ИнНовационные направления развития экономической самостоятельности местного самоуправления
Совместные, согласованные действия органов государственной власти, местного самоуправления, малого, среднего и крупного бизнеса могут нейтрализовать экономический спад. В связи с этим, переориентация местного самоуправления на принципы самофинансирования становится еще более актуальной. Следовательно, региональные органы государственной власти должны не патронировать, а стимулировать развитие экономической самостоятельности местного самоуправления, распространяя на него и бизнес-политику равноправных, партнерских отношений. Важнейшей функцией региональных органов государственной власти в связи с этим является соответствующая координация экономических отношений органов местного самоуправления и бизнес-структур.
Проблема содействия развитию экономической самостоятельности местного самоуправления, связанная с недооценкой его роли, присуща обществу переходного периода. Происходящий в нем в это время процесс изменения представлений относительно иерархии государственной власти и местного самоуправления, сфер производства и потребления не позволяет пока рассматривать муниципальные образования как «первичные территориальные элементы народного хозяйства» с единой системой «производства и социального потребления» и, несмотря на существующую законодательную базу, как полноправные субъекты рыночных отношений и местной самоуправляемой власти.
По нашему мнению, следует исходить из современной посылки о том, что производство не является самоцелью, оно служит лишь средством развития социальной сферы, которая, в свою очередь, способствует росту производительности труда и совершенствованию личности. Поэтому муниципальные образования необходимо рассматривать как единый самоуправляющийся производственно-социальный комплекс, преследующий своей главной целью рост личного и общественного благополучия его жителей. На территории этого комплекса расположены субъекты рыночных отношений, главной целью деятельности которых является максимизация прибыли. Объединение и развитие экономического и социального менеджмента при активном партнерстве властных государственных структур является, таким образом, главным объектом деятельности органов местного самоуправления, цель которой состоит в удовлетворении постоянно возрастающих потребностей населения. В связи с этим развитие экономической самостоятельности органов местного самоуправления призвано обеспечить: общемуниципальные производственно-социальные пропорции, наращивание производства конкурентоспособной продукции и услуг, укрепление материальной базы социальной сферы.
Существующая законодательная база представляет местному самоуправлению право осуществлять самостоятельную хозяйственно-финансовую деятельность и запрещает её ограничивать. Это служит гарантией их экономической самостоятельности, которая может развиваться по разным направлениям - организация муниципальных предприятий, кооперативов, смешанных компаний, предпринимательских зон, кредитных учреждений, осуществление внешнеэкономической деятельности, эмиссия муниципальных облигаций, жилищных сертификатов и другим. Каждое из этих на правлений является лишь одним из звеньев в довольно сложном экономическом механизме, и только их оптимальное взаимодействие способно реализовать главную цель социально-экономического развития муниципальных образований.
Для развития экономической самостоятельности местного самоуправления, местная администрация может инициировать, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 113) и Федеральным законом «Об общих принципах организации...», создание муниципальных предприятий. При их организации она должна стремиться к поиску такой модели, которая позволяла бы ей функционировать, не снижая качества предоставляемых услуг населению, за счет тех предприятий, целью деятельности которых является получение дополнительных доходов в местный бюджет (рынки, магазины, кредитные организации, предприятия связи и.д.). Естественно, что задача эта - весьма сложная, так как предусматривает перераспределение ресурсов таким образом, чтобы доходы одних предприятий стали источником развития других, то есть достигалось соблюдение баланса между бюджетообременительными и прибыльными объектами.
Создание муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения и содержание предприятий на праве оперативного управления в условиях сложившегося дефицита первоначального капитала для муниципальных образований - задача необходимая, но изначально практически трудно осуществимая. В этом случае с целью приращения муниципальных доходов необходимо избрать такую схему действий, которая учитывала бы двойственную природу органов местного самоуправления - как субъектов местной власти и одновременно как субъектов рыночных отношений. В качестве субъектов местной самоуправляемой власти они вправе инициировать создание кооперативов, смешанных компаний, предпринимательских зон, кредитных учреждений и т.д., в качестве субъектов рыночных отношений - участвовать наряду с частными предприятиями, государственными органами власти и другими структурами в их управлении и распределении прибыли.
Развитию экономической самостоятельности местного самоуправления может служить предоставленная местным органам самоуправления возможность выступать в качестве соучредителя смешанных компаний, сочетающих в себе муниципальную, акционерную, кооперативную и другие формы собственности. Это позволяет местному обществу осуществлять приращение социально-экономического потенциала муниципального образования. Таким образом, смешанные компании, несмотря на незначительную долю муниципального капитала в них, способствуют развитию инвестиционно-привлекательного имиджа территории. Подобные компании широко распространены в Бельгии, Великобритании, Греции, Ирландии, Франции и многих других странах мира66.
К сожалению, позитивных примеров организационной деятельности органов местного самоуправления по созданию эффективных смешанных компаний, органически сочетающих в себе местные, территориальные, частные, корпоративные, государственные и другие интересы, крайне недостаточно.
Важным направлением реализации экономической самостоятельности местного самоуправления является горизонтальная и вертикальная интеграция, в основе которой лежат договорные отношения по поводу объединения ресурсов, в одних случаях между муниципальными образованиями, в других - между муниципальными образованиями, региональными органами государственной власти и представителями малого, среднего и крупного бизнеса.
Перспективной формой вертикальной интеграции может быть Всероссийский союз органов местного самоуправления с его региональными отделениями. Всероссийский союз может инициировать создание Всероссийского сельского муниципального банка с его региональными отделениями, который, аккумулируя относительно свободные денежные средства сельских муниципалитетов, сможет получать и выдавать кредиты, «осуществлять эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов», способствуя тем самым приращению их капитала.
