Об особенностях развития российской модели корпоративного управления
Низкое качество корпоративного управления – одно из основных препятствий, стоящих на пути развития российской экономики. Эта проблема наряду с неэффективностью налоговой, судебной и правоохранительной систем, а также чрезмерным вмешательством государства, ухудшает инвестиционный климат страны и, соответственно мешает привлечению внешнего финансирования. То, что качество корпоративного управления компании в странах с переходной экономикой является более важным фактором, чем финансовые показатели ее деятельности подтверждается многими отечественными и зарубежными исследованиями.
Исходной позицией для характеристики корпоративных отношений на российских предприятиях является структура собственности.
Объективной особенностью крупной компании в реформируемой экономике является то, что изначально ее собственником было государство, а не индивидуальный владелец или семья. Таким образом, по мнению многих авторов, именно форма проведения приватизации в бывших социалистических странах, а не эволюционирование фирмы оказала решающее влияние на корпоративную модель крупного бизнеса. В ходе приватизации некоторые страны ориентировались на продажу предприятий стратегическим инвесторам (Венгрия, Польша, Восточная Германия), другие реализовали различные версии ваучерной приватизации (Россия, Чехия, Болгария).
В первом случае сразу возникали компании с концентрированной собственностью, подконтрольной ограниченному числу внешних инвесторов, очень часто иностранных. Второй подход к проведению приватизации, при котором государство рассредоточило свою собственность среди множества мелких акционеров, позволил сохранить реальный контроль над предприятиями в руках старого менеджмента. При этом у других собственников (трудовых коллективов, аутсайдеры и т.д.) не было достаточных рычагов воздействия на управление приватизированным предприятием. Результатом реализации такой модели приватизации было появление специфической стартовой структуры корпоративной собственности. В среднем по России на приватизированных предприятиях доля инсайдеров в 1994 году составляла - 60-65%, доля акций внешних акционеров - 18-22%, доля государства - до 17%.
При этом, в связи с закреплением за государством больших пакетов акций в так называемых стратегических предприятиях, в силу их размеров, (ситуация типичная и для других стран, например, Венгрии, Чехии, Польши и др.), структура корпоративной собственности, и, соответственно, последующая траектория развития корпоративного управления резко отличались на предприятиях нефтяной, газовой промышленности, электроэнергетики и телекоммуникаций. В этих отраслях доля государства обычно составляла 38-51%, а доля инсайдеров – 20-30 %. Для сравнения – в большинстве предприятий легкой, пищевой промышленности, в производстве стройматериалов доля государства вообще отсутствовала или была равна 10 %-15 %, доля же инсайдеров была преобладающей.
Однако уже к 2000 году в России был достигнут высокий уровень концентрации собственности с сохранением тенденции роста. По данным опроса 822 российских акционерных обществ в 2005 году, на 82 % предприятий существовал определенный собственник (или консолидированная группа собственников), которая имела возможность контролировать деятельность компании51.
В целом результаты приватизации для системы корпоративного управления оказались неоднозначными. В большинстве стран с переходной экономикой создание новых корпораций сопровождался злоупотреблениями инсайдеров и нарушениями прав акционеров.
Россия явилась ярким примером подобных нарушений. Российские корпорации были созданы таким образом, что фактически функционировали как частные индивидуальные компании, хотя формально были открытыми акционерными обществами. Российский фондовый рынок не смог стать эффективным механизмом финансирования крупного корпоративного бизнеса. Таким образом, отличительной чертой российской модели корпоративных отношений и в настоящее время остается смешение открытых и закрытых компаний в рамках единой организационно-правовой формы ОАО. В результате противоречия в сфере корпоративных отношений приняли весьма специфичный характер. В частности, особенно в 90-х годах ХХ века возникали ситуации, когда крупные акциoнepы poccийcкиx компаний были зaинтepecoвaны нe cтoлькo в пoвышeнии пpибыльнocти бизнeca, cкoлькo в кoнтpoлe финaнcoвых пoтoков.
