О возможностях национализации
Государство может выступать на рынке как покупатель активов, осуществляя возмездную национализацию. В таком случае непосредственно предпринимательский доход не образуется, но создаются предпосылки для его получения в будущем.
Не следует рассматривать произошедшую в стране приватизацию как некоторое окончательное решение проблемы собственности. Обратный процесс не только возможен, но в ряде случаев и желателен. В первую очередь он должен происходить на тех предприятиях, которые не могут эффективно функционировать в качестве частных. Причем, следует исходить из принципа взаиморасчетов между контрагентами. Не расплатившееся с государством предприятие теряет право собственности, и имущество переходит к кредитору – государству. Поэтому необходимо закладывать институциональные основы национализации, внедрять в сознание собственников убеждение, что частная собственность дает не только права, но и обязанности перед государством и обществом в целом.
Опыт стран с развитыми рыночными отношениями показывает, что приватизация и национализация периодически сменяют друг друга. Неоднократно проводилась национализация во Франции, Великобритании, Италии. Причем, она затрагивала многие отрасли: банковскую сферу, угольную промышленность, газовую, электротехническую, автомобильную, авиационную, железнодорожный и авиационный транспорт.
Национализация может происходить в разнообразных формах. Проблема заключается в том, чтобы определить и согласовать цели, основания, принципы, механизм приватизации. Прежде всего, речь идет о том, что национализация по целям должна соответствовать решению тех задач, которые традиционно или в силу вновь открывшихся обстоятельств решаются эффективнее государственным сектором.
Полагаем, что национализация целесообразна, прежде всего, для поддержания необходимых объемов производства в отраслях, имеющих принципиальное значение для обеспечения целостности государства, безопасности страны, если частный сектор не способен на это в силу высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости вложений. В этом случае, государство, принимая на себя финансовое и организационное обеспечение работы данных отраслей, решает народнохозяйственные, макроэкономические задачи, сознательно идя на дополнительные издержки в государственном секторе.
Учитывая, что основные фонды в России за период реформ оказались морально и физически изношенными, национализацию целесообразно осуществлять также в отраслях, нуждающихся в модернизации и обеспечивающих ее. Особенно важно учитывать это обстоятельство в связи с ограниченным инвестиционным потенциалом частного капитала.
Учитывая российский менталитет, целесообразно проводить национализацию в отраслях, специализирующихся на изготовлении вредных для здоровья продуктов – спиртных напитков, табачных изделий, а также наиболее употребляемых медикаментов. Данная мера позволит сдержать стремление частного сектора к сверхприбыли за счет здоровья населения. При реализации этой меры государство не понесет убытков и даже получит дополнительные доходы, т.к. производство вышеуказанных продуктов всегда доходно.
Учитывая экспансию зарубежных товаропроизводителей на российские рынки потребительских товаров, поставившую под угрозу национальную безопасность и суверенитет страны в силу подавления отечественного производства продовольственных товаров, следует считать целесообразным проведение национализации в некоторых отраслях агропромышленного комплекса, особенно нуждающихся в технической модернизации.
В процессе национализации могут применяться различные инструменты: конвертация задолженности перед бюджетом или естественными монополиями в акции предприятия; реструктуризация бюджетной задолженности с использованием долговых схем; приобретение акций предприятия на фондовом рынке; переоценка и учет государственной собственности, внесенной в уставный капитал предприятий; прямой обмен акций на государственные инвестиции.