С целью уменьшения риска при хранении денежных средств и их последующего приращения органам местного самоуправления имеет смысл диверсифицировать собственный капитал, то есть приобрести акции некоторых устойчивых банков и промышленных предприятий, что позволит участвовать им в управлении и получать определенную долю прибыли.
Нами определены лишь некоторые направления развития муниципального предпринимательства, расширяющие экономическую самостоятельность местного самоуправления, хотя в действительности они гораздо шире и разнообразнее. Однако субъективный подход к реализации этих направлений в совершенно конкретных условиях может оказаться неэффективным. В связи с этим органы местного самоуправления должны руководствоваться в своей деятельности документом среднесрочной перспективы, соответствующим сроку их полномочий, - обоснованным бизнес-планом социально-экономического развития собственной территории.
Свиридова Е.В., Бабич Т.Н.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Проблемы государственного регулирования отраслей - естественных монополий
- Государственно-частное партнерство в развитии крупного города
- Основные тенденции развития высшей школы страны и регионов
- Мировой кризис и экономики сша, Китая и России
- Публично-частное партнерство как
- Инструмент повышения эффективности
- Государственного управления и
- Местного самоуправления
- Механизм реализации региональной промышленной политики
- Особенности стратегического планирования развития крупных городов
- Теоретические аспекты формирования интегрируемых структур
- Оценка топливно-энергетических ресурсов сахалинской области
- Организация внутрифирменного планирования
- О некоторых основаниях для вертикальной интеграции
- Иностранные инвестиции в контексте отраслевого и территориального развития россии
- Об особенностях развития российской модели корпоративного управления
- Направления и методы поддержки предпринимательской деятельности в сша
- Факторы регионального развития
- Муниципальная стратегия управления контрагентской конкурентоспособностью промышленного комплекса города
- Инновации в малом предпринимательстве: практика поддержки
- Совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности курской области
- ЖизненнЫй цикл организации как объективная основа антикризисного управления
- О возможностях национализации
- Факторы и направления обеспечения устойчивости развития производственных систем
- О причинах цикличности в развитии современных экономических систем
- Использование зарубежного опыта для реорганизации муниципальных образований63
- Факторы стратегического планирования развития территорий64
- Механизм анализа структурной безработицы в регионе
- ИнНовационные направления развития экономической самостоятельности местного самоуправления
- Анализ внутренней и внешней среды предприятия при стратегическом планировании его развития
- Формирование стратегии развития региональной экономики на инновационной основе67
- Кластерный подход к организации взаимодействия малых и крупных предприятий на уровне региона
- Особенности функционирования управляющей компании холдинга
- Влияние инвестиций на инновационную политику региона
- Научно-технический прогресс как фактор цикличного развития экономики инновационного типа
- Количественный анализ развития лизинга в рф
- Использование нейросетевых технологий в адаптивном управлении предприятием74
- Оценка влияния информационного,
- Производственного и трудового потенциалов
- На социально-экономическую эффективность
- Развития региона
- Формирование и выбор адаптивно-рациональных прогнозных траекторий развития районов в условиях пространственной социально-экономической поляризации
- Системная трансформация сущности
- Инновационные подходы к стратификации пространственно-поляризованной территориально-отраслевой структуры регионов и социально-экономическому районированию
- Экономический спад в россии: причины начала кризиса в промышленности и пути выхода из него
- Особенности хаотических колебаний в динамических системах
- Основные направления оптимизации денежных потоков промышленного предприятия в условиях кризиса
- Сетевые отношения экономических субъектов: перспективное направление развития российской экономики
- Особенности адаптации реинжиниринга бизнес-процессов в современных российских условиях
- Оптимизация деятельности органов местного самоуправления: стратегическое направление развития современной российской государственности
- Структурные сдвиги в промышленности: территориальный и отраслевой аспект 90
- Формирование эффективной системы налогообложения муниципальных образований
- Планирование оборотных производственных активов на примере запасов материальных ресурсов 91
- Проблемы и пути развития инновационной деятельности в курской области
- Модернизация системы стратегического программирования развития регионов
- Взаимосвязь динамики ввп и занятости в россии и странах снг
- Повышение эффективности развития и функционирования финансово-кредитных рынков как ресурсной базы стратегического развития регионов
- Анализ опыта использования логистического подхода к формированию и функционированию складской базы
- Регулирование доверительного управления строениями
- Логистика реорганизации региональных фондовых рынков
- Прямые иностранные инвестиции: плюсы и минусы
- Российский опыт муниципального предпринимательства
- Современное состояние рынка труда воронежской области
- О механизме взаимодействия федеральных и территориальных органов исполнительной власти при разработке программ и стратегий комплексного развития регионов
- Этапы развития международного регионального предпринимательства в аспекте разделения труда
- Инновационно-стратегическое развитие региона
- Государственное регулирование рекламной деятельности в регионе
- Совершенствование показателей мониторинга инновационной деятельности в регионе
- Проблемы развития механизма привлечения инвестиций в экономику региона
- Методический алгоритм совершенствования региональной организации жизнедеятельности населения
- Кадры органов местного самоуправления: современное состояние и пути совершествования
- Регион: подсистема социально-экономического комплекса страны и относительно самостоятельная экономическая система
- Эволюция экономического пространства россии
- Территориально-производственные комплексы в ссср и кластеры в современной россии: сравнительная характеристика
- Государственно-частное партнерство как институт развития территорий