История развития государственного делопроизводства
Необходимость развития отрасли делопроизводства возникла уже в 10 веке, когда большая часть людей пыталась фиксировать свои отношения посредством грамот. Есть документ, датированный 911 г., где упоминалась практика составления завещаний. Первые «специалисты» по документам – дьяки.
В период феодальной раздробленности (13-15 века) развитие феодальных отношений фиксируется в частноправных актах: купчие грамоты на землю и иное имущество, закладные, полные грамоты на продажу в рабство, отпускные грамоты при отпуске на свободу и др. Юридическую силу документам придавал сам факт их хранения в грамотах. Отношения между княжествами закрепляются договорами. Создаются письменные памятники права – судные грамоты. Управленческие решения фиксировались в указных грамотах. Для часто оформляемых документов создавались образцы – формулярники.
Впервые слово «дело» как собрание документов, относящихся к одному вопросу или делу, зафиксировано в документах в 1584 году.
Приказная система делопроизводства сформировалась в 16-17 вв., отличалась своей нестройностью, поскольку не существовало четкого разделения функций между приказами.
Количество бумаг увеличилось, появились подьячие, появилась бумага (раньше использовался пергамент). Сам текст начал писаться скорописью.
Первоначально термин делопроизводство появился в устной речи предположительно в ХХVII в и означал процесс решения (производства) дела. В 18 в. Петром-I была введена коллежская система и появляется коллежская система делопроизводства. Генеральный регламент 1720 г. установил правила деятельности государственных служащих, их должностные обязанности и определил специализированные подразделения, занимающиеся работой с документами – канцелярия. Вводится порядок рассмотрения дел с регистрацией документов. Выделена дата как самостоятельный реквизит, установлена процедура проставления печати в присутствии двух свидетелей.
Впервые появляются специальные хранилища для документов и должность архивариус.
В 1811 г. издается общее учреждение министерств и внедряется министерская система делопроизводства. Вводится единообразие в систему делопроизводства каждого министерства от момента создания документа до его архивного хранения. Появились в 19 в. бланки учреждений. Жестко уложилось положение написания адресата. Появляются технические средства – пишущие и копирующие машины.
В 1829 г. император заложил основу экспертизы отбора и хранения по срокам.
В 1911 г. военное ведомство разработало положение о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве.
В советском периоде развития делопроизводства принято выделять 3 периода:
-
С 1917 г. до начала войны:
Принимается большое количество законодательных актов. Среди них 1917 г. – Декрет Совнаркома о порядке утверждения специальных законов. 1918 г. – вышло постановление о форме бланков государственных учреждений. 1919 г. – создана центральная архивная служба. В 1920 г. – создан центральный институт труда и институт техники управления. В 1925 г. создан Оргстрой – для разработки и оснащения канцелярий учреждений. 1931 г. – разработаны общие правила документации и документооборота. 1932 г.- ИТУ ликвидирован, создан Кабинет стандартизации.
-
Проводился в ведомствах после войны:
На первом межотраслевом совещании по оргтехнике обсуждалась программа по организации делопроизводства. Июнь 1960 г. – состоялось Всесоюзное совещание по вопросам механизации труда инженерно-технических работников (ИТР) и административно-управленческого персонала (АУП). Именно здесь была поставлена задача по разработке единой системы делопроизводства для СССР. В 1966 г. открывается ВНИИДАД. 1974 г. – ВНИИДАД принимает и издает ЕГСД. В 1988 г. была одобрена ГС ДОУ и в 1991 г. она начала внедряться.
-
Время перестройки:
Главная проблема – отсутствие основополагающего законодательного акта, регламентирующего структуру и порядок ведения делопроизводства в Российской Федерации. Нет единого органа, управляющего ДОУ в стране. На эту роль претендуют 4 службы:
-
Федеральная архивная служба РФ (Росархив);
-
ГОССТАНДАРТ;
-
ГОСКОМСТАТ;
-
Министерство труда и социального развития.
Важнейшим законом РФ, определяющим общий правовой режим работы с информацией, документами и массивами документов является Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации (от 20.02.1995 г. № 24 ФЗ).
