logo
От Рисина Конференции / Конференция - Воронеж-Курск - часть 1

О возможностях национализации

Государство может выступать на рынке как покупатель активов, осуществляя возмездную национализацию. В таком случае непосредственно предпринимательский доход не образуется, но создаются предпосылки для его получения в будущем.

Не следует рассматривать произошедшую в стране приватизацию как некоторое окончательное решение проблемы собственности. Обратный процесс не только возможен, но в ряде случаев и желателен. В первую очередь он должен происходить на тех предприятиях, которые не могут эффективно функционировать в качестве частных. Причем, следует исходить из принципа взаиморасчетов между контрагентами. Не расплатившееся с государством предприятие теряет право собственности, и имущество переходит к кредитору – государству. Поэтому необходимо закладывать институциональные основы национализации, внедрять в сознание собственников убеждение, что частная собственность дает не только права, но и обязанности перед государством и обществом в целом.

Опыт стран с развитыми рыночными отношениями показывает, что приватизация и национализация периодически сменяют друг друга. Неоднократно проводилась национализация во Франции, Великобритании, Италии. Причем, она затрагивала многие отрасли: банковскую сферу, угольную промышленность, газовую, электротехническую, автомобильную, авиационную, железнодорожный и авиационный транспорт.

Национализация может происходить в разнообразных формах. Проблема заключается в том, чтобы определить и согласовать цели, основания, принципы, механизм приватизации. Прежде всего, речь идет о том, что национализация по целям должна соответствовать решению тех задач, которые традиционно или в силу вновь открывшихся обстоятельств решаются эффективнее государственным сектором.

Полагаем, что национализация целесообразна, прежде всего, для поддержания необходимых объемов производства в отраслях, имеющих принципиальное значение для обеспечения целостности государства, безопасности страны, если частный сектор не способен на это в силу высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости вложений. В этом случае, государство, принимая на себя финансовое и организационное обеспечение работы данных отраслей, решает народнохозяйственные, макроэкономические задачи, сознательно идя на дополнительные издержки в государственном секторе.

Учитывая, что основные фонды в России за период реформ оказались морально и физически изношенными, национализацию целесообразно осуществлять также в отраслях, нуждающихся в модернизации и обеспечивающих ее. Особенно важно учитывать это обстоятельство в связи с ограниченным инвестиционным потенциалом частного капитала.

Учитывая российский менталитет, целесообразно проводить национализацию в отраслях, специализирующихся на изготовлении вредных для здоровья продуктов – спиртных напитков, табачных изделий, а также наиболее употребляемых медикаментов. Данная мера позволит сдержать стремление частного сектора к сверхприбыли за счет здоровья населения. При реализации этой меры государство не понесет убытков и даже получит дополнительные доходы, т.к. производство вышеуказанных продуктов всегда доходно.

Учитывая экспансию зарубежных товаропроизводителей на российские рынки потребительских товаров, поставившую под угрозу национальную безопасность и суверенитет страны в силу подавления отечественного производства продовольственных товаров, следует считать целесообразным проведение национализации в некоторых отраслях агропромышленного комплекса, особенно нуждающихся в технической модернизации.

В процессе национализации могут применяться различные инструменты: конвертация задолженности перед бюджетом или естественными монополиями в акции предприятия; реструктуризация бюджетной задолженности с использованием долговых схем; приобретение акций предприятия на фондовом рынке; переоценка и учет государственной собственности, внесенной в уставный капитал предприятий; прямой обмен акций на государственные инвестиции.

Шугаева О.В., Кобелева Н.Ю.