logo search
chast2_doc22

39.Функция управления как вид управленческой деятельности. Характеристика функций и методов управления, и их общее и особенное взаимосвязь.

Процесс управления состоит из 5 взаимосвязанных функций: планирования, организации, мо­тивации, контроля и связующего процесса – координации ПЛАНИРОВАНИЕ. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:1. Где мы находимся в настоящее время? 2. Куда мы хотим двигаться? 3. Как мы собираемся сделать это? планиро­вание – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов органи­зации к достижению ее общих целей. Процесс планирования включает несколько стадий:1. определение целей и задач орг-ии (стратегические, тактические, оперативные), 2. составление планов выполняемых работ по решению поставленных целей:

3. определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам.

4. доведение планов до тех кто их должен выполнять и несет ответственность за их реализацию.

ОРГАНИЗАЦИЯ. Организовать – значит создать некую структуру. Существует много элементов, ко­торые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. На этой стадии учитываются все виды деятельности выполняемые работниками от программного обеспечения, до работы грузчиков. Главная проблема – выбор оптимального вар-та разделения труда. Основной задачей является – формирование структуры организации и обеспечения ее всем необходимым (персоналом, оборудованием). Организовать – значит разделить на части, распределить ответственность и полномочия, а т.ж. установить связи между отдельными видами работ.МОТИВАЦИЯ. – деятельность направленная на создание у работников стимула к труду. Процесс мотивации включает: 1. установление неудовлетворенных потребностей, 2. формулирование целей направленных на удовлетворение потребностей. 3.определение действий необходимых для удовлетворения потребностей. Мотивы: 1. внешние – могут быть эффективными в ограниченный п-д времени, 2. внутренние – люди действуют спокойно, добросовестно, тратят меньше сил. В организации добиться желаемого уровня работников можно 2 путями : 1. подобрать работника с заданной внутренней мотивацией. 2. с помощью стимулов (экономических – выгоды получаемые в случае выполненных требований, не экономические –организационные и моральные.)

КОНТРОЛЬ.это процесс обеспечения того, что организация действительно до­стигает своих целей. Существуют три аспекта управ­ленческого контроля. Установление стандартов – это точное определение целей, которые должны быть дос­тигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в про­цессе планиро­вания. Второй аспект – это измерение того, что было в действительно­сти достигнуто за определенный пе­риод, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. третьей фазы, а именно, – ста­дии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Осуществление контроля строится на следующих принципах:1. д\б всеохватывающим 2. привлечение всего персонала. 3. система контроля должна иметь четкую стратегическую направленность.4. главная цель- не устранять, а предупреждать ошибки. 5. своевременность.6. система контроля д\б экономичная (выгоды превышают затраты) 7. ориентированность на человека. 8. должен сопровождаться санкциями, не должен присваивать себе распорядительных и исполнительных ф-ий.

КООРДИНАЦИЯ. Координация является связующим процессом. Она подразумевает управление процессом реализации каждой из четырех функций менеджмента. Признаки хорошо скоординированной орг-ии: 1. каждая служба работает в согласовании с другой. 2. отделы и службы осведомлены о их роли в общей работе.

Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.Различают три типа основных методов, применяемых менеджерами при управлении организацией: административно-распорядительные, экономические и социально-психологические.Административные методы управленияПодобные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.Различают пять основных способов административного воздействия: 1. Организационные воздействия 2. Распорядительные воздействия 3. Дисциплинарная ответственность и взыскания 4. Материальная ответственность и взыскания. 5. Административная ответственность и взыскания

Экономические методы управлениятакие методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, они основаны на использовании экономического механизма. Экономические методы базируются на товарно-денежных отношениях рыночной экономики. Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.

Социально-психологические методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две ос­новные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические мето­ды, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).Социологические методы управления. Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволя­ют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспе­чить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. 2. Психологические методы управленияГлавной особенностью психологических методов является обращение к внут­реннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предпри­ятия.социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Примером социально-психологических методов управления может служить удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы сохранить хороших работников следует следить, чтобы они были счастливы и довольны, стараться их стимулировать для лучшего