logo
От Рисина Конференции / Конференция - Воронеж-Курск - часть 1

Иностранные инвестиции в контексте отраслевого и территориального развития россии

Россия относится к странам с выраженным преобладанием добывающих отраслей промышленности, основанным на изобилии природных ресурсов. Это обстоятельство вызывает серьезные опасения относительно перспектив развития обрабатывающих отраслей. Часто предполагается, что такая ресурсная избыточность может привести к чрезмерному развитию с одной стороны, добывающих производств, в которые направляется основная масса перспективных инвестиций, с другой – третичного сектора.

В этой связи обратим внимание на динамику иностранных инвестиций в Россию и их структуру в видовом, отраслевом и территориальном аспектах.

Таблица 1. – Поступление иностранных инвестиций в Россию (млн. долл. США) 46

Показатели

Годы

1995

2000

2005

2006

Иностранные инвестиции

2983

10958

53651

55109

Прямые инвестиции, в.т.ч.:

2020

4429

13072

13678

взносы в капитал

1455

1060

10360

8769

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

341

2738

2165

3987

прочие прямые инвестиции

224

631

547

922

Портфельные инвестиции, в т.ч.:

39

145

453

3182

акции и паи

11

72

328

2888

долговые ценные бумаги

28

73

125

294

Прочие инвестиции, в т.ч.:

924

6384

40126

38249

торговые кредиты

187

1544

6025

9258

прочие кредиты

493

4735

33745

28458

Прочее

244

105

356

533

Анализ данных, представленных в таблице 1, позволяет сделать следующие выводы.

На протяжении всего анализируемого периода наблюдался интенсивный рост иностранных инвестиций – с 1995 г. по 2006 г. в 18,5 раза. Увеличение объема иностранных инвестиций в анализируемом периоде сопровождалось ухудшением их структуры: в 1995 г. 67,7 % иностранных инвестиций составляли прямые, в 2000 г. их доля снизилась до 40,4 %, в 2006 г. – до 24,8 %. В составе прямых инвестиций наиболее динамичная часть – кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций. Они выросли за весь анализируемый период в 11,7 раза. Кардинально сократилась доля взносов в капитал в составе ПИИ – с 48,8 % в 1995 г. до 15,9 %.

Портфельные инвестиции в целом в целом весьма невелика, в 2006 г. Они, хотя и росли высокими темпами, составляли всего 5,8 % общего объема иностранных инвестиций. Наибольшую часть иностранных инвестиций составляют прочие, т.е. различного рода кредиты: в 1995 г. они составляли 31,0 %, в 2000 г. – 58,3 %, в 2006 г. – 69,4 %.

Таблица 2 – Поступление иностранных инвестиций в Россию по видам экономической деятельности (млн. долл. США) 47

Показатели

Годы

2003

2004

2005

2006

Иностранные инвестиции

29699

40509

53651

55109

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

154

121

156

325

Рыболовство, рыбоводство

38

43

22

23

Добыча полезных ископаемых

5737

9934

6003

9152

Обрабатывающие производства

6522

10236

17987

15148

Строительство

101

234

228

713

Оптовая и розничная торговля, ремонт

10527

13037

20461

13089

Гостиницы и рестораны

23

29

52

32

Транспорт и связь

1114

2033

3840

5297

Финансовая деятельность

781

1001

1813

4698

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

4583

2572

2602

5998

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение

4

1059

-

1

Образование

0,1

0,3

0,1

1

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

7

10

15

52

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

73

107

144

273

Анализ данных, представленных в таблице 2, позволяет сделать следующие выводы. Наибольшие объемы инвестиций приходятся именно на обрабатывающие производства. В 2006 г. их доля составила 27,5 %, в то время как в 2003 г. – 22,0 %. Рост инвестиций в обрабатывающие производства за анализируемый период (2,3 раза) выше, чем в целом по стране.

Второй по объемам иностранных инвестиций вид деятельности – оптовая и розничная торговля, в 2005 г. – 13089 млн. долл., т.е. 23,8 %, темпы роста инвестиций несколько ниже, чем в обрабатывающие производства – в 2006 г. – 124,3 % к уровню 2003 г.

Инвестиции в добычу полезных ископаемых только на третьем месте с долей в 2006 г. 16,6 %. Динамика инвестиций в данный вид деятельности также относительно невысока – в 2006 г. – 159,5 % к уровню 2003 г.

Иначе говоря, версия о преобладании инвестиций в добывающий сектор на примере России не подтверждается.

Проанализируем поступление иностранных инвестиций в регионы страны, имеющие различную отраслевую специализацию.

Таблица 3 – Поступление иностранных инвестиций по регионам РФ (млн. долл. США)48

Регионы

Годы

1995

2000

2006

2006/1995

(%)

Российская Федерация

2983

10958

55109

1847,4

ЦФО

1732

4671

30100

1737,9

СЗФО

301

1714

7702

2558,8

ЮФО

72

1246

1259

1748,6

ПФО

359

673

3129

871,6

УФО

138

944

4290

3108,7

СФО

183

1133

1909

1043,2

ДФО

198

577

6720

3393,9

Анализ данных, представленных в таблице 3, позволяет сделать следующие выводы. Безусловным лидером по объему иностранных инвестиций на протяжении всего анализируемого периода является ЦФО – регион, в котором сосредоточены преимущественно обрабатывающие производства: в 1995 г. – 58,1 % всего объема инвестиций в страну, в 2000 г. – 42,6 %, в 2006 г. – 54,6 %. Необходимо также отметить, что одним из лидеров по темпам роста является СЗФО, где объемы иностранных инвестиций выросли за 11 лет в 25,6 раза.

