logo search
Учеба / Рыночный механизм как взаимосвязь элементов рынка

69. Формирования бюджета туристской фирмы

1.1 Виды бюджетов предприятия

Бюджет (смета, план) -это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий в виде прогноза будущих финансовых операций. Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. Бюджет является составной частью контроля, создаёт объективную основу оценки результатов деятельности организации. Работа по составлению бюджета на туристском предприятии возлагается на финансового менеджера и осуществляется в несколько этапов. В зависимости от поставленных задач различают бюджеты:

- генеральный и частный

-гибкий и статический.

Бюджет, охватывающий общую деятельность туристского предприятия называется генеральным. Планы отдельных подразделений организации называют частными бюджетами.

В наиболее часто используемом в России статичном типе бюджета цифры находятся вне зависимости от объемов производства и т.п., в то время как при составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем производства или продаж.

Хорошим примером гибкого бюджета может послужить бюджет какого-либо тарагенства, когда все статьи бюджета,поставлены в зависимость от количества проданных туров..

Гибкий бюджет хорош тем, что позволяет более адекватно оценить эффективность работы подразделений, не обеспечивающих продажи, а играющих по отношению к ним поддерживающую роль.

Процесс составления гибкого бюджета:

изначально он разрабатывается для ожидаемого уровня производства;

в конце периода бюджетированные затраты пересчитываются пропорционально фактическому объему реализации услуг, прежде чем происходит сопоставление плановых и фактических объемов затрат.

В зависимости от того, как меняются бюджеты в результате изменения ожиданий, бюджеты бывают:

1)периодические (periodioc budgets);

2)скользящие (rolling budgets).

Периодический бюджет составляется обычно на один год; после того, как был принят бюджет, его не корректируют..

Скользящий бюджет - это бюджет, который постоянно обновляется путем добавления к нему следующего финансового периода (например, месяца или квартала) по мере того, как завершается очередной финансовый период. Цель данного вида бюджета: осуществлять тщательный контроль за деятельностью предприятия и всегда предоставлять максимально точную плановую информацию на ближайшие 12 месяцев.

В зависимости от идеологического типа бюджеты можно классифицировать на построенные по принипу:

- "снизу вверх"

-"сверху вниз»

Есть еще несколько вариантов классификации бюджетов:

-Долгосрочные и краткосрочные бюджеты

В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным - на период не более 1 года.Зачастую в долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс.

-Постатейные бюджеты (line-item budgets)

Постатейный бюджет предусматривает жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью.

-Бюджеты с временным периодом

Этот термин означает систему бюджетирования, в которой неизрасходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период.

Эта разновидность бюджета используется в большинстве организаций, т.к. позволяет более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов , пресекая "накопительские" тенденци

-Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем

Бюджет с нулевым уровнем - это бюджет, который каждый раз составляется заново, "с нуля". В противоположность ему, у преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом.[11,С.160]

Существуют и другие виды бюджетов предприятия (Прил.1)

1.2 Структура и принципы составления бюджетов

С точки зрения последовательности подготовки документов для составления общегоо бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:

1. Подготовка операционного(текущего) бюджета;

2. Подготовка финансового бюджета.

Общая структура операционного бюджета включает в себя ниже перечисленные составляющие.

1. БЮДЖЕТ ПРОДАЖ

Объединяет информацию об объёмах реализации туристской продукции,ценах,и соответственно,о выручке от реализации.Цель данного бюджета- рассчитать прогноз объёма продаж вцелом.Сложность окончательного расчета бюджета продаж связана с тем,что объём реализации определяется не только производственными возможностями туристского предприятия,но и факторами рыночной коньюктуры.К таким факторам относят:

-деятельность конкурентов;

-общее положение на национальном и мировом туристских рынках;

-политика ценообразования в сфере туризма и на конкретном туристском предприятии;

-сезонные колебания туристского спроса;

-эффективность рекламной политики;

-качество туристской продукции и т.д.

