Муниципальная стратегия управления контрагентской конкурентоспособностью промышленного комплекса города
Промышленный комплекс города представляет собой группировку предприятий промышленности, которые имеют некоторые существенные связывающие их взаимоотношения, которые к тому же являются непременными.
В числе связей, позволяющих признать предприятия промышленности - дислоканты города России промышленным комплексом, мезогруппировкой, в первую очередь выделяются следующие:
- предприятия промышленного комплекса – дислоканты города в общем случае являются и донорами, и реципиентами одного и того же бюджета муниципального образования, как прямыми, так и косвенными. Соответственно они осуществляют распределение ограниченного ресурса, включая расходную часть бюджета муниципального образования. Даже если такого договорного процесса не имеется, то на этих предприятиях в значительной мере занято местное население, социально финансируемое через местный бюджет (случаи 100%-ой межмуниципальной трудовой миграции, включая вахтовые способы осуществления трудовой деятельности на предприятиях промышленности, а также безлюдного производства являются редчайшими исключениями). Кроме того, предприятия промышленного комплекса города осуществляют взаимное перекрестное финансирование: налоги одних долей поступают в доходную часть местного бюджета, а затем частично через его расходную часть диффундируют в другие предприятия;
- предприятия промышленного комплекса города достаточно часто потребляют физически ограниченные местные ресурсы: ресурсы рабочей силы, природные ресурсы типа воды и полезных ископаемых, местную транспортную инфраструктуру, энергоресурсы, местные банковские ресурсы и т.д. В этих случаях возникают распределительная состязательность и нередко – распределительные конфликты предприятий;
- органы управления муниципального образования могут действовать, во-первых, неизбирательно в отношении предприятий этого комплекса, т.е. влиять на группу предприятий одновременно, и, во-вторых, влияние муниципальных органов управления может носить косвенный характер – например, через участие в предприятиях, размещение муниципального заказа, введение частного права в рамках предоставления коммунально-бытовых услуг. Следует отметить, что в некоторых случаях адресное стимулирование и поддержка даже признаются противоправными (например, при формировании местной части налоговой системы). Так, например, принятие решение о выводе вредного производства может существенно изменить ситуацию с предприятиями, которые являются производственными смежниками выводимого. Некосвенное воздействие органов муниципального управления порой нередко порождает болезненную реакцию конкурентов промышленного комплекса города;
- состояние работников этих предприятий (персонал, занятый на производствах, физически размещенных на территории муниципального образования) зависит от состояния и предприятий промышленного комплекса, и действий органов управления муниципального образования. Между тем состояние этих людей для дирекций предприятий промышленного комплекса города очень существенно и поэтому кадровая политика одного предприятия существенно сказывается на кадровой политике других. То же можно сказать и о межфирменном мигрировании технологий, приемов организации производства и т.д.;
- дирекции предприятий имеют локальные местные площадки общения, в том числе не связанные с производством – политические, развлекательные и т.д.;
- участники предприятий и сами предприятия промышленного комплекса нередко занимаются синдицированной институциональной деятельностью, осуществляя как учредители или участники учреждение, реорганизацию и ликвидацию своего рода “совместных” предприятий.
Поэтому правомерно признать, что предприятия промышленного комплекса города России образуют некую субъектно устойчивую группировку взаимосвязанных между собой юридических лиц.
Промышленный комплекс города России может быть квазигруппировкой, институционально неоформленной, а может представлять собой и некую корпоративную структуру, олицетворяемую некоторым предприятием – в частности, ныне нередко практикуются местные и региональные ассоциативные объединения предприятий, в том числе по характеру производимой или потребляемой товарной продукции.
Предприятия промышленного комплекса города России достаточно тесно взаимосвязаны с органом управления города России – муниципального образования. Эта взаимосвязь обусловлена:
- наличием бюджетного процесса (сбор местных налогов, трансфертное пополнение доходной части местного бюджета фактически за счет налоговых отчислений предприятий в бюджет субъекта федерации и федеральный бюджет, расходование бюджета в пользу рассматриваемых предприятий). Кроме того, орган муниципального образования нередко выступает в роли учредителя и/или участника предприятия городского промышленного комплекса, а соответственно у него образуются в связи с этим институциональные доходы и расходы;
- существованием непременных договорных отношений, в первую очередь связанных со сферой ЖКХ;
- реализацией функций регулятора или лица, осуществляющего разрешительную функцию. Несомненно, что, например, формирование местного земельного кадастра очень сильно влияет на состояние предприятий, дислоцированных на территории этого муниципального образования;
- развитием органом муниципального образования по роду своей деятельности местной инфраструктуры, включая транспортные коммуникации и жилье.
