logo
От Рисина Конференции / Конференция - Воронеж-Курск - часть 1

ИнНовационные направления развития экономической самостоятельности местного самоуправления

Совместные, согласованные действия органов государствен­ной власти, местного самоуправления, малого, среднего и крупного бизнеса могут нейтрализовать экономический спад. В связи с этим, переориентация местного самоуправления на принципы самофи­нансирования становится еще более актуальной. Следовательно, региональные органы государственной власти должны не патрони­ровать, а стимулировать развитие экономической самостоятельно­сти местного самоуправления, распространяя на него и бизнес-политику равноправных, партнерских отношений. Важнейшей функцией региональных органов государственной власти в связи с этим является соответствующая координация экономических от­ношений органов местного самоуправления и бизнес-структур.

Проблема содействия развитию экономической самостоя­тельности местного самоуправления, связанная с недооценкой его роли, присуща обществу переходного периода. Происходящий в нем в это время процесс изменения представлений относительно иерархии государственной власти и местного самоуправления, сфер производства и потребления не позволяет пока рассматривать муниципальные образования как «первичные территориальные элементы народного хозяйства» с единой системой «производства и социального потребления» и, несмотря на существующую зако­нодательную базу, как полноправные субъекты рыночных отноше­ний и местной самоуправляемой власти.

По нашему мнению, следует исходить из современной посыл­ки о том, что производство не является самоцелью, оно служит лишь средством развития социальной сферы, которая, в свою очередь, способствует росту производительности труда и совершенст­вованию личности. Поэтому муниципальные образования необходимо рассматривать как единый самоуправляющийся про­изводственно-социальный комплекс, преследующий своей главной целью рост личного и общественного благополучия его жителей. На территории этого комплекса расположены субъекты рыночных отношений, главной целью деятельности которых является макси­мизация прибыли. Объединение и развитие экономического и социального менеджмента при активном партнерстве властных государственных структур является, таким образом, главным объ­ектом деятельности органов местного самоуправления, цель кото­рой состоит в удовлетворении постоянно возрас­тающих потребностей населения. В связи с этим развитие эконо­мической самостоятельности органов местного самоуправления призвано обеспечить: общемуниципальные производственно-социальные пропорции, наращивание производства конкуренто­способной продукции и услуг, укрепление материальной базы со­циальной сферы.

Существующая законодательная база представляет местному самоуправлению право осуществлять самостоятельную хозяйст­венно-финансовую деятельность и запрещает её ограничивать. Это служит гарантией их экономической самостоятельности, которая может развиваться по разным направлениям - организация муниципальных предприятий, кооперативов, смешанных компаний, предпринимательских зон, кредитных учреждений, осуществление внешнеэкономической деятельности, эмиссия муниципальных облигаций, жилищных сертификатов и другим. Каждое из этих на правлений является лишь одним из звеньев в довольно сложном экономическом механизме, и только их оптимальное взаимодействие способно реализовать главную цель социально-экономического развития муниципальных образований.

Для развития экономи­ческой самостоятельности местного самоуправления, местная ад­министрация может инициировать, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 113) и Федеральным законом «Об общих принципах организации...», создание муниципальных предприятий. При их организации она должна стремиться к поиску такой модели, которая позволяла бы ей функционировать, не сни­жая качества предоставляемых услуг населению, за счет тех пред­приятий, целью деятельности которых является получение допол­нительных доходов в местный бюджет (рынки, магазины, кредит­ные организации, предприятия связи и.д.). Естественно, что задача эта - весьма сложная, так как предусматривает перераспределение ресурсов таким образом, чтобы доходы одних предприятий стали источником развития других, то есть достигалось соблюдение ба­ланса между бюджетообременительными и прибыльными объек­тами.

Создание муниципальных предприятий на праве хозяйствен­ного ведения и содержание предприятий на праве оперативного управления в условиях сложившегося дефицита первоначального капитала для муниципальных образований - задача необ­ходимая, но изначально практически трудно осуществимая. В этом случае с целью приращения муниципальных доходов необходимо избрать такую схему действий, которая учитывала бы двойствен­ную природу органов местного самоуправления - как субъектов местной власти и одновременно как субъектов рыночных отноше­ний. В качестве субъектов местной самоуправляемой власти они вправе инициировать создание кооперативов, смешанных компа­ний, предпринимательских зон, кредитных учреждений и т.д., в ка­честве субъектов рыночных отношений - участвовать наряду с ча­стными предприятиями, государственными органами власти и дру­гими структурами в их управлении и распределении прибыли.

Развитию экономической самостоятельности местного само­управления может служить предоставленная местным органам са­моуправления возможность выступать в качестве соучредителя смешанных компаний, сочетающих в себе муниципальную, акцио­нерную, кооперативную и другие формы собственности. Это по­зволяет местному обществу осуществлять приращение социально-экономического потенциала муниципального образова­ния. Таким образом, смешанные компании, несмотря на незначи­тельную долю муниципального капитала в них, способствуют раз­витию инвестиционно-привлекательного имиджа территории. По­добные компании широко распространены в Бельгии, Великобри­тании, Греции, Ирландии, Франции и многих других странах ми­ра66.

К сожалению, позитивных примеров организационной дея­тельности органов местного самоуправления по созданию эффек­тивных смешанных компаний, органически сочетающих в себе местные, территориальные, частные, корпоративные, государствен­ные и другие интересы, крайне недостаточно.

Важным направлением реализации экономической самостоя­тельности местного самоуправления является горизонтальная и вертикальная интеграция, в основе которой лежат договорные от­ношения по поводу объединения ресурсов, в одних случаях между муниципальными образованиями, в других - между муниципаль­ными образованиями, региональными органами государственной власти и представителями малого, среднего и крупного бизнеса.

Перспективной формой вертикальной интеграции может быть Всероссийский союз органов местного самоуправления с его ре­гиональными отделениями. Всероссийский союз может инициировать создание Всероссийского сельского муниципального банка с его региональными отделениями, который, аккумулируя относительно свободные денежные средства сельских муниципа­литетов, сможет получать и выдавать кредиты, «осуществлять эмиссию муниципальных обли­гаций и жилищных сертификатов», способствуя тем самым прира­щению их капитала.

С целью уменьшения риска при хранении денежных средств и их последующего приращения органам местного самоуправления имеет смысл диверсифицировать собственный капитал, то есть приобрести акции некоторых устойчивых банков и промышленных предприятий, что позволит участвовать им в управлении и полу­чать определенную долю прибыли.

Нами определены лишь некоторые направле­ния развития муниципального предпринимательства, расширяю­щие экономическую самостоятельность местного самоуправления, хотя в действительности они гораздо шире и разнообразнее. Одна­ко субъективный подход к реализации этих направлений в совер­шенно конкретных условиях может оказаться неэффективным. В связи с этим органы местного самоуправления должны руково­дствоваться в своей деятельности документом среднесрочной пер­спективы, соответствующим сроку их полномочий, - обоснован­ным бизнес-планом социально-экономического развития собствен­ной территории.

Свиридова Е.В., Бабич Т.Н.