57.Деловая оценка персонала.Аттестация
Под оценкой персонала обычно подразумевается запланированная, строго формализованная и стандартизированная оценка сотрудников как членов организации, занимающих определенные должности. Однако было бы ошибкой сводить такую оценку к оценке степени соответствия сотрудника занимаемой должности. Важным инструментом развития персонала стала систематическая, продуманная оценка. Ее правильное использование содействует решению производственных задач и конфликтных ситуаций. Она создает ясность, служит для руководителей дополнительной подстраховкой при управлении персоналом и, подменяя личное мнение руководителя, все же влияет на его формирование. Роль оценки персонала этим не ограничивается. Ее необходимость напрямую связана с эффективностью работы всего предприятия. Ведь именно она создает основу для решения вопроса о том, кто и для решения какой задачи будет использован.Одновременно надо учитывать, что оценка людей является деликатной областью. Ее иногда называют "ахиллесовой пятой" профессионального роста руководителей, однако это необходимый компонент в системе управления персоналом. На ведущих предприятиях она стала действующей составной частью всей системы менеджмента, потому что позволяет заглянуть в будущее и определить шансы развития кадрового потенциала.
Деловая оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места
Цели оценки кадров:
Административная (результат: повышение по службе, понижение, сохранение в долж-ти, наказание, прекращение труд договора)
Мотивационная ( мотивация сотрудников в повышении эф-ти трудовой деят-ти)
Информационная (оцениваемый поучает больший V инф-ии о себе, как о личности)
Уровни оценки:
Повседневная оценка проф деят-ти (1 в день, неделю)
Периодическая (1 в год, 0,5года)
Оценка потенциала (разовая)
Способы оценки:
Оценка потенциала работника (при замещении вакантного места, установлении проф пригодности)
Оценка индивидуального вклада (качество и соответствие труда опр-го сотрудника)
Аттестация кадров (комплексная оценка, учитывающая потенциал и индивидуальный клад работника в конечный результат)
Задачи: опр-ие степени соответствия занимаемой должности;
разработка систем стимулирования;
разработка программы обучения, направленной на ликвидацию недостатков выявленных в ходе оценки.
Этапы:
Сбор предварит-й информации со стороны субъектов оценки (тех, кто оценивает).
Обобщение инф-ии.
Подготовка к оценочной беседе.
Проведение беседы и проведение ее результатов.
Принятие решений экспертной комиссии.
Существуют три основных, традиционно применяемых блока методов оценки персонала:
оценка по деловым качествам (балльная или небалльная, т.е. оценка на основе выбора вариантов качеств, которые наиболее соответствуют личности оцениваемого);
оценка по результатам деятельности, в частности по степени выполнения установленных задач с учетом их значимости;
система тестовых методов оценки.
Важное значение имеет практическое осуществление комплекса работ по внедрению методов оценки
По параметрам деят-ти:
Комплексное оценивание (все ф-ии )
Локальное (только 1 ф-ия)
Пролонгированная оценка (на основе длит-го периода труд-й дят-ти 3-5года)
Экспертная оценка (в текущий момент времени)
Метод индивидуальной оценки (анкета)
Метод групповой оценки
Традиционные методы:
метод стандартных оценок
сравнительный метод
управление по средством постановки целей
Не традиционные методы:
«360’ аттестация» (оценка руководителями, сотрудниками, коллегами, клиентами)
Психологические методы оценки (проф-ые психологи с тестами)
Аттестация кадров является важным этапом заключительной оценки персонала за период времени, как правило, от 3 до 5 лет. Аттестация – это форма комплексной оценки кадров, по результатам которой принимаются решения о дальнейшем служебном росте, перемещении или увольнении работника.
Аттестация – это психологическая комплексная проверка уровня деловых, личностных и моральных качеств работника по соотв-ей, занимаемой им должности.
Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижения по службе, награждения, определения размера заработной платы, а также понижения в должности и увольнения.