Таким образом, во-первых, предприятиями промышленного комплекса города следует управлять как псевдокорпорацией, во-вторых, управление этими предприятиями и самим муниципальным образованием разграничить физически невозможно без реализации риска возникновения катастрофических ошибок управления. Поэтому вследствие наличия, по крайней мере, двух категорий субъектов управления (дирекций предприятий промышленного комплекса города России и органа управления муниципального образования) следует осуществлять совместное (например, скоординированное) управление, включая муниципальное управление городским промышленным комплексом.
Рассмотрим теперь, что выводит на обязательность стратегизации муниципального управления конкурентоспособностью промышленного комплекса города России.
Во-первых, управление промышленным комплексом города является критически важным, т.к. существеннейшим образом влияет на состояние и предприятий этого комплекса, и на само муниципальное образование, а также на группу других лиц, интересы которых игнорирования не допускают.
Во-вторых, промышленный комплекс города и муниципальное образование представляют собой сложный объект управления, оцениваемый, по крайней мере, двумя наборами показателей состояния (показателями состояния хотя бы одного предприятия промышленности – дислоканта и самого муниципального образования), в отношении которого каждый из них может реализовывать управленческие воздействия в пределах сферы своей управленческой компетенции, причем реакция на эти воздействия будет являться динамической, и, скорее всего, недетерминированной.
В-третьих, выделенный объект управления является весьма инерционным. Очевидно, что многие договоры поставки продукции предприятий промышленности, инвестиционные и инновационные обеспечительные процессы хронологически протяженны. Поэтому соответствующее управление является достаточно пролонгированным и при мало-мальски сложной промышленной товарной продукции последствия, связанные с достижением или недостижением контрагентской конкурентоспособности, прослеживаются на протяжении нескольких лет. В-четвертых, поставочно-продуктовые, инвестиционные и инновационные проекты нередко создают резкие, даже ударные финансовые нагрузки, которые могут оказаться перегрузками, если их появление своевременно не предусмотреть.
На данный момент принято выделять тактическое и стратегическое управление, причем стратегическое управление нередко трактуется в научном плане некорректно, в привязке к продолжительности периода его осуществления. Будем соотносить стратегическое управление главным образом с управленческой активностью, порождающей принципиальные или хотя бы существенные трансформации состояния объекта управления.
Отмеченные выше обстоятельства объективно порождают потребность в стратегическом управлении конкурентоспособностью промышленного комплекса города России со стороны этого города – российского муниципального образования.
Такое управление целесообразно осуществлять, так как орган муниципального образования имеет:
- физическую возможность получать данные о состоянии его самого и предприятий его промышленного комплекса;
- стимулы для такого рода наблюдений, т.к. в противном случае им могут быть допущены управленческие ошибки;
- заинтересованность в целенаправленном изменении собственного состояния и состояния городского промышленного комплекса;
- возможность предпринимать вербальные действия в виде реализации мер и мероприятий в отношении предприятий промышленного комплекса города России.
Соответственно имеются объективные предпосылки для организации и осуществления указанного выше управления. Наряду с ними имеются и субъективные предпосылки для этого управления:
- во-первых, от муниципальных служащих нередко востребуются документы со стратегиями, связанные с их управленческой деятельностью, в том числе при обосновании межуровневых налоговых трансфертов;
- во-вторых, муниципальные служащие, особенно высший управленческий персонал, ощущают больший психологический комфорт от наличия задающего документа. В этом смысле они подсознательно самоутверждаются, начиная считать себя субъектами - носителями стратегии. Кроме того, формируя и согласовывая ее, они могут бюрократически возвыситься, идя навстречу или игнорируя пожелания дирекций предприятий городского промышленного комплекса.
Изложенные соображения дают веские основания для вывода о том, что осуществление профильного стратегического управления является целесообразным.
