logo
chast2_doc22

52.Инновационный менеджмент: основные функции, понятия, цели. Состояние инновационной сферы в России: специфика, тенденции развития.

Инновационный менеджмент-совокупность принципов,методов и форм управления инновационными процессами ,процессами освоения новведений, занятых этой деятельностью организациями и их персоналом.Главной задачей ин мен явл формирование ин среды ,обеспечив-й конкурентную способность орг-й, и нахождение наилучших орг-х форм,обьединение усилий научно-исслед,проектно-конструкторской и технологич орг-й с промышлен производством.

В соответствии с международными стандартами ин­новация определяется как конечный ре­зультат инноваци­онной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рын­ке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используе­мого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.Инновационный менеджмент связан с такими терминами,как новшество,инновация, инновационный процесс,инновационная деятельность.Новшестов-конкретный результат разработки новой научной идеи.Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс свя­зан с созданием, освоением и распространением инноваций.Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Инновационный процесс – более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:

Простой внутриорганизационный Простой межорганизационный .Расширенный.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощно­сти коммуникационных каналов, особенностей воспри­ятия информации хозяйствующими субъек­тами, их спо­собностей к практическому использованию этой ин­формации и т. п. Дело в том, что хозяйст­вующие субъ­екты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску иннова­ций и разную способность к их усвоению.Диффузия инновации – процесс, посредством кото­рого нововведение передается по коммуникаци­онным каналам между членами социальной системы во времени. Иными словами, диффузия – это распро­странение уже однажды освоенной и исполь­зованной инновации в новых условиях или местах при­менения.

Состояние российской сферы инноваций После изменения государственного строя и ускоренного перехода России к рынку состояние и изме­нения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, способные оказать демократической России эко­номическую поддержку, стали воспринимать ее как развивающуюся страну. В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход к рынку сопровождался практически насильственной прива­тизацией в условиях "шоковой терапии", то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства.Состояние инновационного кризиса. Основные виды технологической инновационной деятельности организаций в настоящее время со­ставляют:25,8% - приобретение и освоение машин и оборудования, имеющих отношение к технологическим иннова­циям;15,3% - производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых про­дуктов, внедрения услуг или методов их производства (передачи);13,5% - исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производст­венных процессов;11,2% - приобретение программных средств;9,9% - обучение и подготовка персонала, связанная с технологическими инновациями;7,8% - маркетинговые исследования в области технологических инноваций;6,5% - приобретение технологических инноваций;10,0% - прочие технологические инновации.Итак, налицо значительное отставание производства по комплексу высоких технологий и снижение средней квалификации научно-технического и производственного персонала.В результате проведенных исследований были выявлены основные факторы, препятствующие инно­вациям в России и доли их влияния на данный процесс:Недостаточность денежных средств – 40%;Низкий уровень научно-технического потенциала – 27%;Недостаток финансовой поддержки государства – 17%;Высокая стоимость технологических инноваций – 16%

Секторы сис-мы орг-ции науки в России: академия наук, вузовская наука, отраслевая, заводская, сектор малого наукоёмкого бизнеса

Развитие научно-технич. комплекса опр-ся ф-рами:

- его историч. сложивш. Ур-нем

- потр-ю общ-ва в научн. знаниях

- возможности адекватного ресурсного и орг-го обеспеч-я

Причины ин. кризиса:

- сокращ-е финанс-я

- отказ от научно-исслед. позразд-й как затрат

- отсутств. у п\п ср-в для произ-го исп-я рез-тов НИОКР

4. распад традиций стр-ры ин-й сферы

Доля ин.-активн. п\ не превыш. 7%. Только 5 отраслей имеют зн-я данного пок-ля выше среднего: мед., хим., топливн. пром-ть, машиностр-е и металлообраб-ка. Самый низк. пок-ль в лесной пром-ти. России принадлежит 0,3% V мирового рынка гражданской наукоёмк. прод-ции.

Лидирующ. отрасли ин-го разв-я: аэрокосмич., биотехнич., микроэлектр-ка, генноинженерия.

Ур-нь з\пл в сф. науки на 11 месте среди 15 отраслей эк-ки.

Числ-ть занятых в науке Сократ. на 50%. По разв-ю науки и технологии Россия на 48 месте. По персоналу - на 28, по патентам - на 22. Пути развития отеч. науки:

- создание общего благоприят. климата

- формир-е системы правового рег-я сф. НИОКР

- разв-е междунар контрактов. Усиление интеграции отеч. науки с мировой

- нов. формы орг-х исслед-й

- расшир-е конкур-х форм поддержки науч. исслед-й