logo search
Введение в специальность МО

9.1. Научная деятельность менеджера

Наука является важной сферой человеческой деятельности. Целями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе теоретиче­ского отражения действительности. Новое знание в результате научной деятельности может быть получено в виде теоретиче­ского описания, организационной схемы, математической формулы и т.д. Особенностью научной деятельности является то, что она дает приращение нового знания, ее результат зара­нее в принципе неизвестен (в отличие от большинства других видов деятельности).

Понятие науки включает в себя, с одной стороны, деятель­ность по получению нового знания, а с другой – сам результат этой деятельности, совокупность полученных к настоящему моменту знаний.

Управленцы, работающие в науке, изучают закономерно­сти социального управления и, в частности, руководства кол­лективами, выявляют научные факты, углубляющие имею­щиеся знания об управлении организацией, разрабатывают теории, объясняющие различного рода факты, закономерности и тенденции в сфере управления, создают новые и совершен­ствуют имеющиеся методы управления.

Ученые много работают с научной литературой, разраба­тывают подходы к изучению тех или иных управленческих проблем, осуществляют постановку, организуют и проводят научные эксперименты, систематизируют научные данные, полученные ими самостоятельно или собранные другими уче­ными, анализируют и интерпретируют полученные данные.

Для успешной работы в сфере науки необходимо иметь аналитические способности, склонность к научной деятельно­сти, специфичные знания и навыки. Безусловно необходимо свободно владеть понятийным аппаратом науки управления, знать существующие теории управления. Важно иметь хорошее представление о достижениях смежных областей знания – политической науки, социологии, экономики, психологии, теории систем, синергетики и др.

Хорошим подспорьем в работе и важным профессиональ­ным умением управленца-ученого является использование ме­тодов теории игр, исследования операций, математической статистики. Так, методы математической статистики весьма полезны для обработки эмпирических данных, полученных в исследованиях, что зачастую требуется для доказательства на­учных гипотез.

Для управленца-ученого важно владеть языком и стилем письменной и устной научной речи. Необходимостью для ученого является опубликование результатов исследований в печати, апробация их в ходе докладов на научных конферен­циях, симпозиумах, семинарах.

Для профессиональной деятельности менеджера в сфере научных исследований большое значение имеет опыт практи­ческого руководства коллективами людей.

Ученые, специализирующиеся в области науки управления, работают преимущественно в научных центрах и институтах. Примером научно-исследовательских организаций могут слу­жить Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской Академии наук, Международный научно-исследо­вательский институт проблем управления (МНИИПУ), Межот­раслевой институт проблем технологии коммуникации и управления, Научно-исследовательский внедренческий центр по организации труда и управлению в здравоохранении, Науч­но-исследовательский институт систем связи и управления (НИИССУ), Научно-исследовательский институт экономики управления и организации производства и многие др.

Следует отметить, что существуют примеры весьма ус­пешной научной работы в сфере управления и значительных научных результатов, которых достигли люди, являющиеся крупными руководителями-практиками. В их числе Анри Файоль, Генри Форд, Ли Якокка, Питер Друкер и др.

Научные исследования являются важным видом профес­сиональной деятельности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

Система современного менеджмента, как результат дея­тельности ученых-управленцев, включает в себя общий ме­неджмент и специальные виды менеджмента.

Общий менеджмент изучает социальную организацию как целостную систему управления, включающую в себя принципы и закономерности управления, его философию и этику, формы и методы, функции управления, управленческий цикл, средства и технологии управления, организационные структуры, страте­гическое планирование и управление, мотивацию и лидерство, а также место и роль в ней руководителя (менеджера).

Специальный менеджмент рассматривает управление раз­личными типами организаций (коммерческие, некоммерче­ские, общественные, государственные и т.д.), специфичными объектами в организации (ресурсами, проектами, качеством, нововведениями, интеллектуальной собственностью и т.д.); управление организациями, специализированными в опреде­ленной узкой сфере деятельности (кредитно-финансовые, строительные, туристические, предпринимательские и др.); особенности методов управления организациями (админист­ративные, информационные и т.д.).

В частности, производственный менеджмент есть не что иное, как совокупность принципов, методов и средств плани­рования, организации и управления производством, включая ассортимент, себестоимость и финансы предприятия.

Финансовый менеджмент, иначе говоря, управление фи­нансовыми ресурсами и складывающимися при этом отноше­ниями, охватывает систему принципов, форм, методов и приемов использования рыночного механизма в области фи­нансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйст­вующего субъекта.