Макеева О.Б.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Проблемы государственного регулирования отраслей - естественных монополий
- Государственно-частное партнерство в развитии крупного города
- Основные тенденции развития высшей школы страны и регионов
- Мировой кризис и экономики сша, Китая и России
- Публично-частное партнерство как
- Инструмент повышения эффективности
- Государственного управления и
- Местного самоуправления
- Механизм реализации региональной промышленной политики
- Особенности стратегического планирования развития крупных городов
- Теоретические аспекты формирования интегрируемых структур
- Оценка топливно-энергетических ресурсов сахалинской области
- Организация внутрифирменного планирования
- О некоторых основаниях для вертикальной интеграции
- Иностранные инвестиции в контексте отраслевого и территориального развития россии
- Об особенностях развития российской модели корпоративного управления
- Направления и методы поддержки предпринимательской деятельности в сша
- Факторы регионального развития
- Муниципальная стратегия управления контрагентской конкурентоспособностью промышленного комплекса города
- Инновации в малом предпринимательстве: практика поддержки
- Совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности курской области
- ЖизненнЫй цикл организации как объективная основа антикризисного управления
- О возможностях национализации
- Факторы и направления обеспечения устойчивости развития производственных систем
- О причинах цикличности в развитии современных экономических систем
- Использование зарубежного опыта для реорганизации муниципальных образований63
- Факторы стратегического планирования развития территорий64
- Механизм анализа структурной безработицы в регионе
- ИнНовационные направления развития экономической самостоятельности местного самоуправления
- Анализ внутренней и внешней среды предприятия при стратегическом планировании его развития
- Формирование стратегии развития региональной экономики на инновационной основе67
- Кластерный подход к организации взаимодействия малых и крупных предприятий на уровне региона
- Особенности функционирования управляющей компании холдинга
- Влияние инвестиций на инновационную политику региона
- Научно-технический прогресс как фактор цикличного развития экономики инновационного типа
- Количественный анализ развития лизинга в рф
- Использование нейросетевых технологий в адаптивном управлении предприятием74
- Оценка влияния информационного,
- Производственного и трудового потенциалов
- На социально-экономическую эффективность
- Развития региона
- Формирование и выбор адаптивно-рациональных прогнозных траекторий развития районов в условиях пространственной социально-экономической поляризации
- Системная трансформация сущности
- Инновационные подходы к стратификации пространственно-поляризованной территориально-отраслевой структуры регионов и социально-экономическому районированию
- Экономический спад в россии: причины начала кризиса в промышленности и пути выхода из него
- Особенности хаотических колебаний в динамических системах
- Основные направления оптимизации денежных потоков промышленного предприятия в условиях кризиса
- Сетевые отношения экономических субъектов: перспективное направление развития российской экономики
- Особенности адаптации реинжиниринга бизнес-процессов в современных российских условиях
- Оптимизация деятельности органов местного самоуправления: стратегическое направление развития современной российской государственности
- Структурные сдвиги в промышленности: территориальный и отраслевой аспект 90
- Формирование эффективной системы налогообложения муниципальных образований
- Планирование оборотных производственных активов на примере запасов материальных ресурсов 91
- Проблемы и пути развития инновационной деятельности в курской области
- Модернизация системы стратегического программирования развития регионов
- Взаимосвязь динамики ввп и занятости в россии и странах снг
- Повышение эффективности развития и функционирования финансово-кредитных рынков как ресурсной базы стратегического развития регионов
- Анализ опыта использования логистического подхода к формированию и функционированию складской базы
- Регулирование доверительного управления строениями
- Логистика реорганизации региональных фондовых рынков
- Прямые иностранные инвестиции: плюсы и минусы
- Российский опыт муниципального предпринимательства
- Современное состояние рынка труда воронежской области
- О механизме взаимодействия федеральных и территориальных органов исполнительной власти при разработке программ и стратегий комплексного развития регионов
- Этапы развития международного регионального предпринимательства в аспекте разделения труда
- Инновационно-стратегическое развитие региона
- Государственное регулирование рекламной деятельности в регионе
- Совершенствование показателей мониторинга инновационной деятельности в регионе
- Проблемы развития механизма привлечения инвестиций в экономику региона
- Методический алгоритм совершенствования региональной организации жизнедеятельности населения
- Кадры органов местного самоуправления: современное состояние и пути совершествования
- Регион: подсистема социально-экономического комплекса страны и относительно самостоятельная экономическая система
- Эволюция экономического пространства россии
- Территориально-производственные комплексы в ссср и кластеры в современной россии: сравнительная характеристика
- Государственно-частное партнерство как институт развития территорий