Роль аттестации возрастает, когда усиливается государственный и общественный контроль за соблюдением прав человека, социальных гарантий работника и, наоборот, снижается, когда государственные гарантии прав человека слабеют или они фактически игнорируются, как в современном российском малом бизнесе. Рыночная экономика в слабом демократическом обществе за счет механизмов биржи труда, конкуренции, ценообразования и монополии всегда направлена против наемного работника, т.к. чем меньше средств идет на оплату и охрану труда, тем выше прибыль. В чем принципиальное отличие в работе с персоналом, например, в России и Германии? В России дешевая рабочая сила, и уволить человека не представляет больших финансовых и моральных затруднений. В Германии рабочая сила дорогая: немецкому квалифицированному рабочему нельзя платить меньше, чем 2000 марок в месяц, а работодателю дорого встает увольнение работника, на страже интересов которого профсоюз и департамент труда. Исходными данными для аттестации кадров являются: модели рабочих мест; личные дела сотрудников; результаты социологической оценки персонала; анкета "Вакансия"; анкета "Аттестация"; философия организации; правила внутреннего трудового распорядка; контракты сотрудников; штатное расписание; положение об оплате труда; должностные инструкции; результаты работы предприятия (подразделения).
Виды:
Очередная (ежегодно для всех для описания проделанной работы и результатам по осн-м видам деят-ти)
Аттестация по истечении испытательного срока (для рекомендаций по дальнейшему служебному использованию аттестуемого)
Аттестация для продвижения по службе
Нормативно правовые акты: Трудовой кодекс РФ
Процесс аттестации кадров можно разделить на четыре основных этапа.
1.Подготовительный этап2.Формирование состава аттестационной комиссии и его утверждение3. Основной этап 4.Заключительный этап
- 37. Менеджмент как вид деятельности в условиях рыночной экономики. История и эволюция менеджмента. Современные концепции управления.
- История и эволюция мен-та
- 38. Организация как объект управления. Понятие и признаки организации. Виды и типы организации.
- 39.Функция управления как вид управленческой деятельности. Характеристика функций и методов управления, и их общее и особенное взаимосвязь.
- 40. Коммуникационные процессы:классификация, этапы и основные схемы. Современные информационные системы в управлении. Роль и свойства управленческой информации.
- 41.Сущность и роль управленческого решения. Процесс подготовки, принятия и реализация управленческих решений.
- 42.Проектирование организационных структур.Типы организационных структур и их оценка.
- 43.Мотивация как функция менеджмента. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
- 44.Природа и сущность управленческого контроля. Организация контроля. Характеристика эффективного контроля в менеджменте.
- 45.Руководство и лидерство. Формы власти. Тип и стиль руководства. Особенности управления индивидом и группой. Деловая этика.
- 46.Эволюция стратегического менеджмента. Процесс формирования стратегии: основные этапы, цели, компоненты.Мониторинг среды.
- 47. Этап стратегического анализа:характеристика, используемые методики.
- 49. Классификация типовых эталонных стратегий.
- 50. Характеристики модельных инструментов стратегического менеджмента бкг, МакКинси, Продукт-рынок
- Комбинации стратегий «товар—рынок»
- Мтрица МакКинси
- 51.Управление процессом реализации стратегии. Стратегические изменения. Международные аспекты стратегии: стратегические альянсы.
- 52.Инновационный менеджмент: основные функции, понятия, цели. Состояние инновационной сферы в России: специфика, тенденции развития.
- 53.Связь экономических и инновационных циклов. Особенности государственного регулирования в инновационной деятельности. Характеристика основных этапов инновационного цикла.
- 54. Развитие инновационного предпринимательства. Проектное управление инновационной деятельности.
- Финансово-промышленные группы
- 55.Структурирование персонала организации. Модели управления персоналом.
- 56.Управление подбором и отбором персонала организации.
- 57.Деловая оценка персонала.Аттестация
- 58.Управление обучением персонала организации. Виды, модели, типы, этапы деловой карьеры. Управление кадровым резервом.
- 60.Оплата и стимулирование труда работников. Современная структура заработной платы, и ее основные составляющие: участие в прибыли, дополнительные льготы.