Существенное влияние на процесс концентрации собственности и развитие корпоративного управления оказал кризис 1998 года. Обесценение рубля привело к частичному вытеснению импортных товаров и создало предпосылки для развития компаний производственного сектора. У активных предпринимателей-собственников появилась возможность окупить затраты на приобретение акций за счет получения дохода от осуществления основной деятельности. Но гарантией получения таких доходов должен был стать официальный юридический контроль над предприятием.
Другим фактором, поддержавшим тенденцию к концентрации собственности, стал закон о банкротстве, введенный в действие в марте 1998 года. В основу этого закона был положен принцип неплатежеспособности, то есть неспособности предприятия выполнять свои обязательства по мере наступления сроков их погашения. Это обстоятельство снизило барьер для инициирования процедур банкротства, что привело к новому перераспределению собственности, в том числе в отношении работоспособных и достаточно эффективных предприятий.
В целом данный период характеризуется ускорением перераспределения и концентрации собственности, усилением тенденций по формированию интегрированных бизнес-групп – крупные промышленные предприятия, прежде всего – крупные экспортеры, перехватили у коммерческих банков инициативу в создании интегрированных структур.
Тенденция к концентрации собственности сохранялась вплоть до настоящего момента. Данные опроса, проводимого Центром экономических и финансовых исследований и разработок в 2004-2005 гг., показывают, что если в 2002 году контролирующий собственник присутствовал в 19 % компаний, а блокирующий – в 23 %, то уже в 2004 году ситуация изменилась: в 48 % компаний был акционер, владеющий более 50 % акций, еще в 27 % компаний был владелец блокирующего пакета акций 52.
По состоянию на 2008 год очередной этап корпоративной структуризации в России с устойчивым распределением собственности был завершен. Однако, достигнутая относительная стабильность в закреплении собственности явилась, на наш взгляд, только завершением очередного цикла «передел собственности – реструктуризация – развитие – появление агрессоров – кризис – передел собственности». Начавшийся осенью 2008 г. кризис вероятно ознаменует новый этап передела собственности и, соответственно, изменения системы корпоративного управления.
Следует отметить еще один важный фактор, оказывающий влияние на формирование российской модели корпоративного управления – характер корпоративного финансирования. До 2000 года российские корпорации традиционно ориентировались на собственные финансовые ресурсы. Практика привлечения долевых инвестиций не получала распространения в основном из-за недоверия со стороны инвесторов, вызванного низкой доступностью достоверной информации о деятельности предприятий и слабой защищенностью интересов внешних инвесторов.
В настоящий момент ситуация существенно изменилась – объем инвестиций, привлеченных российскими предприятиями путем размещения акций и облигаций на внутреннем и внешнем рынках и привлечения средств различных кредиторов в 2004-2008 гг. вырос многократно. В то же время остается мало востребованным такой инструмент финансирования корпоративного сектора, как выпуск акций или облигаций. Для этого есть весомые основания экономического и институционального свойства. В их числе – компания не является эффективным бизнесом и неинтересна инвесторам; предприятие является эффективным, но инвесторы не доверяют контрольному акционеру и исполнительному руководству; фирма эффективна, руководство демонстрирует открытость по отношению к инвесторам, но органы власти и управления ограничивают доступ сторонних инвесторов в отрасль или конкретно на данное предприятие.
Следует отметить еще одну важную тенденцию в развитии российской модели корпоративного управления. В последние годы все большее влияние в экономике приобретает государство в качестве собственника или менеджера. В частности, происходит постепенный переход в собственность корпораций с преобладающим участием государства активов крупных частных компаний – в итоге расширяется контроль государства над корпоративным сектором. Кроме того, активизируются на финансовых рынках корпорации с преобладающим участием государства. Этот процесс принципиально изменяет характер государственного влияния на экономику. Государство меньше использует бюджетное финансирование в качестве источника капиталовложений и больше опирается на деятельность государственных корпораций.
