logo search
Менеджмент учебник

3.3.1. Важность эффективного управления инновациями

«Мы знаем, что надо начать новую жизнь,

но не знаем, как закончить старую»

Инновации являются одним из главных объектов управленческой деятельности в современных условиях, способным во многом предопределить эффективность работы организации в перспективе, по этому важно уделить этому направлению особое внимание. Управление инновациями это изменения с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, обновле­ния различных сторон инновационной деятельности предприятия. Опыт предприятий-лидеров наглядно свидетельствует, что иннова­ции неизбежны и управляемы. Управление инновациями ключ к поддержанию высокой эффективности производства. Инновации условно можно разделить на два уровня: к первому относятся новые открытия, изобретения, идеи, впер­вые внедряемые в производство, инноваторы, которые внедряют их, получают первичное превосходство; ко второму принадлежат изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно. Их внедряют уже предприятия-имитаторы, такие новинки не являются новыми в мире.

Если инновации первого уровня могут и не внедряться на всех предприятиях, то второго обязательны для всех предприятий, же­лающих выжить в условиях конкуренции. Этим и определяется ак­туальность проблемы управления инновациями практически для всех предприятий и организаций. Инновации внутри предприятия происходят сами собой, для этого требуется система управления инновациями на предприятии.

Ситуация, в которой оказались российские предприятия с середины 1998 г., внешний кризис, включая развал банковского сектора рекламных услуг, девальвация рубля и другие причины оказали двоякое воздействие на руководителей предприятий [5].

С одной стороны, для тех, кто сделал ставку на импортные ком­плектующие, потребовалось тут же быстро пересмотреть стратегию, ориентированную на внутренних поставщиков. С другой для предприятий наукоемкого сектора, с ориентацией на экспорт, ситу­ация даже улучшилась. Хотя, надо отметить, значительно усложни­лась процедура расчетов, движение денежных средств внутри стра­ны и за ее пределами.

Так как кризисные ситуации могут периодически возобновлять­ся, перспективы эффективной деятельности будут только у предприятий-инноваторов, которые способны быстро адаптироваться к лю­бым изменениям как внутри предприятия, так и во внешней среде.

Предприятиям, работающим по-старому, нет места в мире по­стоянных изменений. Кризис заставляет срочно делать то, что пла­нировали на перспективу, постоянно откладывали, принимать но­вые решения и разрабатывать новые схемы. Не случайно именно в кризисный период возникает острая необходимость перемен, инно­ваций. Например, чтобы упростить систему расчетов, уменьшить накладные расходы, подключить своих менеджеров к реализации товаров клиента, некоторые предприятия идут на использование таких инновационных форм, как консорциумы при участии и по­требителей, и поставщиков.

Переход к рыночной экономике требует существенного повы­шения гибкости производства и восприимчивости к инновациям. Вновь создаваемые предприятия наукоемкого сектора, в отличие от обычных, ориентируются на полный цикл, включающий вначале стадию НИОКР и освоения производства новых продуктов и услуг. Поэтому они создают перспективные исследовательские группы. На завершающей стадии предусматривается послепродажное сервис­ное обслуживание. Это делает их более мобильными и позволяет учесть как постоянно меняющиеся запросы рынка, так и последние достижения науки и техники.

Современное производство характеризуется инновациями и стремлением использовать более совершенную технологию, новые товары и услуги. Внедрение в производство новых технологий (мик­роэлектроники, биотехнологии, новых материалов) вызывает необ­ходимость приведения содержания и организации производства, квалификации и образовательного уровня персонала в соответствие с усовершенствованными технологическими системами.

К началу XXI в. в России, несмотря на глубочайший экономи­ческий кризис, вызванный серьезными просчетами на уровне мак­роэкономической политики, стали происходить серьезные измене­ния форм и методов управления инновациями, а также осваиваться методы реинжиниринга бизнес-процессов. Это должно облегчить приспособление предприятий к постоянным изменениям внешней среды. Лишь приоритет долгосрочного подхода к решению назрев­ших проблем регулируемого рынка позволит выйти из экономиче­ского кризиса, осуществить перестройку материально-технической базы производства, повысить конкурентоспособность предприятий и научно-технических организаций, модернизировать предприятия наукоемких отраслей промышленности, рационализировать ресурсопотребление.

В настоящее время имеют место следующие проблемы управле­ния инновациями на предприятиях [7]:

В высокоразвитых странах действуют хорошо отлаженные меха­низмы рыночного регулирования, такие, как избирательное нало­гообложение, гибкая амортизационная политика, методы борьбы со сверхконцентрацией производства и монопольным владением сбы­та, режим стимулирования развития мелких предприятий для быст­рого реагирования на достижения НТП и меняющиеся запросы рынка и т.д. В России же создание рынка проходило без их формирования законы есть, а механизмов их реализации нет.

Инновационный процесс это динамически развивающийся процесс научно-производственной и экономической деятельности предприятия, который противостоит уже сложившимся там процес­сам и структурам, но связан с ними определенным образом [31]. Характер этой связи существенно влияет на задачи  и способы управления «новациями на предприятии. Создатель новой технологии выдается благодаря инновациям первого уровня. Инноватор исходит прежде всего из таких критериев, как уникальность и новизна. Для подавляющего числа предприятий-имитаторов в части инноваций пи  преобладающими критериями являются жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

 На предприятиях можно выделить следующие стадии инноваций:

Контроль перехода инновации из одной стадии в другую явля­ется действенным инструментом управления процессом внедрения и строится в режиме реинжиниринга бизнес-процессов. Стадии-операции процесса внедрения удобно представлять в виде отдель­ных составляющих, входом в которые являются результаты преды­дущих стадий, а выходом собственно продукция данной стадии. Успешность внедрения в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по стадиям, особенно на их сты­ках, что зависит от согласованности смежных подразделений при переходе из стадии в стадию. Последняя обеспечивается за счет пе­рехода от функциональной к процессной ориентации предприятия. Это является необходимым условием, предшествующим процессу формирования научно-технической политики предприятия.