Расчёт объёма реализации туристской продукции на предприятиях туризма,как правило,осуществляется на основе статистических методов с использованием ретроспективного анализа,а также на основе экспертных оценок.Причём ретроспективный анализ не должен охватывать временной период более 2 лет,поскольку развитие туристкого рынка крайне динамично,и результаты анализа в данном случае могут не соответствовать тенденциям будущего.

Для сферы туризма особое значение имеют предстоящие мероприятия в рамках будущего бюджетирования,как национального,так и мирового значения,оказывающие на развитие туризма стимулирующее действие.К числу таких мероприятий могут быть отнесены:

-карнавалы( например, карнавал в Рио-де-Жанейро)

-чемпионаты мира (чемпионат мира по футболу привлекает значительные массы любителей спортивного пассивного туризма)

-олимпийские игры и т.д.

2.ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ,ИЛИ БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВА

Бюджет производства показывает, сколько единиц туристской про-дукции или туристских услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов. При этом необ-ходимо отметить, что туризм - это специфическая сфера деятельности, в которой отсутствуют запасы (за исключением предприятий ресторанного рынка), и туристский продукт относится к числу неосязаемых и поэтому не может быть складирован. Потери от непроданных турпакетов относят-ся к невосполнимым.

3.БЮДЖЕТ ПРЯМЫХ ЗАТРАТ

Данные об объемах туристского производства, содержащиеся в бюджете производства, вместе с данными о прямых материальных затра-тах составляют смету прямых материальных затрат. Так как туристский продукт является «скоропортящимся» товаром, его производство и пре-доставление должны быть хорошо спланированы. В противном случае каждый невостребованный тур принесет потери фирме в размере сово-купной стоимости элементов туристского пакета.

4.БЮДЖЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ

Представляет собой совокупность всех общих расходов, за исключе-нием прямых затрат на материалы и оплату труда. Сюда относятся амор-тизационные отчисления, арендные платежи, налог на имущество и т.д.

5.БЮДЖЕТ ТЕКУЩИХ ЗАТРАТ

Данный бюджет отражает ожидаемые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. Он включает в себя все ос-тальные расходы, которые не были включены ни в один другой бюджет, например, такие как: расходы по страхованию, юридические расходы, расходы на аудит, на оплату директоров, бумагу для печатающих уст-ройств, почтовые расходы и телефонные счета и т.д.

В содержательную часть бюджета текущих затрат включены затра-ты, понесенные в процессе реализации туристской продукции и органи-зации туристского бизнеса

6.БЮДЖЕТ КАДРОВЫХ ЗАТРАТ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

При составлении этого вида бюджета определяют требуемое коли-чество персонала (кадровый ресурс), необходимого для производства ту-ристской продукции по объему, представленному в бюджете продаж. Выбранный алгоритм расчета здесь зависит от многих факторов, в том числе и от системы нормирования труда и оплаты работников.

В любом случае величина прямых затрат труда должна быть тща-тельно скоординирована с имеющимися в наличии кадровыми ресурсами для обеспечения достаточного использования труда в туристском произ-водстве.

Эффективная организация производственного процесса позволяет минимизировать простои и устранить нехватку трудовых ресурсов, а также может способствовать высвобождению персонала в случаях необ-ходимости (что очень характерно на сегодняшний день для туристской сферы, особенно в периоды снижения туристской активности). Напри-мер, многие гостиницы в период спада туристских потоков, вызванных сезонностью, высвобождают часть персонала или же снижают заработ-ную плату работникам. Именно из-за учета фактора сезонности в сфере туризма необходимо формировать бюджет продаж не только на год, но и дифференцированно по месяцам, в целях более эффективного бюджети-рования

7.БЮДЖЕТ СТОИМОСТИ ТУРИСТСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Данный бюджет составляется на основе сводных данных по нату-ральным и стоимостным оценкам, взятым из бюджетов прямых затрат, затрат по оплате труда, текущих и накладных расходов.Таким образом, операционный бюджет туристского предприятия составляется на базе бюджета продаж, который является базой формиро-вания бюджетов, характеризующих затраты на:

туристское производство и реализацию туристской продукции (туристских услуг);

внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов для ресторанного бизнеса);

бюджет текущих затрат, бюджет по труду и т.д.[4, С.167]

Финансовый бюджет туристского предприятия

Финансовый бюджет туристского предприятия - это план, в кото-ром отражаются объем и структура предполагаемых источников денеж-ных средств и планируемые направления их использования. Состоит фи-нансовый бюджет из 4-х основных бюджетов.

1. БЮДЖЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Данный бюджет отражает количество денежных средств, которые туристское предприятие намеревается тратить на приобретение дополни-тельных основных фондов в течение планового периода. Таким образом, капитальный бюджет включает в себя приобретение активов, необходи-мых для выполнения оперативных планов.

Информация, содержащаяся в этом бюджете, влияет на бюджет дви-жения денежных средств (включая вопросы выплаты процентов), на бюджетный отчет о прибылях и убытках, на бюджетный бухгалтерский баланс (изменяя величину основных средств и других долгосрочных ак-тивов).Существенные капитальные затраты могут возникнуть в результате выбытия, физического и морального износа оборудования и других вне-оборотных активов. Кроме того, увеличение производственных мощно-стей в связи с ростом потребительского спроса на продукцию туристско-го предприятия может потребовать дополнительного финансирования (капитальных затрат).

Различные варианты финансирования, рассматриваемые в бюджете капитальных затрат, должны приниматься в расчет при составлении эле-ментов (бюджетов) операционного бюджета. Например, ожидаемая вели-чина амортизации нового туристского оборудования, приобретенного туристским предприятием, например, гостиницей или рестораном, в те-кущем году, должна учитываться при составлении бюджета накладных расходов и текущих затрат. Кроме того, способ финансирования капи-тальных затрат отразится на смете денежных расходов

2. БЮДЖЕТ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

Данный бюджет сводит воедино планируемые оценки доходов и расходов на бюджетный период. Необходимо рассчитать прогнозные значения таких показателей, как:

объем туристской реализации;

себестоимость реализованной туристской продукции (турист- ских услуг);

себестоимость коммерческих и управленческих расходов;

себестоимость расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам);

величина налогов к уплате и т.д.

Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту. Таким образом, бюд-жет отчета о прибылях и убытках содержит в сжатой форме прогноз всех операций туристского предприятия и тем самым позволяет финансовому менеджеру проследить за влиянием индивидуальных бюджетов на годо-вой бюджет прибылей.

3.БЮДЖЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Данный бюджет представляет собой план денежных поступлений и платежей, рассчитанный на будущий временной период. При расчете бюджета движения денежных средств принципиально важно определить время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хо-зяйственных операций. Приход классифицируется по источнику поступ-ления средств, а расход - по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода затем сравнивается с мини-мальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддер-живаться. Разность представляет собой либо неизрасходованный изли-шек, либо недостаток денежных средств.

Бюджет движения денежных средств показывает ожидаемое конеч-ное сальдо по денежным средствам и финансовое положение туристского предприятия на каждый анализируемый период. Таким образом, могут быть запланированы и учтены периоды наибольшего и наименьшего на-личия денежных средств, проанализированы эффективность использова-ния средств и перспективный уровень платежеспособности туристского предприятия.

4. БЮДЖЕТНЫЙ БАЛАНС (БЮДЖЕТНЫЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС) Этот бюджет - завершающий шаг в процессе подготовки не только финансового, но и общего бюджетов. Он характеризует изменения в фи-нансовом и имущественном положении туристского предприятия при ус-ловии выполнения запланированных в предыдущих бюджетах хозяйст-венных и финансовых операций.

Построение прогнозной отчетности в рамках бюджетирования те-кущей деятельности или на более длительную перспективу является не-отъемлемой функцией финансовой службы (отдела или департамента) любого туристского предприятия. Эта отчетность может использоваться в таких целях, как:

ориентир для контроля текущей деятельности;

при прогнозировании степени удовлетворительной структуры баланса и т.д.[4, С.168-169]