Литвинов А.А.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Проблемы государственного регулирования отраслей - естественных монополий
- Государственно-частное партнерство в развитии крупного города
- Основные тенденции развития высшей школы страны и регионов
- Мировой кризис и экономики сша, Китая и России
- Публично-частное партнерство как
- Инструмент повышения эффективности
- Государственного управления и
- Местного самоуправления
- Механизм реализации региональной промышленной политики
- Особенности стратегического планирования развития крупных городов
- Теоретические аспекты формирования интегрируемых структур
- Оценка топливно-энергетических ресурсов сахалинской области
- Организация внутрифирменного планирования
- О некоторых основаниях для вертикальной интеграции
- Иностранные инвестиции в контексте отраслевого и территориального развития россии
- Об особенностях развития российской модели корпоративного управления
- Направления и методы поддержки предпринимательской деятельности в сша
- Факторы регионального развития
- Муниципальная стратегия управления контрагентской конкурентоспособностью промышленного комплекса города
- Инновации в малом предпринимательстве: практика поддержки
- Совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности курской области
- ЖизненнЫй цикл организации как объективная основа антикризисного управления
- О возможностях национализации
- Факторы и направления обеспечения устойчивости развития производственных систем
- О причинах цикличности в развитии современных экономических систем
- Использование зарубежного опыта для реорганизации муниципальных образований63
- Факторы стратегического планирования развития территорий64
- Механизм анализа структурной безработицы в регионе
- ИнНовационные направления развития экономической самостоятельности местного самоуправления
- Анализ внутренней и внешней среды предприятия при стратегическом планировании его развития
- Формирование стратегии развития региональной экономики на инновационной основе67
- Кластерный подход к организации взаимодействия малых и крупных предприятий на уровне региона
- Особенности функционирования управляющей компании холдинга
- Влияние инвестиций на инновационную политику региона
- Научно-технический прогресс как фактор цикличного развития экономики инновационного типа
- Количественный анализ развития лизинга в рф
- Использование нейросетевых технологий в адаптивном управлении предприятием74
- Оценка влияния информационного,
- Производственного и трудового потенциалов
- На социально-экономическую эффективность
- Развития региона
- Формирование и выбор адаптивно-рациональных прогнозных траекторий развития районов в условиях пространственной социально-экономической поляризации
- Системная трансформация сущности
- Инновационные подходы к стратификации пространственно-поляризованной территориально-отраслевой структуры регионов и социально-экономическому районированию
- Экономический спад в россии: причины начала кризиса в промышленности и пути выхода из него
- Особенности хаотических колебаний в динамических системах
- Основные направления оптимизации денежных потоков промышленного предприятия в условиях кризиса
- Сетевые отношения экономических субъектов: перспективное направление развития российской экономики
- Особенности адаптации реинжиниринга бизнес-процессов в современных российских условиях
- Оптимизация деятельности органов местного самоуправления: стратегическое направление развития современной российской государственности
- Структурные сдвиги в промышленности: территориальный и отраслевой аспект 90
- Формирование эффективной системы налогообложения муниципальных образований
- Планирование оборотных производственных активов на примере запасов материальных ресурсов 91
- Проблемы и пути развития инновационной деятельности в курской области
- Модернизация системы стратегического программирования развития регионов
- Взаимосвязь динамики ввп и занятости в россии и странах снг
- Повышение эффективности развития и функционирования финансово-кредитных рынков как ресурсной базы стратегического развития регионов
- Анализ опыта использования логистического подхода к формированию и функционированию складской базы
- Регулирование доверительного управления строениями
- Логистика реорганизации региональных фондовых рынков
- Прямые иностранные инвестиции: плюсы и минусы
- Российский опыт муниципального предпринимательства
- Современное состояние рынка труда воронежской области
- О механизме взаимодействия федеральных и территориальных органов исполнительной власти при разработке программ и стратегий комплексного развития регионов
- Этапы развития международного регионального предпринимательства в аспекте разделения труда
- Инновационно-стратегическое развитие региона
- Государственное регулирование рекламной деятельности в регионе
- Совершенствование показателей мониторинга инновационной деятельности в регионе
- Проблемы развития механизма привлечения инвестиций в экономику региона
- Методический алгоритм совершенствования региональной организации жизнедеятельности населения
- Кадры органов местного самоуправления: современное состояние и пути совершествования
- Регион: подсистема социально-экономического комплекса страны и относительно самостоятельная экономическая система
- Эволюция экономического пространства россии
- Территориально-производственные комплексы в ссср и кластеры в современной россии: сравнительная характеристика
- Государственно-частное партнерство как институт развития территорий