и признаки организации. Виды и типы организации.
- 39.Функция управления как вид управленческой деятельности. Характеристика функций и методов управления, и их общее и особенное взаимосвязь.
- 40. Коммуникационные процессы:классификация, этапы и основные схемы. Современные информационные системы в управлении. Роль и свойства управленческой информации.
- 41.Сущность и роль управленческого решения. Процесс подготовки, принятия и реализация управленческих решений.
- 42.Проектирование организационных структур.Типы организационных структур и их оценка.
- 43.Мотивация как функция менеджмента. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
- 44.Природа и сущность управленческого контроля. Организация контроля. Характеристика эффективного контроля в менеджменте.
- 45.Руководство и лидерство. Формы власти. Тип и стиль руководства. Особенности управления индивидом и группой. Деловая этика.
- 46.Эволюция стратегического менеджмента. Процесс формирования стратегии: основные этапы, цели, компоненты.Мониторинг среды.
- 47. Этап стратегического анализа:характеристика, используемые методики.
- 49. Классификация типовых эталонных стратегий.
- 50. Характеристики модельных инструментов стратегического менеджмента бкг, МакКинси, Продукт-рынок
- Комбинации стратегий «товар—рынок»
- Мтрица МакКинси
- 51.Управление процессом реализации стратегии. Стратегические изменения. Международные аспекты стратегии: стратегические альянсы.
- 52.Инновационный менеджмент: основные функции, понятия, цели. Состояние инновационной сферы в России: специфика, тенденции развития.
- 53.Связь экономических и инновационных циклов. Особенности государственного регулирования в инновационной деятельности. Характеристика основных этапов инновационного цикла.
- 54. Развитие инновационного предпринимательства. Проектное управление инновационной деятельности.
- Финансово-промышленные группы
- 55.Структурирование персонала организации. Модели управления персоналом.
- 56.Управление подбором и отбором персонала организации.
- 57.Деловая оценка персонала.Аттестация
- 58.Управление обучением персонала организации. Виды, модели, типы, этапы деловой карьеры. Управление кадровым резервом.
- 60.Оплата и стимулирование труда работников. Современная структура заработной платы, и ее основные составляющие: участие в прибыли, дополнительные льготы.