В то же время в анализируемом периоде наиболее высокими темпами росли инвестиции в ДФО (в 33,9 раза) и УФО (в 31,1 раза). Учитывая отраслевое распределение иностранных инвестиций. Можно сказать, что они в значительной степени ориентированы на добывающие территории, но в них – на обрабатывающую промышленность.

Таблица 4 – Поступление иностранных инвестиций в субъекты РФ, лидирующие по данному показателю (млн. долл. США)49

Субъекты РФ

Годы

1995

2000

2006

2006/1995 (%)

Российская Федерация

2983

10958

55109

1847,4

Москва

1398

4037

23986

1715,7

Сахалинская обл.

52

251

5382

10350,0

Московская обл.

206

291

4661

2262,6

Санкт-Петербург

157

1160

5255

3347,1

Самарская обл.

77

236

1792

2327,3

Челябинская обл.

27

596

1463

5418,5

Тюменская обл.

103

184

1423

1381,6

Свердловская обл.

8

163

1390

17375,0

Республика Саха

12

160

932

7766,7

Архангельская обл.

3

39

654

21800,0

Итого по регионам-лидерам

2043

7517

46938

2297,5

Таблица 5 – Поступление иностранных инвестиций в субъекты РФ, отстающие по данному показателю (млн. долл. США)50

Субъекты РФ

Годы

1995

2000

2006

2006/1995 (%)

Российская Федерация

2983

10958

55109

1847,4

Респ. Дагестан

-

-

-

-

Кабардино-Балкарская респ.

2

0,2

-

0,0

Респ. Калмыкия

2

-

-

0,0

Карачаево-Черкесская респ.

-

0,1

-

-

Респ. Северная Осетия

-

-

-

-

Респ. Алтай

-

0,1

-

-

Респ. Тыва

-

0,4

-

-

Долгано-Ненецкий АО

-

-

Ордынский Бурятский АО

-

-

-

-

Еврейская АО

-

-

1

-

Итого по регионам-аутсайдерам

4

0,8

1,0

25

Анализ данных, представленных в таблицах 4, 5, позволяет сделать следующие выводы. В составе субъектов РФ в анализируемом периоде отчетливо выделилась группа лидеров с высокими объемами и темпами роста иностранных инвестиций. В 1995 г. 10 таких субъектов сосредоточивали 68,5 % всего объема иностранных инвестиций, в 2000 г. – 68,6 %, в 2006 г. – 85,2 %. За 11 лет объем иностранных инвестиций в данных регионах увеличился в 23,0 раза (по РФ – в 18,5 раза).

С другой стороны, явно выражена тенденция выбывания из процесса привлечения иностранных инвестиций большой группы субъектов РФ. Десять регионов-аутсайдеров, привлекли в 1995 г. всего 4 млн долл. иностранных инвестиций (0,1 % общего объема), в 2000 г. – 0,007 %), в 2006 г. – 0,002 %). Как видим, доля их в общем объеме инвестиций исчезающе мала.

Десять регионов-лидеров сосредоточивали в 1995 в 510 раз больший объем, чем аналогичное количество регионов-аутсайдеров, в 2000 г. – в 9396 раз, в 2006 – в 2006 г. – в 46938 раз.

В составе лидирующей группы только Тюменская область имеет явно выраженную специализацию на добыче нефти и газа, причем, ни по объемам, ни по темпам роста иностранных инвестиций она не выделяется среди других регионов-лидеров.

Следует отметить не только относительное, но и абсолютное сокращение иностранных инвестиций в регионы-аутсайдеры. Процесс их поступления фактически прекратился.

Можно утверждать, что уровень дифференциации регионов по данному показателю качественно изменился, контакт регионов-аутсайдеров и зарубежного капитала фактически прекратился. Отметим в этой связи, что, несмотря на высокий уровень дифференциации российских регионов в различных сферах экономической деятельности, таких различий не наблюдается, международные контакты отечественного предпринимательского сектора показывают гораздо более выраженные результаты, чем внутренние процессы.

Приведенные данные достаточно отчетливо демонстрируют точечность инвестиций и внешних контактов целом, но не обязательно их сосредоточение в ресурсодобывающих регионах. Внешние эффекты, как положительные, так и отрицательные, достаточно слабые. Наблюдаемое явление не отражает причинно-следственных или даже факторных связей прямого действия. Векторы экстерналий, возникающих в результате использования природных ресурсов, конкретны и зависят от способности того или иного экономического субъекта к их использованию, т.е. от типа поведения. Низкая проводимость экстерналий является, на наш взгляд, следствием преобладания потребляющего типа поведения экономических субъектов. Полагаем, что для формирования этого типа поведения имеет значение распределение ресурсов по секторам. В то же время, если они (в частности, сырье, дешевый неквалифицированный труд) сосредоточены в первичном секторе, то опасности развития «голландской болезни» нет. Данные факторы могут быть привлекательными для капитала и активно эксплуатироваться им, но при этом усиливать расслоение системы по экономическим, социальным и институциональным признакам.

В связи с этим можно предположить, что сильно дифференцированная в отраслевом и территориальном плане экономика России будет все в большей степени расслаиваться по технико-технологическим, организационно-экономическим и институциональным условиям развития. Это является, на наш взгляд, прямой угрозой сохранению целостности страны. Сказанное не означает, что необходимо сокращение внешних связей. Напротив, государству необходимо активизировать усилия по созданию зон привлечения инвестиций в различные отраслевые и территориальные сегменты хозяйства.

Никитина Л.М.