logo
От Рисина Конференции / Конференция - Воронеж-Курск - часть 1

Оптимизация деятельности органов местного самоуправления: стратегическое направление развития современной российской государственности

Для современного этапа развития российского общества характерным явлением становится переоценка ценностей, затрагивающая все сферы его жизнедеятельности. Переоценка ценностей всегда проходит болезненно для отдельного человека и общества в целом. Одна система ценностей сменяется другой, встречая сопротивление обыденного сознания и традиции, укорененной в повседневном культурно-антропологическом бытии человека. Диалектика традиции и инновации составляет сущность данного процесса, поскольку любая инновация имплицитно подпитывается потенциалом традиции. Отмеченная закономерность в полной мере относится и к новому осмыслению проблем местного самоуправления.

Потребность в самоуправлении обусловлена многими задачами, возникающими на местах, решение которых подчас невозможно из центра. Местное самоуправление - это тот уровень власти, который реально приближен к населению. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать муниципальные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать уровень социально – экономического развития местных сообществ. Достигнутый уровень социально – экономического развития муниципальных образований является степенью измерения эффективности деятельности органов местного самоуправления, поскольку их главная задача – повышение уровня жизни населения посредством проведения социальной, экономической и иных политик.

Стратегическим направлением развития современной российской государственности становится оптимизация деятельности органов местного самоуправления. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления является важным условием обеспечения стабильности российского общества. Широкое вовлечение граждан в решение проблем качества жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение положений нормативно-правовых актов при обязательном условии поддержания устойчивого равновесия между государственными и местными интересами способны заложить фундамент столь необходимого российскому обществу гражданского согласия. Переход к новым общественно-политическим и социально - экономическим отношениям закономерно требует изменения всей системы управления обществом.

Формирование местного самоуправления в Российской Федерации оказалось одной из наиболее трудных задач реформирования всей политической системы общества и обновления государственности. Разграничивая в теории сферу государственной власти и сферу местного самоуправления, надо иметь в виду не столько иную природу органов местного самоуправления, сколько специфику выполняемых ими функций. Местное самоуправление можно охарактеризовать и как форму, способ организации и осуществления населением власти на местах, которая обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Данная форма реализации власти на местах означает также, что граждане и формируемые ими органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление местными делами. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция Российской Федерации (статья 130) устанавливает: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Потребность в самоуправлении обусловлена многими задачами, возникающими на местах, решение которых подчас невозможно из центра. Местное самоуправление является одной из актуальных форм развития системы государственного и муниципального управления. В связи с этим возникает проблема организации взаимодействия государственной власти и местного самоуправления с учетом региональных особенностей.

В целом практика реализации первого этапа реформы местного самоуправления столкнулась со многими проблемами субъективного и объективного характера. К объективным можно отнести запаздывание в формировании нормативной правовой базы местного самоуправления как на федеральном, так и на региональном уровнях. Однако в ходе реформы обозначились и субъективные моменты, проявляющиеся в прямом торможении некоторыми субъектами Российской Федерации введения закона на их территории.

Базисом закона стало введение на всей территории России единой двухуровневой модели территориальной организации местного самоуправления, в основе которой так называемый принцип «матрёшки» - одновременное функционирование органов местного самоуправления на уровне городских и сельских поселений и на уровне районов84. При этом образуются 5 типов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ (город, не входящий в состав муниципального района), внутригородская территория города федерального значения. До реформы в Курской области существовала так называемая «поселенческая модель», при которой муниципальные образования были созданы только на уровне сельских и городских поселений, но не существовали на уровне районов85. Приведение законодательства Курской области в соответствие с федеральным законодательством привело к созданию 28 новых муниципальных образований – муниципальных районов и приданию 5 городам области, (Курску, Железногорску, Курчатову, Щиграм и Льгову), статуса городского округа.

Введение двухуровневой модели поставило серьёзную проблему – каким образом разграничить предметы ведения между органами местного самоуправления поселений и районов? От решения данной проблемы напрямую зависит эффективность исполнения муниципальной властью своих полномочий. Важным достоинством нового закона является формальное закрепление за каждым уровнем местного самоуправления своих полномочий86. Определён свой круг вопросов для городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов.

Развитие местного самоуправления в Курской области сталкивается с большим количеством проблем. Кроме затруднений, характерных для всей страны (неподготовленность населения, региональной политической элиты и управленческого аппарата к введению местного самоуправления, финансовые проблемы, нарушение законодательства и т.д.), целый ряд проблем возникает как следствие избранной в области системы местного самоуправления (поселенческий тип). Она порождает большое количество нестыковок между требованиями законодательства и организационно-техническими возможностями их осуществления управленческим аппаратом87.

Можно выделить следующие негативные тенденции, складывающиеся в области местного самоуправления:

- усиление разрыва между объемом полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления и их финансовым и материальным обеспечением, рост кредиторской задолженности органов местного самоуправления;

- нарушение прав граждан на местное самоуправление (в том числе упразднение муниципальных образований вопреки воле населения, лишение муниципальных образований статуса самостоятельных субъектов межбюджетных отношений в субъекте Федерации).

Для укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований Курской области, безусловно, требуется увеличение объема и роли местных налогов, для чего следует формировать эффективную систему местного налогообложения. Необходимо также и дальнейшее проведение инвентаризации имущества, наличие градостроительных планов. Не менее важно для успешной работы усовершенствование муниципальной службы.

Социально-экономическое развитие муниципальных образований сдерживается неэффективностью правового регулирования вопросов формирования и разграничения муниципального имущества.

Остается нерешенной проблема погашения задолженностей муниципальных образований Курской области в сфере ЖКХ. В местных бюджетах отсутствуют необходимые средства для финансирования расходов на проведение капитального ремонта муниципального жилого фонда88. Данные проблемы тормозят проведение жилищно-коммунальной реформы и модернизацию предприятий коммунального хозяйства.

Рост экономического потенциала муниципалитетов, необходимый для обеспечения их социально-экономического развития, может стимулироваться за счет развития органами местного самоуправления конкуренции и привлечения инвестиций в экономику Курской области, развития малого бизнеса. Органам местного самоуправления необходимо активно применять новые рыночные механизмы для эффективного использования муниципального имущества и финансов, вовлекать предпринимателей и частный бизнес для предоставления социальных услуг населению, используя с этой целью концессионные соглашения89.

Заключение концессионных соглашений может стать одним из механизмов, позволяющих более эффективно эксплуатировать объекты коммунальной инфраструктуры, автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, объекты, используемые для осуществления медицинской деятельности, организации отдыха граждан, образования, культуры и спорта.

Ватутина О.О.