Шугаева О.В., Кобелева Н.Ю.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Проблемы государственного регулирования отраслей - естественных монополий
- Государственно-частное партнерство в развитии крупного города
- Основные тенденции развития высшей школы страны и регионов
- Мировой кризис и экономики сша, Китая и России
- Публично-частное партнерство как
- Инструмент повышения эффективности
- Государственного управления и
- Местного самоуправления
- Механизм реализации региональной промышленной политики
- Особенности стратегического планирования развития крупных городов
- Теоретические аспекты формирования интегрируемых структур
- Оценка топливно-энергетических ресурсов сахалинской области
- Организация внутрифирменного планирования
- О некоторых основаниях для вертикальной интеграции
- Иностранные инвестиции в контексте отраслевого и территориального развития россии
- Об особенностях развития российской модели корпоративного управления
- Направления и методы поддержки предпринимательской деятельности в сша
- Факторы регионального развития
- Муниципальная стратегия управления контрагентской конкурентоспособностью промышленного комплекса города
- Инновации в малом предпринимательстве: практика поддержки
- Совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности курской области
- ЖизненнЫй цикл организации как объективная основа антикризисного управления
- О возможностях национализации
- Факторы и направления обеспечения устойчивости развития производственных систем
- О причинах цикличности в развитии современных экономических систем
- Использование зарубежного опыта для реорганизации муниципальных образований63
- Факторы стратегического планирования развития территорий64
- Механизм анализа структурной безработицы в регионе
- ИнНовационные направления развития экономической самостоятельности местного самоуправления
- Анализ внутренней и внешней среды предприятия при стратегическом планировании его развития
- Формирование стратегии развития региональной экономики на инновационной основе67
- Кластерный подход к организации взаимодействия малых и крупных предприятий на уровне региона
- Особенности функционирования управляющей компании холдинга
- Влияние инвестиций на инновационную политику региона
- Научно-технический прогресс как фактор цикличного развития экономики инновационного типа
- Количественный анализ развития лизинга в рф
- Использование нейросетевых технологий в адаптивном управлении предприятием74
- Оценка влияния информационного,
- Производственного и трудового потенциалов
- На социально-экономическую эффективность
- Развития региона
- Формирование и выбор адаптивно-рациональных прогнозных траекторий развития районов в условиях пространственной социально-экономической поляризации
- Системная трансформация сущности
- Инновационные подходы к стратификации пространственно-поляризованной территориально-отраслевой структуры регионов и социально-экономическому районированию
- Экономический спад в россии: причины начала кризиса в промышленности и пути выхода из него
- Особенности хаотических колебаний в динамических системах
- Основные направления оптимизации денежных потоков промышленного предприятия в условиях кризиса
- Сетевые отношения экономических субъектов: перспективное направление развития российской экономики
- Особенности адаптации реинжиниринга бизнес-процессов в современных российских условиях
- Оптимизация деятельности органов местного самоуправления: стратегическое направление развития современной российской государственности
- Структурные сдвиги в промышленности: территориальный и отраслевой аспект 90
- Формирование эффективной системы налогообложения муниципальных образований
- Планирование оборотных производственных активов на примере запасов материальных ресурсов 91
- Проблемы и пути развития инновационной деятельности в курской области
- Модернизация системы стратегического программирования развития регионов
- Взаимосвязь динамики ввп и занятости в россии и странах снг
- Повышение эффективности развития и функционирования финансово-кредитных рынков как ресурсной базы стратегического развития регионов
- Анализ опыта использования логистического подхода к формированию и функционированию складской базы
- Регулирование доверительного управления строениями
- Логистика реорганизации региональных фондовых рынков
- Прямые иностранные инвестиции: плюсы и минусы
- Российский опыт муниципального предпринимательства
- Современное состояние рынка труда воронежской области
- О механизме взаимодействия федеральных и территориальных органов исполнительной власти при разработке программ и стратегий комплексного развития регионов
- Этапы развития международного регионального предпринимательства в аспекте разделения труда
- Инновационно-стратегическое развитие региона
- Государственное регулирование рекламной деятельности в регионе
- Совершенствование показателей мониторинга инновационной деятельности в регионе
- Проблемы развития механизма привлечения инвестиций в экономику региона
- Методический алгоритм совершенствования региональной организации жизнедеятельности населения
- Кадры органов местного самоуправления: современное состояние и пути совершествования
- Регион: подсистема социально-экономического комплекса страны и относительно самостоятельная экономическая система
- Эволюция экономического пространства россии
- Территориально-производственные комплексы в ссср и кластеры в современной россии: сравнительная характеристика
- Государственно-частное партнерство как институт развития территорий