55.Структурирование персонала организации. Модели управления персоналом.
Структура персонала - совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку.
Виды: 1) статистический - отражает распределение персонала и его движение в разрезе занятости по видам деятельности (руководитель, специалист); 2) аналитический: а) общий (признаки: профессия, квалификация, образование, пол, возраст, стаж), б) частный.
Статистическая структура отражает распределение персонала и его движение в разрезе занятости по видам деятельности, а также категорий и групп должностей.
Аналитическая структура подразделяется на общую и частную. В разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как профессия, квалификация, образование, пол, возраст, стаж работы. Частная структура отражает соотношение отдельных групп работников, например «занятые тяжелым трудом с помощью простейших приспособлений и без них», «занятые на обрабатывающих центрах» и т.д.
Основные признаки структурирования персонала организации:
1) По признаку участия в производственном или управленческом процессе, т.е. по характеру трудовых функций, а следовательно, занимаемой должности, персонал подразделяется на следующие категории:
• руководители, осуществляющие функции общего управления.
• специалисты — лица, осуществляющие экономические, инженерно-технические, юридические и другие функции.
• другие служащие (технические исполнители), осуществляющие подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание.
• рабочие, которые непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера.
2) Профессиональная структура персонала организации — это соотношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т.д.), обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области.
3) Квалификационная структура персонала — это соотношение работников различного уровня квалификации (т.е. степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций.
4) Половозрастная структура персонала организации — это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту.
6) Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: по общему стажу и стажу работы в данной организации.
7) Структура персонала по уровню образования (общего и специального) характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки — бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.
Модели:
1)управление по результатам делегированные из центра задачи контролируются на основе их сравнения с полученными рез-ми 2)модель управления посредством мотивации. Изучение потребностей и интересов личных целей сотрудников и их интеграция с производственными требованиями и целями п\п. Создание условий заинтересованности в конечном результате. Рациональная (вознаграждение), мотивизационная модель самоорганизации заключается в предоставлении возможности самовыразиться. Мотивационная модель сопричастности осущ. через развитие сотрудничества, партнерства. 3)различное упр-ие, т.е сотрудники самостоятельно принимают решения в пределах заранее установленных границ 4)управление на основе делегирования подразумевается передача подчиненному ф-й, закрепленных за его руководителем, т.е перевод задач на более низкий уровень.5)партисипативное упр-е. предполагается, если работник принимает участие в делах фирмы, вовлечен в упр-е и получает от этого удовлетворение.6)предпринимательское упр-е. Организация, в к-ой работают новаторы,развитие предпримательской активности внутри организации. Как сообщество творцов, новаторов и предпринимателей.
- 37. Менеджмент как вид деятельности в условиях рыночной экономики. История и эволюция менеджмента. Современные концепции управления.
- История и эволюция мен-та
- 38. Организация как объект управления. Понятие и признаки организации. Виды и типы организации.
- 39.Функция управления как вид управленческой деятельности. Характеристика функций и методов управления, и их общее и особенное взаимосвязь.
- 40. Коммуникационные процессы:классификация, этапы и основные схемы. Современные информационные системы в управлении. Роль и свойства управленческой информации.
- 41.Сущность и роль управленческого решения. Процесс подготовки, принятия и реализация управленческих решений.
- 42.Проектирование организационных структур.Типы организационных структур и их оценка.
- 43.Мотивация как функция менеджмента. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
- 44.Природа и сущность управленческого контроля. Организация контроля. Характеристика эффективного контроля в менеджменте.
- 45.Руководство и лидерство. Формы власти. Тип и стиль руководства. Особенности управления индивидом и группой. Деловая этика.
- 46.Эволюция стратегического менеджмента. Процесс формирования стратегии: основные этапы, цели, компоненты.Мониторинг среды.
- 47. Этап стратегического анализа:характеристика, используемые методики.
- 49. Классификация типовых эталонных стратегий.
- 50. Характеристики модельных инструментов стратегического менеджмента бкг, МакКинси, Продукт-рынок
- Комбинации стратегий «товар—рынок»
- Мтрица МакКинси
- 51.Управление процессом реализации стратегии. Стратегические изменения. Международные аспекты стратегии: стратегические альянсы.
- 52.Инновационный менеджмент: основные функции, понятия, цели. Состояние инновационной сферы в России: специфика, тенденции развития.
- 53.Связь экономических и инновационных циклов. Особенности государственного регулирования в инновационной деятельности. Характеристика основных этапов инновационного цикла.
- 54. Развитие инновационного предпринимательства. Проектное управление инновационной деятельности.
- Финансово-промышленные группы
- 55.Структурирование персонала организации. Модели управления персоналом.
- 56.Управление подбором и отбором персонала организации.
- 57.Деловая оценка персонала.Аттестация
- 58.Управление обучением персонала организации. Виды, модели, типы, этапы деловой карьеры. Управление кадровым резервом.
- 60.Оплата и стимулирование труда работников. Современная структура заработной платы, и ее основные составляющие: участие в прибыли, дополнительные льготы.