logo search
Учеба / Рыночный механизм как взаимосвязь элементов рынка

4. Конкуренция как элемент рынка. Конкурентные структуры рынка

«Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».

1.2.Совершенная конкуренция и ее особенности.

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».

Теперь сформулируем основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:

• большое количество мелких продавцов и покупателей,

• продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,

• невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,

• полная свобода «входа» на рынок и «ухода».

Обозначения. P — цена, Q — количества товара, E — точка равновесия..

«Совершенным конкурентом» является тот, кто может продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в сторону повышения или понижения.

1.3.Несовершенная конкуренция.

Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

1.4.Виды несовершенной конкуренции.

1 - М о н о п о л и я

Самым крупным случаем несовершенной конкуренции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других

В реальной жизни монополия - это всегда вопрос меры власти над рынком.

2 - М о н о п о л и с т и ч е с к а я к о н к у р е н ц и я

Как подразумевает само название, монополистической конкуренции свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции.

В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения в рынок новых фирм. Но поскольку барьеры вхождения отсутствуют, фирмы в монополистической конкуренции не рассчитывают на получение значительной прибыли в долгосрочном периоде.

3 - О л и г о п о л и я.

Олигополия подразумевает наличие нескольких продавцов. Олигополистический рынок - это такой рынок, на которой большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями.

  1. Вклад различных научных школ в развитие теории и практики менеджмента

Крупнейшим практиком и теоретиком научного менеджмента, осуществившим широкомасштабные эксперименты в этой области стал Фредерик Уинслоу Тейлор, по праву считающийся основателем классической школы менеджмента в целом. Им бала предложена оригинальная система управления.

По идее Ф. Тейлора, исполнитель оказывался не в состоянии охватить производственный процесс в целом. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы «научного управления» разработал основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Ф. Тейлор считал, что менеджер должен определять для подчиненных точный порядок, инструменты и механизм выполнения работы, а также время ее завершения.

Наконец, Тейлор пришел к выводу, что важная причина невысокой производительности труда работников заключается в несовершенстве системы их оплаты и поощрения. По его мнению, надлежащий эффект вознаграждение принесет в том случае, если будет своевременным, относится к конкретному человеку, а не месту, которое он занимает; выплачиваться на основе единообразных расценок, выведенных на основе точного знания, а не догадок.

Среди последователей Ф. Тейлора можно отметить его соотечественников Лилиан и Фрэнка Гилберт, а также немецкого социолога Макса Вебера. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места. Сторонник «тейлоровской» системы известный производитель автомобилей Генри Форд добавил свои правила, который считал чрезвычайно простыми. Он изложил их в следующих трех положениях:

  1. при выполнении работы следует избегать ненужных формальностей;

  2. необходимо хорошо оплачивать каждого рабочего и внимательно следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не более;

  3. надо привести все машины в наилучшее состояние, поддерживать в порядке и настаивать на абсолютной чистоте, чтобы приучить людей уважать свои орудия, окружающую обстановку и самих себя.

Таким образом, к 1916г. Сформировалось целое направление в исследованиях – «классическая школа».

Разновидностью классической школы управления является «административная школа». Развитием идей Тейлора было продолжено французским инженером Анри Файолем, который занимал руководящую позицию, что позволило ему совершенствовать теорию управления на более высоком уровне. «Административная школа» занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Файоль разделил весь процесс управления на пять основных функций: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация и контроль, а также четко сформулировал понятие организационной структуры фирмы.

Иными словами, жизнь потребовала формирования новых управленческих идей, иного, ориентированного на человека подхода. И такой подход начал складываться со второй половины 20-х годов XX в. В основу этой школы были положены достижения психологии и социологии. Родоначальником этой школы принято считать психолога-клиниста Элтона Мэйо. Его идея состояла в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда.. Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40-60-е гг., когда учеными-бихевиористами (от англ. behaviour – поведение) было разработано несколько теорий мотивации, самыми известными авторами которых являются Абрахам Маслоу и Дуглас Макгрегор.

Д. Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следущие параметры, определяющие действия исполнителя:

Все эти факторы зависят от руководителя, в той или иной мере влияют на работающего и определяют качество и интенсивность его труда. Д. Макгрегор предположил, что на основе этих факторов возможно применить два различных подхода к управлению, которые он назвал теорией «Х» и теорией «Y».

В 60-е гг. появляется количественная школа как следствие применения математики и компьютеров в управлении. Появились новые элементы внутрифирменного планирования: имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности и т.д.

Системный подход – руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов (люди, структура, задачи, технология, ресурсы).

Ситуационный подход – формы, методы, системы, стили управления должны варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации.