2.1 Характеристика понятия «pr в ресторанном бизнесе»
PR – это формирование общественного мнения, создание и управление репутацией ресторана. PR должен обеспечивать эффективный диалог между заведением и его целевой аудиторией, формируя и поддерживая позитивный образ, репутацию, имидж заведения.
PR - это непрерывная деятельность, состоящая из последовательности акций, подчиненных единой цели и объединенных долгосрочной программой, рассчитанных на срок от одного года [11].
К несомненным преимуществам инструментов PR относится, во-первых, то, что чаще всего они действует не напрямую на клиента, а они ориентированы на его подсознание. Они не такие навязчивые. Во-вторых, образ ресторана, который создается именно посредством PR методов, с точки зрения клиента выглядит намного более правдоподобным, так как у современных людей очень часто открытая реклама ассоциируется с недостоверной и необъективной информацией. В—третьих, с финансовой точки зрения, PR стоит дешевле, чем размещение рекламы, например, в газетах или журналах. Более подробно значение PR для ресторанного бизнеса, а также примеры использования PR- технологий на практике мы рассмотрим в следующей главе.
С учетом все усиливающейся конкуренции ресторанный бизнес заинтересован в проведении различных рекламных и PR- акций. Рестораторы пытаются привлечь клиентов, утверждая, что в ресторане они могут получить нечто большее, чем просто тарелку супа. В то же время, хорошо известно, что многие знаменитые рестораны пользуются своей славой и не прибегают к какому-либо дополнительному средству «промоушена» - рекламе или PR. Они, как правило, рассчитаны на небольшое число завсегдатаев-любителей, чрезмерно дороги, но достаточно хорошо функционируют за счет элитарной клиентуры, взяв на вооружение известную пословицу о том, что «доброе вино различимо и без лозы», возвращающую к тем временам, когда для доказательства высокого качества продаваемого вина виноградари демонстрировали также и виноградную лозу.
PR в ресторанном бизнесе – это прежде всего создание «уникальности» образа того или иного заведения; это организация позитивного общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия и повышения его репутации, которое осуществляется различными способами. PR в ресторанном деле - это функция управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью; определяет и делает особый упор на главной задаче руководства- служить интересам общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно.
Различают внутренний и внешний PR [11].
Внутренний PR (средства PR, используемые для улучшения работы ресторана).
РR внутри ресторана в первую очередь, это касается установления РR отношений между его сотрудниками. РR — это забота не только дирекции, но и каждого сотрудника в отдельности, особенно тех, кто вступает в непосредственный контакт с клиентами (официанты, бармены, хостес, сомелье, метрдотель).
Внутренний PR ресторана может осуществляется следующими способами:
• опрос сотрудников, исследование и оценка их мнения о работе; • персональные характеристики; • информация «с черного хода»; • ориентиры для новых сотрудников; • день открытых дверей для членов семьи; • программа проведения свободного времени; • семинары по повышению квалификации и справочная литература; • приобщение сотрудников к планированию и проведению PR мероприятий; • сообщения в прессе с упоминанием лучших работников предприятия; • участие в кулинарных соревнованиях. PR мероприятия внутри ресторана преследуют две цели:
создание позитивных РR отношений среди сотрудников;
установление доверительных отношений между менеджерами ресторана и его работниками.
Внешний PR.
Общественная работа в ресторанах подразумевает установление отношений с потенциальными клиентами, СМИ, партнерами, поставщиками, государственными структурами, инвесторами, конкурентами, союзами и ассоциациями. Эта работа обеспечивается в долгосрочной перспективе мероприятиями по установлению РR. Это означает формирование на долгосрочную перспективу положительного имиджа предприятия, включающего положительную оценку клиентами и общественностью его значимости, престижа, репутации и известности [11].
Работа с клиентами. В зависимости от частоты посещения клиентами того или иного ресторана, степень его «убеждаемости» имеет разную значимость. В данном случае представляется целесообразным иметь специальных сотрудников (помимо официантов), формирующих тот самый «имидж» ресторана, работающих с гостями ресторана, причем не только в рамках РR программ, касающихся приема VIР- клиентов — артистов, политиков, спортсменов и т.д. Будучи инструментом коммуникативного маркетинга, РR деятельность не должна пренебрегать и простыми посетителями.
В основе PR стратегий любого ресторана, прежде всего, лежит его имидж или концепция, поэтому PR -средства варьируются от одного типа ресторана к другому, однако существует общий теоретический перечень:
Тип ресторана
Средства установления связей с общественностью
передача информации
работа с прессой и СМИ
реклама и интернет
РR -акции
Влияние на общественное мнение
убеждение клиентов
поддержка, улучшение впечатления (имиджа)
укрепление общественных отношений
продвижение человеческого фактора
Внешняя среда (управление атмосферой коммуникаций)
Потенциальные клиенты
Партнеры по СМИ (пресса, радио, телевидение)
Поставщики
Инвесторы
Конкуренты
Союзы и ассоциации
Основная цель PR в ресторанном бизнесе, как, в принципе, и в любой другой сфере - способствовать повышению интереса клиента к заведению, установлению положительного отношения и доверия клиента, т.е, иными словами, формирование в глазах общественности положительного имиджа, хорошей репутации и уважения к ресторану [11].
