53.Связь экономических и инновационных циклов. Особенности государственного регулирования в инновационной деятельности. Характеристика основных этапов инновационного цикла.
Оригинальное инновационное наблюдение было сделано известным российским ученым Н. Д. Кондратьевым в 1920-х годах.Н. Д. Кондратьев – автор теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры. Он обосновал идею множественности циклов и разработал модели циклических короткие (продолжительность 3 – 3,5 года), торгово-промышленные (средние) циклы (7 – 11 лет), большие циклы (48 – 55 лет). Концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева состоит из следующих основных частей: эмпирическое доказательство "большой модели цикла", некоторые эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение, или теория больших циклов конъюнктуры.Н. Д. Кондратьев выявил эмпирические закономерности, сопровождающие длительные колебания экономической конъюнктуры. Он считал, что перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла происходят глубокие изменения в экономической жизни общества, которые выражаются в значительных изменениях техники (чему предшествуют технические открытия и изобретения). Главную роль он отводил научно-техническим новациям. В развитии первой повышательной волны (конец XVIII в.) решающую роль сыграли изобретения и сдвиги в текстильной промышленности и производстве чугуна. Рост в период второй волны (середина XIX в.) Был обусловлен прежде всего строительством железных дорог, развитием морского транспорта. Третья повышательная волна (конец XIX – начало XX в.) была связана с изобретениями в сфере электроники и массовым внедрением электричества, радио и других новшеств.Н. Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами, или, говоря современным языком, кластерами. Таким образом, в исследованиях Н. Д. Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода. Рекомендации Н. Д. Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной стратегии.
Особенности государственного регулирования инновационной деятельности
НА сегодня сущ:1)Совет по нучно-технической политике при Президенте РФ(консульт орган)-информирует о науно технич развитие как в РФ, так и за ее пределами.2)законадательная власть-комитет Гос.думы по образованию, культуре,науки3)основным координирующим органом явл Правительственная комиссия по научно-техн политике(согласованность работы всех структур)
Сущ целый ряд фондов (поддержка фундаментальной и прикладной науки):1.РФФИ(безвозмездные субсидии для фи)2.фонд содействия развития малых форм п\п в науно-техн сфере.поддержка малого науко-емкого бизнеса 3. с2002 сущ венчурный инвестиционный фонд(финансирование высоко рискованных проектов).Российский фонд технологического развития(поддержка прикладных и опытно-конструкторских проектов). Фед фонд произ инноваций(поддержание заводских секторов,информационное обеспечение инновационной сферы осущ при поддержке Россицского обьединения информационных ресурсов в научно-техн развитии.
Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) и региональном уровне. К этим актам относятся действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты.
Одним из направлений правового обеспечения инновационной деятельности является защита интеллектуальной собственности, под которой понимается совокупность авторских и других прав на результаты этой деятельности, охраняемые законодательными актами государства.
Стадии инновационного цикла
- поисковые исследования;
- прикладные исследования;
- ОКР;
- освоение производства;
- внедрение;
- распространение
- зрелость
- спад
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения — цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
- 37. Менеджмент как вид деятельности в условиях рыночной экономики. История и эволюция менеджмента. Современные концепции управления.
- История и эволюция мен-та
- 38. Организация как объект управления. Понятие и признаки организации. Виды и типы организации.
- 39.Функция управления как вид управленческой деятельности. Характеристика функций и методов управления, и их общее и особенное взаимосвязь.
- 40. Коммуникационные процессы:классификация, этапы и основные схемы. Современные информационные системы в управлении. Роль и свойства управленческой информации.
- 41.Сущность и роль управленческого решения. Процесс подготовки, принятия и реализация управленческих решений.
- 42.Проектирование организационных структур.Типы организационных структур и их оценка.
- 43.Мотивация как функция менеджмента. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
- 44.Природа и сущность управленческого контроля. Организация контроля. Характеристика эффективного контроля в менеджменте.
- 45.Руководство и лидерство. Формы власти. Тип и стиль руководства. Особенности управления индивидом и группой. Деловая этика.
- 46.Эволюция стратегического менеджмента. Процесс формирования стратегии: основные этапы, цели, компоненты.Мониторинг среды.
- 47. Этап стратегического анализа:характеристика, используемые методики.
- 49. Классификация типовых эталонных стратегий.
- 50. Характеристики модельных инструментов стратегического менеджмента бкг, МакКинси, Продукт-рынок
- Комбинации стратегий «товар—рынок»
- Мтрица МакКинси
- 51.Управление процессом реализации стратегии. Стратегические изменения. Международные аспекты стратегии: стратегические альянсы.
- 52.Инновационный менеджмент: основные функции, понятия, цели. Состояние инновационной сферы в России: специфика, тенденции развития.
- 53.Связь экономических и инновационных циклов. Особенности государственного регулирования в инновационной деятельности. Характеристика основных этапов инновационного цикла.
- 54. Развитие инновационного предпринимательства. Проектное управление инновационной деятельности.
- Финансово-промышленные группы
- 55.Структурирование персонала организации. Модели управления персоналом.
- 56.Управление подбором и отбором персонала организации.
- 57.Деловая оценка персонала.Аттестация
- 58.Управление обучением персонала организации. Виды, модели, типы, этапы деловой карьеры. Управление кадровым резервом.
- 60.Оплата и стимулирование труда работников. Современная структура заработной платы, и ее основные составляющие: участие в прибыли, дополнительные льготы.