Инновационный менеджмент рассматривает проблемы разработки нововведений (инноваций), планирования измене­ний, их внедрения в практику деятельности организации, при­влечения в этих целях инвестиций и получения максимальной выгоды от их использования.

Возможно выделение видов специального менеджмента и по иным основаниям. Так, стратегический менеджмент ох­ватывает управление организацией, предполагающее внутрен­ние изменения и воздействие на внешнюю среду, и направ­ленное на достижение ею в будущем желаемого состояния, исходя из его видения в перспективе, определенного в соот­ветствии с имеющимися внутренними ресурсами.

В свою очередь, оперативный менеджмент занимается использованием существующей стратегической позиции и имеющихся ресурсов организации для максимально эффек­тивного достижения ее текущих целей.

В составе менеджмента предприятия можно выделить производственный менеджмент, инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, экологический менеджмент, страте­гический менеджмент, менеджмент персонала и т.д.

Объектом общего менеджмента являются люди в органи­зациях и сами эти организации в контексте управления ими. Объектом специального менеджмента являются организации определенного типа, либо функционирующие в некоторой четко обозначенной сфере, специфичные ресурсы организа­ции, проекты и т.д., нуждающиеся в специальном управлении, а также люди в указанных организациях, занятые в соответст­вующих проектах, и т.д.

Предметом менеджмента являются закономерности управления организацией, а также отношения между людьми и организациями, возникающие в процессе управления. Пред­метом менеджмента могут быть, в частности, специфичные закономерности и отношения, возникающие при реализации различного рода экономических механизмов, построении и функционировании организационных структур, осуществле­нии маркетинговых исследований, управлении персоналом, движении информационных потоков в организации, а также корпоративная культура, поведение людей в организациях и иные составные части системы управления.

Так, предметом инвестиционного менеджмента (это вид инновационного менеджмента) являются закономерности и отношения, возникающие при взаимодействии участников ин­вестиционной деятельности, процессы вложения капитала и формирования ресурсов, их движение, возможности размеще­ния капитала и его эффективность.

Некоторые важнейшие основания классификации и виды современного специального менеджмента представлены в табл. 4.

 

Таблица 4

Виды менеджмента

 

Основания классификации

Виды специального менеджмента

1

2

Тип взаимодейст­вия в системе кор­поративного менеджмента

Менеджмент предприятия

Менеджмент акционерного общества

Менеджмент объединения (финансово-промышленной группы, холдинга, концерна, кон­сорциума, синдиката, треста)

Менеджмент франчайзинга

Менеджмент лизинга

Менеджмент дочернего предприятия, филиала

Метод управления организацией

Информационный менеджмент

Административный менеджмент

Сфера деятельно­сти организации

Менеджмент кредитно-финансовых организаций Строительный менеджмент Туристический менеджмент Предпринимательский менеджмент

Специфичные объ­екты в организа­ции

Менеджмент ресурсов

Менеджмент проектов

Менеджмент качества продукции

Инновационный менеджмент

Менеджмент интеллектуальной собственности

Этап жизненного цикла товара

Менеджмент научных исследований

Менеджмент опытно-конструкторских разработок

Производственный менеджмент

Менеджмент маркетинга

Менеджмент сбыта

Менеджмент послепроизводственного обслуживания

Менеджмент утилизации продукции

Вид ресурса орга­низации

Менеджмент персонала

Менеджмент материальных ресурсов

Менеджмент информационных ресурсов

Финансовый менеджмент

Условия деятельно­сти объекта управ­ления (в частности, организации)

Антикризисный менеджмент

Менеджмент риска

Менеджмент экономического роста

Уровень управления

Региональный менеджмент

Межрегиональный менеджмент

Отраслевой менеджмент

Межотраслевой менеджмент

 

Определенное представление, хотя и весьма неполное, о структуре знаний в области менеджмента дает фрагмент струк­туры библиотечно-библиографической классификации, исполь­зуемой массовыми библиотеками. Следует иметь в виду, что эта классификация во многом отражает особенности фонда ли­тературы, накопленного в библиотеках во времена бывшего СССР, и поэтому несет на себе отпечаток теоретических подхо­дов, господствовавших в теории управления при социализме.

 

Фрагмент структуры библиотечно-библиографической классификации, касающийся проблематики менеджмента