В ресторанной индустрии PR меньше всего требуется сетевым заведениям, особенно тем, кто работает в категории фаст- фуд. У заведений категории casual соотношение PR и рекламы обычно составляет 50/50. Больше всего нуждаются в PR-поддержке модные заведения и рестораны fine dinning. Причина такого расклада в сути public relations. PR не столько сообщает о продукте, сколько формирует положительное отношение к компании. Что касается фаст- фуда, положительное отношение здесь не играет большой роли. Потребителю важнее близость заведения к дому или офису, соотношение цены/качества. В данном случае PR строится в основном вокруг меню и часто ограничивается лишь одной целью: привлечь как можно больше посетителей. При выборе потребителем ресторана casual dinning имидж заведения уже играет некоторую роль, но все равно не является решающей. А для ресторанов fine dinning и модных «глянцевых» заведений имидж является основой бизнеса. В последнем случае PR является одним из ключевых средств продажи. Такие заведения продают не хлеб насущный, а мечту. И чем больше компания продает моды и пафоса, тем дороже ее рестораны и тем важнее их PR».
Впрочем, компании, управляющие демократичными концепциями, также не отрицают силу «связей с общественностью». «В последний момент перед принятием решения, в какой именно ресторан, кафе, фаст-фуд пойти, у человека включается личностное отношение к торговой марке и управляющей компании. Выбирая между двумя заведениями, люди решаются на то, о чем они знают или слышали что-то хорошее. Впрочем, это положительное отношение играет на руку тем компаниям, у которых достаточно много сетевых точек, которые встречаются потенциальным гостям буквально на каждом шагу. В противном случае никакая лояльность не заставит человека отправляться на поиски какого либо демократичного заведения, в то время как по близости находятся несколько таких же, пусть даже менее известных». Перед инвестиционным пиаром стоят другие задачи. В этом случае усилия специалистов по связям с общественностью направлены на увеличение инвестиционной привлекательности управляющей компании. Тогда PR-служба продвигает не конечный продукт, а весь бизнес в целом. И основная задача такого PR — представить компанию как динамичный, развивающийся, перспективный бизнес, в который стоит вкладывать деньги, с которым стоит сотрудничать. Если представить уровни пиара в виде пирамиды, то привлечение клиентов будет лежать в ее основе. На этом фундаменте мы обнаружим создание имиджа, уникального и запоминающегося образа и атмосферы, в которую людям захочется окунуться вновь и вновь. Еще выше лежат различные акции и мероприятия, поддерживающие интерес публики к уже созданной атмосфере. Ресторан — это дом. PR же начинается внутри ресторана — на кухне, в интерьере.
Основные ресторанные PR-технологии таковы. Во-первых, это создание информационного повода (для ресторана это может быть запуск новой сети или другого масштабного ресторанного проекта, продажа или покупка бизнеса, появление знаменитого шеф-повара или управляющего компанией, ребрендинг и пр.). Во-вторых, организация пресс-конференций, специальных событий с участием «звезд», популярных известных личностей. Также это может быть информирование деловых партнеров, СМИ, клиентов о появлении нового продукта и других новостях компании, распространение «фирменных» подарков, благотворительность и прочее и прочее.
В ресторанной сфере деятельность PR-служб зачастую ограничивается новостями в СМИ и вечеринками для гостей, хотя это лишь малая толика PR технологий. В крупных компаниях работа службы по связям с общественностью обычно согласуется с рекламным отделом. Одни фирмы делают ставку на рекламу, другие на PR, третьи в равной степени используют оба этих инструмента. Степень необходимости пиара зависит от формата ресторана и его ценовой категории. Чем демократичнее продукт компании, тем больше используется рекламы и тем меньше значение PR. Чем дороже продукт, то есть ресторан, тем значимее его имиджевая составляющая и тем важнее становится роль пиара. Рассмотрим подробнее PR- технологии, применяемые для продвижения ресторана.
2.2 PR- технологии, применяемые для продвижения ресторана
- Дипломная работа
- 3.2 Анализ организационной структуры и персонала предприятия………….41
- 1 Современные способы продвижения ресторана
- Современный ресторанный бизнес
- 1.2 Прямая реклама
- 1.3 Персональные продажи
- 1.4 Стимулирование сбыта
- 2 Pr как инструмент продвижения ресторана
- 2.1 Характеристика понятия «pr в ресторанном бизнесе»
- 2.2.1 Распространение информации о ресторане
- Работа с прессой и сми
- Ресторанная критика
- 2.2.4 Специальные мероприятия
- 2.2.6 Роль pr в кризисных ситуациях
- 2.2.7 Измерение эффективности pr-кампании
- 3.1 Характеристика ресторанного холдинга зао «Тута Групп»
- 3.2 Анализ организационной структуры и персонала предприятия
- 3.3 Целевая аудитория заведений «тута групп»
- 3.4 Анализ работы маркетингового отдела гк «Тута Групп»
- 3.5 Описание полного цикла производства pr-продукта в ресторанном холдинге «Тута Групп»
- 3.6 Отчеты о проведенных мероприятиях в заведениях зао «Тута Групп»