Общие требования к составу документации и ее оформлению содержат Конституция РФ, Гражданский и Трудовой кодекс РФ, законы РФ, устанавливающие порядок деятельности органов государственной власти местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций. Большую группу нормативных документов составляют законы и постановления о порядке накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом. Это закон РФ «О государственной тайне» и Указ президента России, утверждающий перечень сведений конфиденциального характера.
В деятельности служб ДОУ необходимо также использовать:
Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с изм. и доп. от 18 февраля 1999г.).
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах. – М.: Государственная архивная служба России, 1993.
Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве» от 3 марта 1993г. № 191.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» от 27 декабря 1995 г. № 1268.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (с изм. от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г., 11 февраля 1999г.).
Положение об Архивном фонде Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994г. № 552.
Положение о Федеральной архивной службе России. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. № 1562.
ГОСТ 17.914-72 Обложка дел длительного хранения. Типы, разделы, технические требования.
ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации РФ. Основные положения.
ГОСТ Р. 1.5-92 Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.
ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
Правила оказания услуг почтовой связи. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.09.2000 № 725.
Общероссийский классификатор управленческой документации. ОК 011-93.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. – М.: Минтруд РФ, 1998.
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации. – М.: НИПИстатинформ Госкомстата России, 2000.
Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. – М.: ВНИИДАПД, 1991.
Основные правила работы ведомственных архивов. – М., 1988.
Основные правила работы архивов организаций. – М., 2002.
Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения. – М., 1989.
Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций с указанием сроков хранения./Росархив, ВНИИДАД. – М., 2001, 107 с.
Примерный перечень типовых документов, образующихся в деятельности кредитных организаций с указанием сроков хранения./Росархив, ВНИИДАД. – М., 2000, 80 с.
Примерное положение о постоянно действующей экспертной комиссии организации. Утверждено Приказом Росархива от 19.01.1995 № 2.
Примерное положение о Центральной экспертной комиссии (ЦЭК) министерства, ведомства Российской Федерации. Утверждено приказом Росархива от 17.03.1998 № 19.
- Курс лекций по дисциплине «Организация и технология доу»
- Содержание:
- Нормативная база современного делопроизводства
- История развития государственного делопроизводства
- Организация служб по доу
- Формы и структуры службы доу Службы доу рекомендуется создавать в зависимости от принадлежности к определенной группе организаций.
- Особенности служб доу
- Функции подразделений службы делопроизводства
- Отдел рационализации делопроизводства
- Подразделение по учету и регистрации документов
- Группа контроля
- Машинописное бюро или центр подготовки документов
- Копировально-множительное бюро
- Взаимодействие службы доу со структурными подразделениями организации:
- Положение о службе доу
- Общие положения
- Функции
- Ответственность
- Взаимоотношения
- Организационные формы работы с документами
- Должностной и численный состав службы делопроизводства
- Руководители.
- Специалисты
- Технические специалисты
- Нормативная регламентация службы доу
- Разработка Инструкции по делопроизводству
- Требования к оформлению документов
- Табель форм документов
- Условия труда работников службы доу
- Организация документооборота
- (Россия/Запад)
- Обработка входящих или поступающих документов
- Прием и первичная обработка
- Передача документов на рассмотрение руководителю
- Рассмотрение документа руководителем
- Исполнение
- Подшивка в дело
- Обработка исходящих или отправляемых документов
- Автоматизированная система регистрации
- Организация информационно справочной работы
- Контроль за исполнением документов
- Работа с письмами и обращениями граждан
- Совершенствование работы с документами организации
- Методика разработки табеля форм документов
- Этап - сбор и анализ материала
- 2 Этап - выбор формы табеля
- Этап - формирование структуры табеля
- Этап - составление табеля
- Разработка альбомов форм документов, применяемых в организации
- Этап - унификация форм документов
- Текст-трафарет
- Наименование организации
- I. Общие сведения
- Налогоплательщик
- Этап - формирование альбома и инструкции
- Разработка номенклатуры дел
- Особенности примерной номенклатуры:
- 1. Название раздела
- Согласование номенклатуры дел
- Формирование дел
- Хранение дел
- Организационные и нормативно-методические документы организации, необходимые в работе секретаря