logo
chast2_doc22

44.Природа и сущность управленческого контроля. Организация контроля. Характеристика эффективного контроля в менеджменте.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически до­стигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того са­мого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, если вы хотите, чтобы организа­ция функционировала успешно. Без контроля начинается хаос и объединить деятель­ность каких-либо групп становится невозможно. По форме осуществления контроль бывает предварительным, текущим и заключительным – все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.

1. Предварительный контроль. Планирование и создание организационных структур редко относят к процедуре контроля, они как таковые позволяют осуществлять предварительный контроль над деятельностью организации. Этот вид контроля на­зывается предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ.В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях – по отношению к человеческим, материальным и финан­совым ресурсам.2. Текущий контроль осу­ществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчиненные сотрудники, а сам он традиционно является преро­гативой их непосредственного начальника. Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необ­ходима обратная связь.3. Заключительный контрольПри текущем контроле используется обратная связь в ходе проведе­ния самих работ для того, чтобы достичь требуемых целей и решить возникающие проблемы прежде, чем это потребует слишком больших затрат. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельно­сти, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически получен­ные результаты сравниваются с требуемыми.процесс контроля.

Процесс контроля.В процедуре контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

1. Установление стандартовПервый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко, в сущности, слиты функции контроля и планирования. Стандарты – это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается изме­рению. Эти цели явным образом вырастают из процесса планирования. Все стандар­ты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.2. Сопоставление достигнутых резуль­татов с установлен­ными стандартамиВторой этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально до­стигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты со­ответствуют его ожиданиям. При этом он или она принимают и еще одно очень важное решение: насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. На этой, второй стадии проце­дуры контроля дается оценка, которая служит основой для решения о начале дейст­вий. Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, зачастую является наиболее заметной частью всей системы контроля. Эта деятельность заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.3. Действия1) Ничего не предпринимать.2) Устранить отклонения. 3) Пересмотр стандартов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯСтратегическая направленность контроля. Ориентация на результаты. Соответствие делу. Своевременность контроля. Гибкость контроля. Простота контроля. Экономичность контроля.

Контроль на между­народном уровне.

Лучший контроль – самоконтроль.